Педагогическая профилактика правонарушений в Интернете у подростков в общеобразовательной организации
- Авторы: Ломовская С.А.1, Гатина Е.Е.1, Затомская А.А.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 114-132
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/300958
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-688
- EDN: https://elibrary.ru/WVZHQF
- ID: 300958
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Подростки, не осознавая своей ответственности за действия в сети, становятся уязвимыми к различным рискам, в частности, кибербуллингу и интернет-мошенничеству. В связи с ростом киберпреступности, а также увеличением числа подростков, инициирующих киберпреступления, было решено провести исследование для выявления наличия у обучающихся склонности к совершению киберпреступлений и определения уровня осведомленности обучающихся о существующих угрозах Интернета.
Цель – выявление факторов, способствующих совершению правонарушений в цифровом пространстве, а также разработка эффективных методов и подходов к обучению подростков безопасному поведению в Интернете.
Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы существующие подходы к обучению кибергигиене и цифровой этике, а также проведены эмпирические исследования, направленные на оценку уровня знаний подростков о кибербезопасности и их склонности к рискованному поведению. В качестве основной диагностической методики был выбран опросник «Оценка склонности к риску» Г. Шуберта в адаптации М. А. Котика.
Результаты. Результаты показали, что существует отрицательная корреляция между уровнем знаний о кибербезопасности и склонностью к риску, что подчеркивает важность образовательных программ, направленных на повышение осведомленности подростков о возможных угрозах в сети.
Авторы предлагают проведение тематических занятий в рамках внеурочного курса, которые помогут подросткам развить навыки критического мышления и ответственности за свои действия в Интернете. Исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к проблеме, включая совместную работу между педагогами, родителями и самими подростками, что позволит создать безопасную образовательную среду и снизить уровень правонарушений в сети.
Об авторах
Софья Анатольевна Ломовская
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: xxx_sofi_xxx@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-2915-0347
SPIN-код: 5320-2695
Scopus Author ID: 57219488839
преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности
Россия, ул. Киевская, 60, г. Томск, 634061, Российская ФедерацияЕлена Евгеньевна Гатина
Томский государственный педагогический университет
Email: elena.gatina.02@mail.ru
SPIN-код: 6154-1847
студентка
Россия, ул. Киевская, 60, г. Томск, 634061, Российская ФедерацияАнтонина Аркадьевна Затомская
Томский государственный педагогический университет
Email: goberman022@gmail.com
студентка
Россия, ул. Киевская, 60, г. Томск, 634061, Российская ФедерацияСписок литературы
- Digital 2024 April Global Statshot Report. (2024). Сервис DataReportal. Получено с https://datareportal.com/reports/digital-2024-april-global-statshot (дата обращения: 20.08.2024).
- Синогина, Е. С., & Ломовская, С. А. (2023). Механизм киберсоциализации школьников. В сборнике: Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски (с. 203–208). Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
- Гатина, Е. Е., & Ломовская, С. А. (2022). Информационная безопасность несовершеннолетних. В сборнике: Безопасность общества и вызовы времени: проблемы, события, судьбы (с. 20–25). Химки: Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Кузина, Л. С., & Стрельцова, Е. А. (2023). Дети в интернете. Москва: НИУ ВШЭ. Получено с https://issek.hse.ru/news (дата обращения: 10.05.2024).
- Кильдюшкин, Р. (2024). Российских подростков беспокоит травля в интернете. Газета.Ru. Получено с https://www.gazeta.ru/tech/news (дата обращения: 16.05.2024).
- Кочкина, Э. Л. (2017). Определение понятия «киберпреступление». Отдельные виды киберпреступлений. Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения, (3), 162–169.
- Кузнецова, Е. В. (2017). Общесоциальные меры профилактики деструктивного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних. Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, (4), 117–122.
- Ломовская, С. А., & Синогина, Е. С. (2021). Модели аддиктивного поведения в контексте интернет-зависимости. В сборнике: Профессиональное образование: проблемы и достижения (с. 179–184). Томск: Томский государственный педагогический университет.
- МВД Российской Федерации. Официальный сайт. (2024). Получено с https://70.мвд.рф/ (дата обращения: 10.05.2024).
- Орлова, Д. А. (2019). Преступления несовершеннолетних в Интернет-пространстве. Шаг в науку, (4), 109–112.
- Попов, В. В., Ерохина, А. В., & Черкасова, С. В. (2022). Юридическая ответственность несовершеннолетних граждан за противоправные действия в сети Интернет (сравнительно-правовой аспект). Вестник Московского университета МВД России, (5), 202–207.
- Крюкова, Е. М. (2022). Деятельность органов внутренних дел по выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в сети «Интернет». Аллея науки, 1(12)*, 433–436.
- Хаметдинова, Г. Ф. (2021). Профилактика правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних, совершаемых в сети Интернет. Вестник Могилевского института МВД, (1), 50–54.
- Романова, Т. В. (2019). Способы профилактики преступного поведения детей в сети Интернет. В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления (с. 233–236). Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда».
Дополнительные файлы
