Социальные и педагогические аспекты использования потенциала дистанционного обучения
- Авторы: Галиакберова А.А.1, Асратян Н.М.1, Сафина А.М.1, Галиев Р.М.1, Корнилова И.В.1,2
 - 
							Учреждения: 
							
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
 - Академия наук Республики Татарстан
 
 - Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
 - Страницы: 57-86
 - Раздел: Педагогические исследования
 - Статья опубликована: 30.09.2025
 - URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/348980
 - DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-896
 - EDN: https://elibrary.ru/DFXIWC
 - ID: 348980
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Трансформация современного образования связана с внедрением новейших информационно-коммуникационных технологий, поисками новых эффективных организационных принципов. Дистанционное обучение, превратившееся во всех странах в неотъемлемый элемент образовательных систем, стало ответом на эти современные вызовы. И если в очном обучении в постпандемийный период масштабы применения дистанционного формата существенно снизились, то потребность в нем для заочного образования только повышается. Отсюда необходимость исследования возможностей повышения эффективности его применения в российском заочном образовании.
Цель. На основе анализа основных аспектов и тенденций развития современного дистанционного обучения изучить возможность использования его потенциала для повышения качества учебного процесса на заочном отделении педагогического вуза.
Материалы и методы. Контент-анализ многочисленных научных публикаций, раскрывающих многогранные и неоднозначные тенденции в мировой практике дистанционного обучения, позволяет сформировать методологический каркас исследования. Метод единства теории и практики помогает проецировать на педагогическую практику российского вуза выявленные в глобальном образовательном пространстве позитивные аспекты дистанционного обучения. Общетеоретические методы (анализ, обобщение, интерпретация и др.), а также анкетный опрос студентов создают эмпирический контекст эксперимента, проведенного в Набережночелнинском государственном педагогическом университете в 2023-2024 уч. г. Его целью являлся рост активности студентов на электронной образовательной платформе и тем самым повышение эффективности использования потенциала дистанционного обучения.
Результаты. Исследование выявило, что современное дистанционное образование представляет собой интернациональное и многоаспектное явление. А анализ многочисленных научных публикаций показывает, что процесс внедрения дистанционных технологий в образовательную практику сопряжен с большим спектром сложных и дискуссионных проблем социального и педагогического характера. При этом в российском заочном образовании и в постпандемийный период сохранилась высокая востребованность в дистанционном обучении. В ходе трехэтапного эксперимента при изучении дисциплин «Педагогика» и «Философия» нами применена трехуровневая типология сформированности профессиональной компетентности студентов педвуза в использовании формата дистанционного обучения. Зафиксированный рост активности студентов на электронной образовательной платформе, а также более высокая успеваемость в экспериментальных группах по сравнению с контрольными является ключевым индикатором эффективности проведенного эксперимента.
Об авторах
Альфинур Азатовна Галиакберова
Набережночелнинский государственный педагогический университет
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: ngpi@tatngpi.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-3564-9737
				                	SPIN-код: 1240-5712
							Scopus Author ID: 57218911178
							ResearcherId: JNS-6862-2023
				                								
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры истории, географии и методик их преподавания
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Норайр Мартинович Асратян
Набережночелнинский государственный педагогический университет
														Email: norair.asratyan@gmail.com
				                	ORCID iD: 0000-0001-6075-2018
				                	SPIN-код: 1844-9122
							Scopus Author ID: 57218913815
							ResearcherId: P-3345-2018
				                								
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории, географии и методик их преподавания
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Аэлита Маратовна Сафина
Набережночелнинский государственный педагогический университет
														Email: Sam7mam@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0001-5675-4846
				                	SPIN-код: 9428-6199
														ResearcherId: ABF-2157-2021
				                								
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Рустем Мирзанурович Галиев
Набережночелнинский государственный педагогический университет
														Email: rm.galiev@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-5096-8648
				                	SPIN-код: 2399-5862
							Scopus Author ID: 57700978600
							ResearcherId: F-6430-2014
				                								
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского сектора
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Ирина Валерьевна Корнилова
Набережночелнинский государственный педагогический университет; Академия наук Республики Татарстан
														Email: ivkornilova@list.ru
				                	ORCID iD: 0000-0003-0910-8897
				                	SPIN-код: 6727-2777
							Scopus Author ID: 55799533500
							ResearcherId: I-2607-2018
				                								
