Актуальные проблемы формирования социально активной личности в образовательном пространстве вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В современных условиях глобальных в быстром темпе сменяющих друг друга трансформаций человек теряет способность контроля процессов как внутренних, так и внешних. Высокий уровень неопределенности внешней среды, образуя рисковое контекстное поле, является дестабилизирующим устойчивое психоэмоциональное состояние личности, провоцирующим рост тревожности, беспомощности. Личность теряет возможность управлять собственными эмоциями, выборами, действиями, в целом ситуацией. Социальная современная реальность транслирует необходимость формирования устойчивой осознанной личности с социально активной позицией, способной сохраняться в изменяющемся объективном пространстве, опираясь на систему ценностей, убеждений, взглядов. Авторами предлагается интегративный подход в исследовании сложного по своей структуре механизма формирования социально активной личности. В данной статье анализируется теоретические основы феномена осознанности как отражения объективной реальности посредством объективизации значений, как базового элемента стабилизации и устойчивости личности в условиях неопределенности внешней среды; рефлексивные, смысловые и деятельностные компоненты. 
Цель – исследование осознанности как фундамента формирования мировоззрения личности в рамках социальных и индивидуальных ценностей. 
Материалы и методы. Главный метод исследования – научно-теоретический анализ. Статья базируется на комплексе источников: фундаментальные труды, научные публикации, материалы конференций и семинаров, что позволяет осуществить всесторонний анализ формирования социально активной личности в образовательном пространстве.
Результаты. Сущность понятий «ценности», «ценностная структура», «правосознание», «патриотизм», которые в совокупности позволяют личности занять активную позицию в обществе, осознанно включая принятые социумом нормы в свой внутренний мир. Необходимостью является развитие приоритетного направления – аксиологизации образовательного пространства вузов.  Типологизация ценностей позволяет рассмотреть базовые традиционные ценности с позиции основного фундаментального элемента формирования патриотизма и правосознания. Перечисленные категории исследуются в аспекте аксиологической основы педагогического процесса в целом.

Об авторах

Елена Григорьевна Сердюк

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Автор, ответственный за переписку.
Email: alenaserduk@yandex.ru

кандидат социологических наук, доцент

 

Россия, пр-т Ленина, 93, г. Новороссийск,  Краснодарский край, 353924, Российская Федерация

Кристина Романовна Муромцева

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова; Таганрогский институт управления и экономики

Email: krismurpsy@mail.ru

психолог отдела социально-психологического сопровождения и инклюзивного образования; аспирант

 

Россия, пр-т Ленина, 93, г. Новороссийск,  Краснодарский край, 353924, Российская Федерация; ул. Петровская, 45, г. Таганрог, Ростовская обл., 347900, Российская Федерация

Список литературы

  1. Александровский, Ю. А. (2008). Краткий психиатрический словарь (2-е изд., перераб. и доп.). Москва: РЛС-2009. 143 с.
  2. Ануфриев, Е. А. (1969). Социальная активность личности. Москва: Знание. 37 с.
  3. Большой энциклопедический словарь (2-е изд., перераб. и доп.). (1997, 1999, 2001, 2004). Главный редактор А. М. Прохоров. Москва: Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт. 1456 с.
  4. Кровяков, В. М. (2006). Психотравматология. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ. 441 с.
  5. Лэнгле, А. (2017). Жизнь, наполненная смыслом: логотерапия как средство оказания помощи в жизни (пер. с нем. Я. Дюкова). Москва: Генезис. 144 с.
  6. Маслоу, А. Г. (2013). Мотивация и личность (3-е изд.) (пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина). Москва [и др.]: Питер. 351 с.
  7. Митрофанова, Н. В. (2017). Проблемы и перспективы устойчивого развития морской транспортной отрасли: коллективная монография (Филиппская Н. Ю., Ботнарюк М. В., Кочеганова И. А. и др.). Уфа: Аэтерна. 137 с.
  8. Немов, Р. С. (2007). Психологический словарь. Москва: ВЛАДОС. 559 с. ISBN: 978-5-691-01515-1 EDN: https://elibrary.ru/QXSRFZ
  9. Пергаменщик, Л. А. (2004). Кризисная психология: учеб. пособие. Минск: Выш. шк. 239 с. ISBN: 985-06-1010-7 EDN: https://elibrary.ru/JGEOHI
  10. Перлз, Ф. С. (2010). Гештальт-семинары. Москва: Ин-т общегуманитарных исследований. 348 с.
  11. Ребер, А. (2000). Большой толковый психологический словарь (пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева). Москва: Вече: АСТ. 1150 с.
  12. Рубинштейн, С. Л. (2012). Основы общей психологии. Москва [и др.]: Питер. 705 с. ISBN: 978-5-459-01141-8 EDN: https://elibrary.ru/QYEWHB
  13. Сердюк, Е. Г. (2022). Сформированность ценностно-смысловой сферы личности и уровень тревожности. The European proceedings of social & behavioural sciences epsbs, Vol. 125, с. 349–357.
  14. Серова, Н. В. (2018). Проблема человека в современной философии техники: Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая памяти Ивана Андреевича Негодаева (Ростов-на-Дону, 29 марта 2018 г.): материалы и доклады. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет", Донское философское общество. Ростов-на-Дону: ДГТУ. 403 с.
  15. Сидоров, П. И., & Парняков, А. В. (2000). Введение в клиническую психологию: Учеб. для студентов мед. вузов. Москва; Екатеринбург: Акад. проект: Деловая книга. 380 с.
  16. Скрыльникова, М. А. (2022). Основные факторы адаптации студентов с ОВЗ в структуре высшего образования. В кн.: Наука, образование, молодежь: горизонты развития: Материалы II Национальной научно-практической конференции, Керчь, 19 марта 2022 года (редакционная коллегия: Е. П. Масюткин [и др.]). Керчь: ФГБОУ ВО "Керченский государственный морской технологический университет", с. 299–305. EDN: https://elibrary.ru/ZDGFPG
  17. Собчик, Л. Н. (2005). Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. Санкт-Петербург: Речь. 621 с. ISBN: 5-9268-0195-8 EDN: QXNRZP
  18. Франкл, В. (1990). Человек в поисках смысла (общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева [с. 5–21]; пер. с англ. и нем.). Москва: Прогресс. 366 с. ISBN: 5-01-001606-0 EDN: https://elibrary.ru/YQCMMA
  19. Фрейд, З. (2024). Психология бессознательного. Питер (Айлиб). 605 с.
  20. Юмартова, Н. М., & Гришина, Н. В. (2013). Осознанность (Mindfulness). Психологические характеристики и инструменты измерения. Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 1, с. 267–273. EDN: https://elibrary.ru/RBGPOV

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».