Стили мышления как ключ к эффективному обучению иностранным языкам
- Авторы: Стародубцева Е.А.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 97-113
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/300957
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-686
- EDN: https://elibrary.ru/CASWVN
- ID: 300957
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Взаимосвязь стиля мышления и изучения языка давно привлекает внимание ученых из различных научных областей. Однако в последние годы этот интерес становится особенно актуальным в связи с развитием информационного пространства и мультикультурализма. Необходимость пересмотра традиционных подходов к изучению языка обусловлена качественными изменениями, происходящими в современном мире.
Цель настоящего исследования заключается в актуализации концепций взаимозависимости изучения и обучения иностранному языку и различных стилей мышления.
Материалы и методы. В данной работе применялось комбинирование количественных и качественных методов, а именно, использование опросников для определения стилей мышления, в том числе разработанного Р. Брэмсоном и А. Харрисоном, с последующими интервью для углубленного понимания опыта студентов с разными стилями, интервью, фокус-группы, наблюдение, углубленное тестирование. Все это позволило получить полную и сбалансированную картину влияния стилей мышления на обучение иностранным языкам.
Результаты. Анализ показал, что различные стили мышления оказывают существенное влияние на изучение иностранного языка. Мы обнаружили, что различные стили мышления, такие как аналитический, интуитивный, креативный и другие, оказывают существенное влияние на выбор и использование языковых средств. Были разработаны и апробированы дифференцированные методики обучения профессиональному английскому языку, основанные на учете индивидуальных стилей мышления. Предлагаемые методики позволяют: адаптировать учебные материалы под когнитивные особенности студентов. Для обучающихся с аналитическим стилем мышления наиболее эффективными являются задания на детальный анализ и систематизацию информации, студентам с интуитивным стилем мышления можно предложить кейс-стади и ролевые игры, требующие быстрого принятия решений. Креативные студенты с удовольствием выполняют проекты, связанные с генерацией идей и нестандартными решениями. Студенты с логическим мышлением склоны решать учебные задачи на построение логических цепочек и анализ данных. В то же время важно комбинировать различные стили мышления в комплексных заданиях, например, разработка бизнес-кейсов, где студенты с разными стилями мышления работают в группах, что позволяет им развивать недостающие навыки. Анализ результатов показывает необходимость учета индивидуальных особенностей мышления при изучении языка и разработке коммуникативных стратегий. В контексте высшего образования эта тема позволяет разработать более современные методики обучения, основанные на индивидуальных когнитивных особенностях студентов, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.
Об авторах
Елена Алексеевна Стародубцева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: EAStarodubtseva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-8031-3474
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Россия, пр-кт Ленинградский, 49/2, г. Москва, 125167, Российская ФедерацияСписок литературы
- Зимняя, И. А. (1991). Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение. 219 с.
- Карпов, А. В. (2024). Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие для вузов (2-е изд., испр. и доп.). Москва: Издательство Юрайт. 155 с. Получено с Образовательной платформы Юрайт: https://urait.ru/bcode/538776 (дата обращения: 12.01.2025).
- Новикова, А. Н., & Федорова, С. Н. (2021). Учет когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку. МНИЖ, (7-4). doi: 10.23670/IRJ.2021.109.7.125
- Холодная, М. А. (2002). Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Москва: ПЕР СЭ. 304 с.
- Шифрон-борейко, И. (2021). Влияние когнитивных стилей на выбор стратегий овладения и пользования языком. Известия ВГПУ, (3), 72–77.
- Юнг, К. Г. (2021). Психологические типы. Москва: Харвест. 528 с.
- Bramson, R., & Harrison, A. (1986). The Art of Thinking. New York: Berkley Books. 224 p.
- De Bono, E. (1970). Lateral Thinking: Creativity Step by Step. New York: Harper & Row. 300 p.
- De Bono, E. (1985). Six Thinking Hats. Boston: Little, Brown and Company. 192 p.
- Kolb, D. A. (1984). Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall. 256 p. Получено с: https://www.csulb.edu/sites/default/files/document/kolb_d._a._2014._experiential_learning-_experience_as_the_source_of_learning_and_development._ft_press.pdf (дата обращения: 12.01.2025).
- Messick, S. J. (1984). The Nature of Cognitive Styles: Problems and Promise in Educational Practice. Educational Psychologist, 19, 59–74. https://doi.org/10.1080/00461528409529283
- Myers, I. B., & Briggs, K. C. (1980). Gifts Differing: Understanding Personality Type. Palo Alto: Consulting Psychologists Press. 228 p.
- Sternberg, R. J. (1985). Beyond IQ: A Triarchic Theory of Human Intelligence. Cambridge: Cambridge University Press. 411 p.
- Sternberg, R. J. (1997). Thinking Styles. Cambridge: Cambridge University Press. 192 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511584152
Дополнительные файлы