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, географии и методик их преподавания; ведущий научный сотрудник Камского научного центра Института Татарской энциклопедии и регионоведения
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация; ул. Баумана, 20, г. Казань, 420111, Российская Федерация
Список литературы
- Варабина, А. О. (2020). Статистическое исследование и моделирование влияния онлайн-образования на уровень жизни населения [Выпускная квалификационная работа]. Москва: ВШЭ, 56 с. https://www.hse.ru/edu/vkr/364643132. EDN: https://elibrary.ru/SDQGRI
 - Гладкова, М. Н., Абрамова, Н. С., & Кутепов, М. М. (2017). Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения. Балтийский гуманитарный журнал, 6(2(19)), 103–105. EDN: https://elibrary.ru/YTSEJZ
 - Жукова, Л. В., Кирюшина, А. А., Ковальчук, И. М., & Рузаева, А. В. (2018). Повышение результативности системы дистанционного образования с помощью машинного обучения и технологии блокчейн. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии, (2(42)), 56–68. EDN: https://elibrary.ru/YQWYWD
 - Липовка, А. Ю., Бушма, Т. В., Зуйкова, Е. Г., Моха, А. А., & Липовка, В. П. (2021). Эффективность внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс студентов заочной формы обучения. Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта, (4(194)), 264–269. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p264-269. EDN: https://elibrary.ru/XIGUBM
 - Михайлова, Т. В., & Ходякова, Н. В. (2024). Эффективность применения дистанционных образовательных технологий в Академии управления МВД России: мнения слушателей заочной формы обучения. Педагогика и психология: академический журнал, (3(6)), 21–29. EDN: https://elibrary.ru/UVJOUY
 - Радыгина, Е. Г. (2022). Построение эффективной модели организации дистанционного обучения. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (02), 10–23. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11007. EDN: https://elibrary.ru/HDRRBE
 - Скоселев, А. (2020). Цифровое наступление на образование: всё готовилось задолго до коронавируса [Доклад на межрегиональной конференции «Цифровая война с образованием», 11 октября 2020 г.]. https://rvs.su/statia/cifrovoe-nastuplenie-na-obrazovanie-vsyo-gotovilos-zadolgo-do-koronavirusa
 - Asratyan, N., Radionova, S., Mukhtarova, R., Tsyganova, E., & Sharaeva, G. (2022). Information and Communication Technologies in Language Teaching. Digital Technologies in Teaching and Learning Strategies. Lecture Notes in Information Systems and Organisation, 56, 139–148. https://doi.org/10.1007/978-3-031-05175-3_14. EDN: https://elibrary.ru/QQGPCM
 - Camnalbur, M., Bayraktar, D. M., & Amuce, N. E. (2013). The Effect of Web-Based Instruction on Achievement: A Meta-Analysis Study. Cypriot Journal of Educational Sciences, 8(3), 292–301.
 - Duan, Y., Zhou, F., Li, X., Geng, L., & Yue, S. (2024). Is better readiness the key to deeper learning in distance education? A cross-sectional online study. Heliyon, 10(9), e30602. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e30602. EDN: https://elibrary.ru/YVVNBX
 - Emara, N., Atkinson, M., Karn, S., & Tryon, T. (2025). Analyzing Non-Linear and Interactive Impacts of Distance Learning on College Enrollment Post-COVID-19. Economic Analysis and Policy, 85, 2112–2125. https://doi.org/10.1016/j.eap.2025.02.041. EDN: https://elibrary.ru/JLDUUC
 - Fynn, A. (2025). Food insecurity among students in Open Distance and e-Learning in South Africa. Nutrition, 130, 112606130. https://doi.org/10.1016/j.nut.2024.112606. EDN: https://elibrary.ru/GBZFZO
 - Gellisch, M., Morosan-Puopolo, G., Wolf, O. T., et al. (2023). Interactive teaching enhances students’ physiological arousal during online learning. Annals of Anatomy — Anatomischer Anzeiger, 247, 152050. https://doi.org/10.1016/j.aanat.2023.152050. EDN: https://elibrary.ru/FHRDCK
 - Gewalt, S. C., Berger, S., Krisam, R., & Breuer, M. (2022). Effects of the COVID-19 pandemic on university students’ physical health, mental health and learning, a cross-sectional study including 917 students from eight universities in Germany. PLoS One, 17(8), e0273928. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0273928. EDN: https://elibrary.ru/ZYENIA
