Психолого-педагогическая программа развития у спортсменов просоциальной направленности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В связи с возрастанием социальной и политической роли современного спорта, а также проявления всех очевидных проблем и противоречий негативной моральной окраски, многочисленных случаев неспортивного поведения и скандалов, назрела острая необходимость в психолого-педагогическом сопровождении, направленном на формирование систематизированных знаний о социально-психологических особенностях и закономерностях развития и поведения спортсменов.

Цель исследования – разработка и научно-методическое обоснование психолого-педагогической программы развития у спортсменов просоциальной направленности.

Методы исследования. Основными методами исследования стали: изучение литературных источников; анализ и синтез, проектирование. Теоретико-методологическою основу исследования составили концепции просоциального поведения, концепция гуманизации современного спорта, философские, аксиологические, культурологические, социально-психологические аспекты спорта и спортивной деятельности.

Результаты. Разработанная программа направлена на личностное развитие спортсменов, способствующее формированию просоциального поведения и моральных норм в спорте. Содержание программы построено с позиций социально-психологических теорий, основано на принципах спортивной этики, включает в себя основы психологии социального развития и коммуникативной культуры, а также способствует профилактике агрессивного поведения спортсменов.

Об авторах

Михаил Сергеевич Белов

Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина

Автор, ответственный за переписку.
Email: fizvos@ispu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8729-0685
SPIN-код: 4838-0413
Scopus Author ID: 57194472169
ResearcherId: P-7104-2017

кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания

Россия, ул. Рабфаковская, 34, г. Иваново, 153003, Российская Федерация

Павел Александрович Кисляков

Российский государственный социальный университет; Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России)

Email: pack.81@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1238-9183
SPIN-код: 1375-5625
Scopus Author ID: 56348736600
ResearcherId: E-4701-2016

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики; главный научный сотрудник

Россия, ул. В.Пика, 4, стр. 1, г. Москва, 129226, Российская Федерация; ул. Житная, 14, г. Москва, 119991, Российская Федерация

Надежда Александровна Цветкова

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России)

Email: TsvetkovaNA@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0967-205X
SPIN-код: 1681-2189
Scopus Author ID: 57190443351
ResearcherId: V-1958-2017

доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник

Россия, ул. Житная, 14, г. Москва, 119991, Российская Федерация

Список литературы

  1. Барчукова, Г. В., & Ивашин, А. А. (2021). Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «Бадминтон» (этап начальной подготовки): Методическое пособие. Москва: РУС «ГЦОЛИФК». 164 с.
  2. Белов, М. С., Кисляков, П. А., & Силаева, О. А. (2023). Исследование моральных и просоциальных норм в спорте. Теория и практика физической культуры, (7), 108–110.
  3. Бочавер, К. А., Бондарев, Д. В., & Довжик, Л. М. (2023). Психологическая диагностика в спорте. Москва: Спорт. 232 с.
  4. Бочавер, К. А., & Довжик, Л. М. (2021). Тренер как воспитатель и наставник: профессиональные позиции высококвалифицированных специалистов. В сборнике: Психология спорта: наука и практика (с. 23–32). Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа».
  5. Дебелова, Л. И., & Шульц, О. В. (2016). Честная игра – путь к победе. Наука и образование: новое время, (2), 329–333.
  6. Кисляков, П. А., Белов, М. С., Шмелева, Е. А., & Корнев, А. В. (2020). Психологическая оценка социального поведения в спорте. Теория и практика физической культуры, (8), 82–85.
  7. Ланцова, С. В., & Шмелева, Е. А. (2023). Предикторы оффлайн просоциального поведения подростков. Научный поиск: личность, образование, культура, (2), 33–39. https://doi.org/10.54348/SciS.2023.2.7
  8. Русада. Образовательные программы: официальный сайт российского антидопингового агентства. Получено с https://www.rusada.ru/education/educational-programs (дата обращения: 25.11.2024).
  9. Кисляков, П. А., Белов, М. С., Силаева, О. А., & Савченко, Д. В. (2024). Социальная психология спорта: учебное пособие. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр». 180 с. https://doi.org/10.12731/978-5-907608-40-5
  10. Camiré, M., Rathwell, S., Turgeon, S., & Kendellen, K. (2019). Coach-athlete relationships, basic psychological needs satisfaction and thwarting, and the teaching of life skills in Canadian high school sport. International Journal of Sports Science & Coaching, 14, 591–606. https://doi.org/10.1177/1747954119869542
  11. Chen, Z., Wang, D., Wang, K., Ronkainen, N., & Huang, T. (2016). Effects of coaching style on prosocial and antisocial behavior among Chinese athletes. Social Behavior and Personality: An International Journal, 44(11), 1889–1900. https://doi.org/10.2224/sbp.2016.44.11.1889
  12. Hanna-Mari, T., Wright, P. M., Hassandra, M., Hagger, M. S., Hankonen, N., Hirvensalo, M., et al. (2019). Training Programme for Novice Physical Activity Instructors Using Teaching Personal and Social Responsibility (TPSR) Model: A Programme Development and Protocol. International Journal of Sport Exercise Psychology, 19(2), 159–178. https://doi.org/10.1080/1612197X.2019.1661268
  13. Hellison, D. (2011). Teaching Personal and Social Responsibility Through Physical Activity (3rd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics. 224 p. https://doi.org/10.5040/9781718208919
  14. Hellison, D., & Walsh, D. (2002). Responsibility-based Youth Programs Evaluation: Investigating the Investigations. Quest, 54, 292–307. https://doi.org/10.1080/00336297.2002.10491780
  15. Hodge, K., & Lonsdale, C. (2011). Prosocial and Antisocial Behavior in Sport: The Role of Coaching Style, Autonomous vs Controlled Motivation, and Moral Disengagement. Journal of Sport & Exercise Psychology, 33(4), 527–547. https://doi.org/10.1123/jsep.33.4.527
  16. Kavussanu, M., & Boardley, I. D. (2009). The Prosocial and Antisocial Behavior in Sport Scale. Journal of Sport and Exercise Psychology, 31(1), 97–117. https://doi.org/10.1123/jsep.31.1.97
  17. Llopis-Goig, R., Escartí, A., Pascual, C., Gutiérrez, M., & Marín-Suelves, D. (2011). Strengths, Difficulties and Improvable Aspects in the Application of a Personal and Social Responsibility Programme in Physical Education: An Evaluation Based on the Perceptions of Its Implementers. Culture & Education, 23, 445–461. https://doi.org/10.1174/113564011797330324
  18. Manesi, Z., van Doesum, N. J., & van Lange, P. A. M. (2017). Prosocial Behavior. В сборнике: Encyclopedia of Personality and Individual Differences (с. 1–4). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_1894-1
  19. Manzano-Sánchez, D., Valero-Valenzuela, A., Conde-Sánchez, A., & Ming-Yao, C. (2019). Applying the Personal and Social Responsibility Model-Based Program: Differences According to Gender Between Basic Psychological Needs, Motivation, Life and Intention to Be Physically Active. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(13), 2326. https://doi.org/10.3390/ijerph16132326
  20. Petitpas, A. J., Cornelius, A. E., Van Raalte, J. L., & Jones, T. (2005). A Framework for Planning Youth Sport Programs That Foster Psychosocial Development. Sport Psychologist, 19, 63–80. https://doi.org/10.1123/tsp.19.1.63
  21. Pozo, P., Grao-Cruces, A., & Pérez-Ordás, R. (2018). Teaching Personal and Social Responsibility Model-Based Programmes in Physical Education: A Systematic Review. European Physical Education Review, 24, 56–75. https://doi.org/10.1177/1356336X16664749

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».