Квест-игра как современная интерактивная технология по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена актуальной проблеме формирования у дошкольников основ финансовой грамотности, которая является неотъемлемой частью Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста направлено на приобретение финансово-экономических знаний и формирования у них трудовых и нравственных качеств личности: бережливости, экономности, деловитости, рациональности и развития критического мышления.

Цель. Изучение возможности использования современной интерактивной технологии квест-игра как платформы для формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Автор концентрирует свое внимание на внедрение квест-технологии в образовательный процесс дошкольного образования как современную интерактивную технологию, направленной на реализацию поставленной цели.

Материалы и методы. В качестве основных подходов, позволяющих достигнуть максимального положительного результата приняты системно-деятельностный и личностно-ориентированный, поскольку они позволяют рассматривать образовательный процесс в контексте с ФГОС ДО. Личностно-ориентированный подход нацелен на создание условий развития личности в процессе реализации квест-игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, развития их способностей и творческого потенциала. Системно-деятельностный подход ориентирован на создание гибкой системы условий развития ребенка, помогающей его позитивной социализации и развития инициативы.  

Результаты. Подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности внедрения современной интерактивной технологии квест-игра в образовательный процесс по формированию финансовой грамотности дошкольников. В ходе исследуемой современной интерактивной технологии было выявлено: 1) Активизация познавательной деятельности детей и совершенствование коммуникативных качеств личности. 2) Появление интереса к трудовой деятельности через ознакомление с разными видами профессий. 3) Желание бережно относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения. 4) Творчески подходить к решению игровых задач. 

Об авторах

Наталья Викторовна Лиханова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.oleynick2013@yandex.ru

аспирант кафедры экономической теории

Россия, ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Российская Федерация

Список литературы

  1. Аналитический центр НАФИ. (2024). Индекс финансовой грамотности россиян-2024. Получено с https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-2024/
  2. Гавришова, Е. В., & Миленко, В. М. (2015). Квест-приключенческая игра для детей. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, (10), 57–61.
  3. Dodge, B. (2005). Some Thoughts About Webquests. Получено с http://ozline.com/learning/index.htm
  4. Кузнецова, Т. А. (2011). Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда. ITO–Иваново–2011, секция 2. Получено с http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II–0–12.html
  5. Lachance, M. J., & Legault, F. (2007). College students’ consumer competence: Identifying the socialization sources. Journal of Research for Consumers, 13, 1–5.
  6. Логинова, В. И. (2011). Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал: старшая группа. Волгоград: Учитель. 62 с.
  7. March, T. (2000). Are we there yet? A parable on the educational effectiveness of technology. Multimedia Schools Magazine, 7(3), 54–55.
  8. Обухова, Л. Ф. (2024). Возрастная психология: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт. 411 с. Получено с https://urait.ru/bcode/535165
  9. Осяк, С. А., Султанбекова, С. С., Захарова, Т. В., Яковлева, Е. Н., Лобанова, О. Б., & Плеханова, Е. М. (2015). Образовательный квест — современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования, (1-2). Получено с https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247
  10. Ошкина, А. А. (2018). Квест-игра — культурная практика детей дошкольного возраста. В сборнике: Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (с. 279–282).
  11. Поварицына, Г. П., & Киселева, Ю. А. (2020). Финансовая грамотность дошкольников. Москва: Учитель. 186 с.
  12. Поспелова, Т. А., & Моисеева, Н. М. (2017). Квест как новая форма взаимодействия между субъектами образования. Дошкольная педагогика, (132), 18–21.
  13. Радченко, Е. В. (2019). Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. Получено с https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/18/statya-znachenie-igry-v-razvitii-detey-doshkolnogo
  14. Смирнова, Е. О. (2000). Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия. 160 с. Получено с http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-1.shtml
  15. Смоленцева, А. А. (2002). Введение в мир экономики или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 167 с.
  16. Сокол, И. Н. (2014). Классификация квестов. Молодий вчений, (6), 138–140. Получено с http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf
  17. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. (2023). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года № 2039-р. Получено с https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-24.10.2023-N-2958-r//
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (2020). Москва: Сфера. 96 с.
  19. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. (2022). Утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028/. Получено с https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf/
  20. Huizinga, J. (1997). Homo Ludens. Москва: Прогресс — Традиция. 416 с.
  21. Hockly, N. (2008). What is a WebQuest? Entré Lenguas, 117 с.
  22. Хьюбнер, Д. (2015). Становление Мида: социальный процесс академического знания. Европейский журнал социологии, 53(3), 488–493. https://doi.org/10.1017/S000397561500034X
  23. Шабаева, М. Ф., Константинов, Н. А., & Медынский, Е. Н. (1986). История дошкольной педагогики. История дошкольной педагогики, С. 395–401. Москва: Просвещение.
  24. Шатова, А. Д. (2018). Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы. Дошкольное воспитание, (2), 22–26.
  25. Эльконин, Д. Б. (2022). Психология игры. Москва: RUGRAM. 384 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».