Научное обоснование метода «Нейрографика»: феномен «Умные руки»
- Авторы: Пискарёв П.М.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Институт психологии творчества Павла Пискарёва
 
 - Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
 - Страницы: 618-632
 - Раздел: Психологические исследования
 - Статья опубликована: 30.09.2025
 - URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/349056
 - DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-911
 - EDN: https://elibrary.ru/ZOYELQ
 - ID: 349056
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Актуальность фундаментального обоснования психологических методик обусловлена нарастанием стрессовых состояний в обществе. Метод «Нейрографика», основанный на графическом рисовании, позволяет взаимодействовать с сознательными и бессознательными структурами психики, развивая мелкую моторику и стимулируя нейрональную систему, помогает снимать напряжение и трансформировать деструктивные ситуации. Эффективность метода подтверждена исследованиями в области психофизиологии и нейробиологии, а также работами ученых, которые выделяют роль зеркальных нейронов и дофаминергических систем мозга в творческом процессе.
Цель. Исследование научных трудов, посвященных нейробиологическим процессам в мозге во время стресса и при использовании психотехник, связанных с рисованием, включая метод «Нейрографика» как способа восстановления нейронных связей.
Материалы и методы. Исследования российских и зарубежных ученых подтверждают, что творческий процесс активирует сенсорные и эмоциональные области мозга, интегрируя когнитивные и физические процессы через рисование. Нейрографическое рисование, в результате взаимодействия между левым и правым полушариями мозга, способствует структурированию и ясности мыслей. В процессе создания нейрорисунка снижается эмоциональная напряженность, активизируется парасимпатическая нервная система.
Результаты. Описанные в данной статье научные исследования проникновения в психофизиологию творчества, показали, что занятия любым творчеством положительно влияют на стабилизацию эмоционального состояния, снижение тревоги при стрессах, повышают самооценку, развивают коммуникативные и когнитивные навыки. Метод «Нейрографика» – это сложный процесс мышления. Погружаясь в глубины подсознания, практикующие бессознательно активируют левое полушарие, которое создает графические линии, затем сознательно обращаются к правому полушарию, которое составляет общую картину. Это помогает скорректировать отношение к жизни, сглаживая острые углы – ведь в самой природе нет острых углов, их не должно быть и в жизни. Освобождая положительную энергию, человек обретает новые силы и начинает творить.
Ключевые слова
Об авторах
Павел Михайлович Пискарёв
Институт психологии творчества Павла Пискарёва
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: p.piskarev@mail.ru
				                					                	SPIN-код: 2275-0546
																		                								
доктор психологических наук, профессор
Россия, ул. Ушинского, 5, корп. 1 В, г. Санкт-Петербург, 195267, Российская Федерация
Список литературы
- Бехтерева, Н. П. (2001). Мозг человека заранее готов ко всему, живёт, как бы, не в нашем веке, а в будущем, опережая себя сам. Наука и жизнь, 7, 14–21. EDN: https://elibrary.ru/DDXAER
 - Бехтерева, Н. П. (2007). Магия творчества и психофизиология. Факты, соображения, гипотезы. Неврологический журнал, 39(3), 5–12.
 - Богоявленская, Д. Б. (1983). Интеллектуальная активность как проблема творчества (173 с.) / ред. Б. М. Кедров. РостовнаДону: Издательство Ростовского университета.
 - Богоявленская, Д. Б. (1971). Метод исследования интеллектуальной активности: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук (с. 12–13). Москва: Научноисследовательский институт общей педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.
 - Григорьева, О. Г., Кузнецова, Ю. М., Никитина, Е. Н., Станкевич, М. А., & Чудова, Н. В. (2022). Каузативноэмоциональный анализ. Ч. II. Исследование реакций зрителей YouTubeканалов на пропаганду. Психологический журнал, 43(4), 90–98. https://doi.org/10.31857/S020595920021484-8. EDN: https://elibrary.ru/QVNUHG
 - Пискарев, П. М. (2020). Алгоритм снятия ограничений (1е изд., 224 с.). Москва: Издательство Бомбора.
 - Рахимкулова, А. С., & Розанов, В. А. (2020). Связь проблем психического здоровья подростков с субъективным переживанием стресса. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 20(3), 18–27. EDN: https://elibrary.ru/YALPJA
 - Розанов, В. А. (2013). Стресс и психическое здоровье (нейробиологические аспекты). Социальная и клиническая психиатрия, 23(1), 79–86. EDN: https://elibrary.ru/QADGOP
 - Старченко, М. Г., Бехтерева, Н. П., Пахомов, С. В., & Медведев, С. В. (2003). Изучение мозговой организации креативного мышления. Физиология человека, 29(5), 151–152. EDN: https://elibrary.ru/OOTZBL
 - Bogen, J. E., & Bogen, G. M. (1988). Creativity and the corpus callosum. Psychiatric Clinics of North America, 11(3), 293–301.
 - McGilchrist, I. (2009). The Master and His Emissary: The Divided Brain and the Making of the Western World (608 p.). USA: Yale University Press. ISBN: 9780300148787.
 - Porges, S. W., & Dana, D. (2018). Clinical Applications of the Polyvagal Theory: The Emergence of PolyvagalInformed Therapies (1 st ed., 464 p.). New York: W. W. Norton & Company.
 - Rizzolatti, G., & Craighero, L. (2 prepared). The mirrorneuron system. Annual Review of Neuroscience, 27, 169–192. https://doi.org/10.1146/annurev.neuro.27.070203.144230
 - Shapiro, L. (2011). Embodied Cognition (304 p.). New York: Routledge. ISBN: 9781138746985.
 - Westbrook, A., & Braver, T. S. (2016). Dopamine does double duty in motivating cognitive effort. Neuron, 89, 695–710. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2015.12.029
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									


