Саморепрезентация организаций социальной сферы во «ВКонтакте»: рутинизация и потеря аутентичности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлено исследование коммуникативных практик организаций социальной сферы во «ВКонтакте» после принятия закона о госпабликах. На материале качественного исследования сообществ города Печоры (Псковская область) выявлены ключевые тенденции изменений саморепрезентации локальных сообществ в цифровом пространстве. Исследование проведено в парадигме цифровой антропологии с опорой на теорию полимедиа Д.Миллера и М.Мадиану и концепцию полимедийного репертуара К.Тагг и А.Лайонс. Для эмпирического исследования были отобраны три сообщества небольшого регионального города, проведён хронологический анализ их постов, а также серия полуструктурированных интервью с администраторами этих сообществ. Особое внимание уделено влиянию единых централизованных, спущенных «сверху» требований на практики создания контента и последствиям этой стандартизации. Выявлено противоречие между декларируемой целью создания пабликов, как открытых каналов коммуникации, и фактическим результатом в виде формального выполнения требований через публикацию стандартизированных выхолощенных текстов, транслирующих повседневную рутину внутри организации и за её пределами, что часто не вызывает отклик аудитории. При этом аутентичные способы создания оригинального контента, основанные на творческом подходе администраторов, вытесняются, несмотря на их большую эффективность в привлечении аудитории. Отмечены следствия тенденции привлечения к администрированию рядовых сотрудников без специальных навыков, что увеличивает их рабочую нагрузку при одновременном снижении вовлеченности пользователей, а также ускоряет процессы алгоритмизации и формализации контента.

Об авторах

Илья Сергеевич Терашкевич

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: ilya.terashkeich@yandex.ru
бакалавр (социология), инженер-исследователь Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Василенко И. А. Госпаблики органов местного самоуправления Алтайского края во «ВКонтакте»: опыт анализа // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2023. № 28. С. 17–25. EDN PPNOYG.
  2. Федоровских А. А., Хусаинова М. М. Госпаблики как инструмент трансформации культуры информационно-коммуникационного взаимодействия органов власти и общества // Культура и природа политической власти: теория и практика : Сб. науч. трудов / Под общ. ред. А. А. Керимова. Екатеринбург : УрГПУ, 2023. С. 299–303. EDN HSSNXR.
  3. Филатова О. Г. Электронное взаимодействие власти и граждан в экосистеме государственных коммуникаций: исследование региональной специфики // Медиа в современном мире : Сб. матер. в 2-х томах (Санкт-Петербург, 28 июня – 01 июля 2023) / Отв. ред. А. А. Малышев. Том 2. СПб : «Медиапапир», 2023. С. 260–261. EDN JZQYDO.
  4. Иванов Д. В. Критическая теория цифровизации: господство алгоритмической рациональности и бунт аутентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 3. С. 7–35. doi: 10.31119/jssa.2023.26.3.1. EDN YLSMCN.
  5. Никитина А. С., Зерчанинова Т. Е. Информационная открытость государства в условиях цифровой трансформации: социологический анализ // Власть. 2023. Т. 31, № 1. С. 148–156. doi: 10.31171/vlast.v31i1.9479. EDN NINXJO.
  6. Скокова А. Н. Вовлеченность населения в процессы цифровой коммуникации с региональными органами власти: оценка жителей Курской области // Юридическая наука. 2023. № 4. С. 97–102. EDN IFKKAW.
  7. Панфилов Г. О., Чугунов А. В. Централизация системы электронного гражданского участия в Российской Федерации: данные экспертных интервью // Управленческое консультирование. 2024. № 5(185). С. 253–264. doi: 10.22394/1726-1139-2024-5-253-264. EDN TFSLPR.
  8. Bluteau J. M. Legitimising digital anthropology through immersive cohabitation: Becoming an observing participant in a blended digital landscape. Ethnography. 2019;22(2):267–285. doi: 10.1177/1466138119881165.
  9. Miller D. Digital anthropology. In: The Cambridge Encyclopedia of Anthropology. 2018. doi: 10.29164/18digital.
  10. Madianou M. Smartphones as polymedia. Journal of Computer-Mediated Communication. 2014;19(3):667–680. doi: 10.1111/jcc4.12069.
  11. Costa E. Affordances-in-practice: an ethnographic critique of social media logic and context collapse. New Media & Society, 2018;20(10):3641–3656. doi: 10.1177/1461444818756290.
  12. Acedera K. A., Yeoh B. S. ‘Making time’: Long-distance marriages and the temporalities of the transnational family. Current Sociology. 2019;67(2):250–272. doi: 10.1177/0011392118792927.
  13. Madianou M. Ambient co-presence: transnational family practices in polymedia environments. Global networks. 2016;16(2):183–201. doi: 10.1111/glob.12105.
  14. Madianou M. Polymedia and ethnography: understanding the social in social media. Social Media + Society. 2015;1(1). doi: 10.1177/2056305115578675.
  15. Madianou M., Miller D. Polymedia: Towards a new theory of digital media in interpersonal communication. International Journal of Cultural Studies. 2013;16(2):169–187. doi: 10.1177/1367877912452486.
  16. Tagg C., Lyons A. Polymedia repertoires of networked individuals: a day-in-the-life approach. Pragmatics and Society. 2021;12(5):725–755. doi: 10.1075/ps.20051.tag. EDN IBXLQW.
  17. Kusters A. [et al.]. Beyond languages, beyond modalities: transforming the study of semiotic repertoires. International Journal of Multilingualism. 2017;14(3):219–232. doi: 10.1080/14790718.2017.1321651.
  18. Pink S. [et al.]. Digital ethnography: principles and practice. New Delhi: SAGE Publ.; 2015. ISBN 978-1473902381.
  19. Swidler A. Culture in action: symbols and strategies. American Sociological Review. 1986;51(2):273–286. doi: 10.2307/2095521.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».