 - Ghosh, S., Pulford, S., & Bloom, A. J. (2022). Remote learning slightly decreased student performance in an introductory undergraduate course on climate change. Commun Earth Environ, 3(177). https://doi.org/10.1038/s43247-022-00506-6. EDN: https://elibrary.ru/DHKKBN
 - Hiemstra, L. A., Williams, H., Sasyniuka, T. M., & Kerslake, S. (2024). Orthopaedic sport medicine surgeons and fellows value immersive virtual reality for improving surgical training, procedural planning, and distance learning. Journal of ISAKOS, 9(4), 769–773. https://doi.org/10.1016/j.jisako.2024.05.002. EDN: https://elibrary.ru/PBRRTG
 - Jamil, N., Belkacem, A. N., & Lakas, A. (2023). On enhancing students’ cognitive abilities in online learning using brain activity and eye movements. Education and Information Technologies, 28(4), 4363–4397. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11372-2. EDN: https://elibrary.ru/RWXZJK
 - Johannessen, T., Fossum, M., Elf, M., & Opsal, A. (2024). Exploring the undergraduate nursing students’ experiences and learning strategies in distance nurse education: A qualitative study. Nurse Education Today, 146, 106500. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2024.106500. EDN: https://elibrary.ru/LRGQHI
 - Kammer, J. (2024). Distance Education; Hybrid Learning; Fully Online LIS Programs; and Mobile Learning. In Encyclopedia of Libraries, Librarianship and Information Science (Vol. 3, pp. 531–537). https://doi.org/10.1016/B978-0-323-95689-5.00088-2
 - Kim, C., Costello, F. J., Lee, J., & Lee, K. C. (2025). Metaverse-based distance learning as a transactional distance mitigator and memory retrieval stimulant. Information Processing & Management, 62(1), 103957. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2024.103957. EDN: https://elibrary.ru/ZOSTYZ
 - Koka, A., Stuby, L., Carrera, E., et al. (2025). Asynchronous Distance Learning Performance and Knowledge Retention of the National Institutes of Health Stroke Scale Among Health Care Professionals Using Video or e-Learning: Web-based Randomized Controlled Trial. Journal of Medical Internet Research, 27. https://doi.org/10.2196/63136. EDN: https://elibrary.ru/GWPTMC
 - Kulal, A., Dinesh, S., Abhishek, N., & Anchan, A. (2024). Digital access and learning outcomes: a study of equity and inclusivity in distance education. International Journal of Educational Management, 38(5), 1391–1423. https://doi.org/10.1108/IJEM-03-2024-0166. EDN: https://elibrary.ru/HOOUBO
 - Kuo, Y.-C., Lin, H.-C. K., Lin, Y.-H., Wang, T.-H., & Chuang, B.-Y. (2023). The Influence of Distance Education and Peer Self-Regulated Learning Mechanism on Learning Effectiveness, Motivation, Self-Efficacy, Reflective Ability, and Cognitive Load. Sustainability, 15(5), 4501. https://doi.org/10.3390/su15054501. EDN: https://elibrary.ru/WPHTEK
 - Kwaning, K., Ullah, A., Biely, C., et al. (2023). Adolescent Feelings on COVID-19 Distance Learning Support: Associations with Mental Health, Social-Emotional Health, Substance Use, and Delinquency. Journal of Adolescent Health, 72(5), 682–687. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2022.12.005. EDN: https://elibrary.ru/XEMSXW
 - Lopez, P. D. (2025). Navigating the digital shift in radiologic technology education: Distance learning and its implications: A narrative literature review. Journal of Medical Imaging and Radiation Sciences, 56(4), 101895. https://doi.org/10.1016/j.jmir.2025.101895
 - Martin, F., Sun, T., Westine, C. D., & Ritzhaupt, A. D. (2022). Examining research on the impact of distance and online learning: A second-order meta-analysis study. Educational Research Review, 36, 100438. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2022.100438. EDN: https://elibrary.ru/IILBSM
 - Mburu, A., Mascilini, F., Shaffi, A. F., et al. (2024). Feasibility and Acceptability of Ultrasound Training and Education Via Long-Distance E-Learning for Cervical Cancer Staging (US-TELE). International Journal of Gynecological Cancer, 35(2), 100218. https://doi.org/10.1016/j.ijgc.2024.100218. EDN: https://elibrary.ru/WODHQQ
 - Meijs, C., Neroni, J., Gijselaers, H. J. M., et al. (2019). Motivated strategies for learning questionnaire part B revisited: New subscales for an adult distance education setting. The Internet and Higher Education, 40, 1–11. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2018.09.003
