Методология использования цифрового образовательного ресурса в учебном процессе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В условиях стремительного развития технологий и цифровизации образования, использование цифровых образовательных ресурсов становится необходимым условием для повышения качества обучения. В данной статье рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с внедрением цифровых образовательных технологий, а также их влияние на учебный процесс и образовательные результаты. Определена роль цифровых ресурсов в обеспечении доступности современного образования и индивидуализации обучения. Рассмотрены основные дидактические принципы Я.А. Коменского и реализация на примере разработанного цифрового образовательного ресурса по дисциплине «Информатика и информационные технологии».

Цель. Разработка и обоснование методологии использования цифрового образовательного ресурса в учебном процессе, направленной на повышение эффективности обучения, индивидуализацию образовательных траекторий студентов и интеграцию современных технологий в образовательную среду вуза.

Материалы и методы. В работе рассмотрен спектр подходов к разработке цифровых образовательных материалов включая использование мультимедийных технологий, интерактивных платформ и образовательных приложений. Проанализированы современные методики и инструменты, способствующие эффективному обучению и вовлечению студентов в учебный процесс.

Результаты. Анализ влияния цифровых технологий на образовательный процесс, оценка эффективности использования таких ресурсов в обучении, влияние на мотивацию и вовлеченность студентов. Статья включает примеры успешных практик и рекомендаций по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.

Об авторах

Светлана Владимировна Булатова

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlanavladimirovna7061982@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-7534-0451
SPIN-код: 6012-7000

старший преподаватель кафедры информационных систем

Россия, пр. Мира, 68/19, г. Набережные челны, 423812, Российская Федерация

Айгуль Гинатулловна Файзуллина

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета

Email: dlya_pisem_t@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4369-3057
SPIN-код: 1510-4203
Scopus Author ID: 56674809200
ResearcherId: L-7734-2015

старший преподаватель кафедры бизнес-информатики и математических методов в экономике 

Россия, пр. Мира, 68/19, г. Набережные челны, 423812, Российская Федерация

Зульфина Шамилевна Аглямова

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова

Email: aglamova@chl.ieml.ru
ORCID iD: 0000-0002-7604-489X
SPIN-код: 8105-6507
Scopus Author ID: 56682863800
ResearcherId: M-1629-2016

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, моделирования и анализа данных

Россия, ул. Московская, 42, г. Казань, 420111, Российская Федерация

Ирина Ивановна Фролова

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

Email: fii@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8707-6336
SPIN-код: 8758-7488
Scopus Author ID: 56286018900
ResearcherId: M-8661-2015

кандидат социологических наук, доцент кафедры цифровая экономика и управление качеством

Россия, ул. Московская, 42, г. Казань, 420111, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бакланова, Г. А. (2013). Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Барнаул. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/QIGXHT
  2. Булатова, С. В. (2024). Педагогические аспекты применения цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. В сборнике: Использование информационных технологий в различных сферах деятельности: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию основания университета (с. 163–165). Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. EDN: https://elibrary.ru/DDFLMN
  3. Гавриков, А. Л. (2000). Возможности использования электронных учебников в образовательном процессе. Новгород. Получено с http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200003/Gavrikov-R.htm (дата обращения: 10.02.2025).
  4. Грозян, Н. Ф., & Прудникова, Т. И. (2021). Дидактические принципы Я. А. Коменского: Принципы реализации в современной школе. Проблемы современного педагогического образования, (70-2), 63–66. EDN: https://elibrary.ru/YMWQFC
  5. Давидовский, Г. А. (2024). Организация самостоятельной работы обучающихся по информатике на основе цифровых образовательных ресурсов. Получено с https://infourok.ru/statya-po-teme-organizaciya-samostoyatelnoy-raboti-obuchayuschihsya-po-informatike-na-osnove-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-3779131 (дата обращения: 20.01.2025).
  6. Елисеева, Е. В. (2010). Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза. Вестник Брянского государственного университета, (1), 56–60. EDN: https://elibrary.ru/MNHLPV
  7. Использование ресурсов Интернет в учебно-воспитательном процессе. Получено с http://www.teacherjournal.ru/shkola/informatika/2322-ispolzovanie-resursov-internet-v-uchebno-vospitatelnom-proczesse.html (дата обращения: 29.11.2024).
  8. Использование ЦОР в образовательном процессе. Получено с https://wiki.i-edu.ru/mediawiki/index.php/Использование_ЦОР_в_образовательном_процессе (дата обращения: 02.02.2025).
  9. Коротеева, А. С., & Челпаченко, Т. В. (2022). Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися. Историко-педагогический журнал, (3), 126–133. EDN: https://elibrary.ru/RYTJOG
  10. Поладов, Шохрат. (2024). Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию. Молодой ученый, (7), 237–239. Получено с https://moluch.ru/archive/506/111371 (дата обращения: 02.02.2025). EDN: https://elibrary.ru/BMGNQQ
  11. Рабочая программа дисциплины "Информатика и информационные технологии", для студентов направления подготовки 09.03.03 "Прикладная информатика". Получено с https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/316389 (дата обращения: 10.01.2025).
  12. Тарасов, С. П. (2022). Классификации и типологии ЦОР. Караганда. Получено с https://multiurok.ru/blog/klassifikatsii-i-tipologii-tsor.html (дата обращения: 10.01.2025).
  13. Цифровые образовательные ресурсы как электронный компонент процесса обучения. Получено с https://worldofteacher.com/8688-konsultaciya-dlya-pedagogov-doo-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-elektronnyy-komponent-processa-obucheniya (дата обращения: 15.01.2025).
  14. Цифровые образовательные ресурсы и их использование в учебном процессе. Получено с https://www.xn-2-stbo5a.xn-p1ai/images/sampledata/doc/ansm1 (дата обращения: 12.12.2024).
  15. Цифровые образовательные ресурсы и их возможности для организации онлайн обучения. Получено с https://ipk.68edu.ru/index.php/component/k2/item/1549-tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-i-ikh-vozmozhnosti-dlya-organizatsii-onlajn-obucheniya (дата обращения: 12.12.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».