Актуальные проблемы формирования социально активной личности в образовательном пространстве вуза
- Авторы: Сердюк Е.Г.1, Муромцева К.Р.1,2
-
Учреждения:
- Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
- Таганрогский институт управления и экономики
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 451-472
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/302890
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-819
- EDN: https://elibrary.ru/EWOMKK
- ID: 302890
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В современных условиях глобальных в быстром темпе сменяющих друг друга трансформаций человек теряет способность контроля процессов как внутренних, так и внешних. Высокий уровень неопределенности внешней среды, образуя рисковое контекстное поле, является дестабилизирующим устойчивое психоэмоциональное состояние личности, провоцирующим рост тревожности, беспомощности. Личность теряет возможность управлять собственными эмоциями, выборами, действиями, в целом ситуацией. Социальная современная реальность транслирует необходимость формирования устойчивой осознанной личности с социально активной позицией, способной сохраняться в изменяющемся объективном пространстве, опираясь на систему ценностей, убеждений, взглядов. Авторами предлагается интегративный подход в исследовании сложного по своей структуре механизма формирования социально активной личности. В данной статье анализируется теоретические основы феномена осознанности как отражения объективной реальности посредством объективизации значений, как базового элемента стабилизации и устойчивости личности в условиях неопределенности внешней среды; рефлексивные, смысловые и деятельностные компоненты.
Цель – исследование осознанности как фундамента формирования мировоззрения личности в рамках социальных и индивидуальных ценностей.
Материалы и методы. Главный метод исследования – научно-теоретический анализ. Статья базируется на комплексе источников: фундаментальные труды, научные публикации, материалы конференций и семинаров, что позволяет осуществить всесторонний анализ формирования социально активной личности в образовательном пространстве.
Результаты. Сущность понятий «ценности», «ценностная структура», «правосознание», «патриотизм», которые в совокупности позволяют личности занять активную позицию в обществе, осознанно включая принятые социумом нормы в свой внутренний мир. Необходимостью является развитие приоритетного направления – аксиологизации образовательного пространства вузов. Типологизация ценностей позволяет рассмотреть базовые традиционные ценности с позиции основного фундаментального элемента формирования патриотизма и правосознания. Перечисленные категории исследуются в аспекте аксиологической основы педагогического процесса в целом.
Об авторах
Елена Григорьевна Сердюк
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Автор, ответственный за переписку.
Email: alenaserduk@yandex.ru
кандидат социологических наук, доцент
Россия, пр-т Ленина, 93, г. Новороссийск, Краснодарский край, 353924, Российская Федерация
Кристина Романовна Муромцева
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова; Таганрогский институт управления и экономики
Email: krismurpsy@mail.ru
психолог отдела социально-психологического сопровождения и инклюзивного образования; аспирант
Россия, пр-т Ленина, 93, г. Новороссийск, Краснодарский край, 353924, Российская Федерация; ул. Петровская, 45, г. Таганрог, Ростовская обл., 347900, Российская Федерация
Список литературы
- Александровский, Ю. А. (2008). Краткий психиатрический словарь (2-е изд., перераб. и доп.). Москва: РЛС-2009. 143 с.
- Ануфриев, Е. А. (1969). Социальная активность личности. Москва: Знание. 37 с.
- Большой энциклопедический словарь (2-е изд., перераб. и доп.). (1997, 1999, 2001, 2004). Главный редактор А. М. Прохоров. Москва: Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт. 1456 с.
- Кровяков, В. М. (2006). Психотравматология. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ. 441 с.
- Лэнгле, А. (2017). Жизнь, наполненная смыслом: логотерапия как средство оказания помощи в жизни (пер. с нем. Я. Дюкова). Москва: Генезис. 144 с.
- Маслоу, А. Г. (2013). Мотивация и личность (3-е изд.) (пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина). Москва [и др.]: Питер. 351 с.
- Митрофанова, Н. В. (2017). Проблемы и перспективы устойчивого развития морской транспортной отрасли: коллективная монография (Филиппская Н. Ю., Ботнарюк М. В., Кочеганова И. А. и др.). Уфа: Аэтерна. 137 с.
- Немов, Р. С. (2007). Психологический словарь. Москва: ВЛАДОС. 559 с. ISBN: 978-5-691-01515-1 EDN: https://elibrary.ru/QXSRFZ
- Пергаменщик, Л. А. (2004). Кризисная психология: учеб. пособие. Минск: Выш. шк. 239 с. ISBN: 985-06-1010-7 EDN: https://elibrary.ru/JGEOHI
- Перлз, Ф. С. (2010). Гештальт-семинары. Москва: Ин-т общегуманитарных исследований. 348 с.
- Ребер, А. (2000). Большой толковый психологический словарь (пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева). Москва: Вече: АСТ. 1150 с.
- Рубинштейн, С. Л. (2012). Основы общей психологии. Москва [и др.]: Питер. 705 с. ISBN: 978-5-459-01141-8 EDN: https://elibrary.ru/QYEWHB
- Сердюк, Е. Г. (2022). Сформированность ценностно-смысловой сферы личности и уровень тревожности. The European proceedings of social & behavioural sciences epsbs, Vol. 125, с. 349–357.
- Серова, Н. В. (2018). Проблема человека в современной философии техники: Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая памяти Ивана Андреевича Негодаева (Ростов-на-Дону, 29 марта 2018 г.): материалы и доклады. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет", Донское философское общество. Ростов-на-Дону: ДГТУ. 403 с.
- Сидоров, П. И., & Парняков, А. В. (2000). Введение в клиническую психологию: Учеб. для студентов мед. вузов. Москва; Екатеринбург: Акад. проект: Деловая книга. 380 с.
- Скрыльникова, М. А. (2022). Основные факторы адаптации студентов с ОВЗ в структуре высшего образования. В кн.: Наука, образование, молодежь: горизонты развития: Материалы II Национальной научно-практической конференции, Керчь, 19 марта 2022 года (редакционная коллегия: Е. П. Масюткин [и др.]). Керчь: ФГБОУ ВО "Керченский государственный морской технологический университет", с. 299–305. EDN: https://elibrary.ru/ZDGFPG
- Собчик, Л. Н. (2005). Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. Санкт-Петербург: Речь. 621 с. ISBN: 5-9268-0195-8 EDN: QXNRZP
- Франкл, В. (1990). Человек в поисках смысла (общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева [с. 5–21]; пер. с англ. и нем.). Москва: Прогресс. 366 с. ISBN: 5-01-001606-0 EDN: https://elibrary.ru/YQCMMA
- Фрейд, З. (2024). Психология бессознательного. Питер (Айлиб). 605 с.
- Юмартова, Н. М., & Гришина, Н. В. (2013). Осознанность (Mindfulness). Психологические характеристики и инструменты измерения. Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 1, с. 267–273. EDN: https://elibrary.ru/RBGPOV
Дополнительные файлы