 - Montastruc, F., Muscari, F., Tack, I., et al. (2024). Teaching pharmacovigilance to French medical students during the COVID-19 pandemic: Interest of distance learning clinical reasoning sessions. Therapie, 79(5), 553–558. https://doi.org/10.1016/j.therap.2023.12.003. EDN: https://elibrary.ru/EZUIIO
 - Mukhametshin, A., Asratyan, N., Safina, A., Gaifutdinov, A., Ganieva, G., & Ganieva, A. (2021). Students’ attitude to e-learning. SHS Web of Conferences, 97(2), 01042. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219701042. EDN: https://elibrary.ru/DGZUFO
 - Neroni, J., Meijs, C., Gijselaers, H. J. M., et al. (2019). Learning strategies and academic performance in distance education. Learning and Individual Differences, 73, 1–7. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2019.04.007
 - O’Byrne, R. M., White, S., & Chew-Graham, C. A. (2023). Pharmacists’ perspectives on the impact of postgraduate distance learning on their well-being: A qualitative study. Currents in Pharmacy Teaching and Learning, 15(10), 861–867. https://doi.org/10.1016/j.cptl.2023.07.027. EDN: https://elibrary.ru/GLNVJA
 - Onggirawan, C. A., Kho, J. M., Kartiwa, A. P., et al. (2023). Systematic literature review: The adaptation of distance learning process during the COVID-19 pandemic using virtual educational spaces in metaverse. Procedia Computer Science, 216, 274–283. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.12.137. EDN: https://elibrary.ru/SLGZPA
 - Otero, W. I., Petch, J., & Catapan, A. H. (2009). Developing High-Level Cognitive Skills in Distance Education. Florianópolis, pp. 1–10. https://www.abed.org.br/hotsite/15-ciaed/CD/trabalhos/ing/652009120607.pdf
 - Savchuk, S., Vigo, V., Chidambaram, S., et al. (2025). Early Neurosurgical Education in the Era of Distance Learning: Incorporating Virtual Reality and Cadaveric Specimen Demonstrations. World Neurosurgery, 193, 706–714. https://doi.org/10.1016/j.wneu.2024.09.132. EDN: https://elibrary.ru/FMPGEP
 - Soncini, A., Politi, E., Petruzziello, G., & Matteucci, M. C. (2025). “We never stop learning!” Teachers’ perceptions of distance learning strengths related to their professional growth and intention to integrate technology. Teaching and Teacher Education, 160, 105038. https://doi.org/10.1016/j.tate.2025.105038
 - Ulum, H. (2022). The effects of online education on academic success: A meta-analysis study. Education and Information Technologies, 27, 429–450. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10740-8. EDN: https://elibrary.ru/JBLUCM
 - Vidergor, H. E. (2023). The effect of teachers’ self-innovativeness on accountability, distance learning self-efficacy, and teaching practices. Computers & Education, 199, 104777. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2023.104777. EDN: https://elibrary.ru/ZPGZGI
 - Vos, S. G., Wijnia, L., Martens, R. L., & de Groot, R. H. M. (2025). How do distance learners self-regulate learning? A latent profile analysis of self-regulated learning and its relationship with self-regulatory efficacy, motivation, need satisfaction, need frustration, academic achievement, and well-being. Learning and Individual Differences, 120, 102678. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2025.102678
 - Wang, Y. (2023). The research on the impact of distance learning on students’ mental health. Education and Information Technologies, 28, 12527–12539. https://doi.org/10.1007/s10639-023-11693-w
 - Zagulova, D., Prokofyeva, N., Kolobovnikova, Yu., et al. (2023). Personalization of Distance Learning: Using PLS-SEM for Analyzing the Possibility of Differentiating Students with the Felder-Silverman Learning Style Model. Procedia Computer Science, 225, 3077–3085. https://doi.org/10.1016/j.procs.2023.10.301. EDN: https://elibrary.ru/NIAIBA
 - Zakharova, N., Frumina, S., Lobuteva, L., & Alwaely, S. (2024). The specifics of integrating distance learning technologies with traditional classroom instruction: How to design educational curricula in modern education? Heliyon, 10(20), e38740. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e38740. EDN: https://elibrary.ru/YRHEYW
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									


