Стили мышления как ключ к эффективному обучению иностранным языкам

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Взаимосвязь стиля мышления и изучения языка давно привлекает внимание ученых из различных научных областей. Однако в последние годы этот интерес становится особенно актуальным в связи с развитием информационного пространства и мультикультурализма. Необходимость пересмотра традиционных подходов к изучению языка обусловлена качественными изменениями, происходящими в современном мире.

Цель настоящего исследования заключается в актуализации концепций взаимозависимости изучения и обучения иностранному языку и различных стилей мышления.

Материалы и методы. В данной работе применялось комбинирование количественных и качественных методов, а именно, использование опросников для определения стилей мышления, в том числе разработанного Р. Брэмсоном и А. Харрисоном, с последующими интервью для углубленного понимания опыта студентов с разными стилями, интервью, фокус-группы, наблюдение, углубленное тестирование. Все это позволило получить полную и сбалансированную картину влияния стилей мышления на обучение иностранным языкам.

Результаты. Анализ показал, что различные стили мышления оказывают существенное влияние на изучение иностранного языка. Мы обнаружили, что различные стили мышления, такие как аналитический, интуитивный, креативный и другие, оказывают существенное влияние на выбор и использование языковых средств. Были разработаны и апробированы дифференцированные методики обучения профессиональному английскому языку, основанные на учете индивидуальных стилей мышления. Предлагаемые методики позволяют: адаптировать учебные материалы под когнитивные особенности студентов. Для обучающихся с аналитическим стилем мышления наиболее эффективными являются задания на детальный анализ и систематизацию информации, студентам с интуитивным стилем мышления можно предложить кейс-стади и ролевые игры, требующие быстрого принятия решений. Креативные студенты с удовольствием выполняют проекты, связанные с генерацией идей и нестандартными решениями. Студенты с логическим мышлением склоны решать учебные задачи на построение логических цепочек и анализ данных. В то же время важно комбинировать различные стили мышления в комплексных заданиях, например, разработка бизнес-кейсов, где студенты с разными стилями мышления работают в группах, что позволяет им развивать недостающие навыки. Анализ результатов показывает необходимость учета индивидуальных особенностей мышления при изучении языка и разработке коммуникативных стратегий. В контексте высшего образования эта тема позволяет разработать более современные методики обучения, основанные на индивидуальных когнитивных особенностях студентов, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Об авторах

Елена Алексеевна Стародубцева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: EAStarodubtseva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-8031-3474

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации

Россия, пр-кт Ленинградский, 49/2, г. Москва, 125167, Российская Федерация

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. (1991). Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение. 219 с.
  2. Карпов, А. В. (2024). Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов (2-е изд., испр. и доп.). Москва: Издательство Юрайт. 155 с. Получено с Образовательной платформы Юрайт: https://urait.ru/bcode/538776 (дата обращения: 12.01.2025).
  3. Новикова, А. Н., & Федорова, С. Н. (2021). Учет когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку. МНИЖ, (7-4). doi: 10.23670/IRJ.2021.109.7.125
  4. Холодная, М. А. (2002). Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Москва: ПЕР СЭ. 304 с.
  5. Шифрон-борейко, И. (2021). Влияние когнитивных стилей на выбор стратегий овладения и пользования языком. Известия ВГПУ, (3), 72–77.
  6. Юнг, К. Г. (2021). Психологические типы. Москва: Харвест. 528 с.
  7. Bramson, R., & Harrison, A. (1986). The Art of Thinking. New York: Berkley Books. 224 p.
  8. De Bono, E. (1970). Lateral Thinking: Creativity Step by Step. New York: Harper & Row. 300 p.
  9. De Bono, E. (1985). Six Thinking Hats. Boston: Little, Brown and Company. 192 p.
  10. Kolb, D. A. (1984). Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall. 256 p. Получено с: https://www.csulb.edu/sites/default/files/document/kolb_d._a._2014._experiential_learning-_experience_as_the_source_of_learning_and_development._ft_press.pdf (дата обращения: 12.01.2025).
  11. Messick, S. J. (1984). The Nature of Cognitive Styles: Problems and Promise in Educational Practice. Educational Psychologist, 19, 59–74. https://doi.org/10.1080/00461528409529283
  12. Myers, I. B., & Briggs, K. C. (1980). Gifts Differing: Understanding Personality Type. Palo Alto: Consulting Psychologists Press. 228 p.
  13. Sternberg, R. J. (1985). Beyond IQ: A Triarchic Theory of Human Intelligence. Cambridge: Cambridge University Press. 411 p.
  14. Sternberg, R. J. (1997). Thinking Styles. Cambridge: Cambridge University Press. 192 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511584152

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».