Контекстно-управляемый подход к интеллектуальной поддержке принятия решений на основе цифровых следов пользователей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Разрабатывается контекстно-управляемый подход к интеллектуальной поддержке принятия решений на основе цифровых следов пользователей. Рассматриваются вопросы использования концепции жизни человека в цифровой среде при интеллектуальной поддержке принятия решений. Исследуются цели обращения к цифровым следам человека в различных проблемных областях и выявляются подходы к моделированию жизни человека в цифровой среде. Предлагается подход к интеллектуальной поддержке принятия решений, в котором цифровые следы служат источником информации для выявления предпочтений пользователей и их поведения при принятии решений. Развиваются взгляды на поддержку принятия решений на основе учета следов пользователей в цифровой среде. Результатами исследования являются спецификация требований к интеллектуальной поддержке принятия решений на основе цифровых следов пользователя, принципы, концептуальная и информационная модели такой поддержки.

Об авторах

А. В Смирнов

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук" (СПб ФИЦ РАН)

Email: smir@iias.spb.su
14 линия В.О. 39

Т. В Левашова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук" (СПб ФИЦ РАН)

Email: tatiana.levashova@iias.spb.su
14 линия В.О. 39

Список литературы

  1. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution: what it means, how to respond // World economic forum. 2016. vol. 14. no. 01. pp. 2016.
  2. Meffert J., Mendonça P. Digital @scale : o manual que precisa para transformar a sua empres: 1st ed // Lisboa: Planeta. 2017. 320 p.
  3. Strategic Research Agenda for Electronic Components & Systems // ECS Electronic Components + Systems. 2020. 368 p. URL: https://aeneas-office.org/wp-content/uploads/2020/07/ECS-SRA2020_L.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
  4. Ayed G.B. Architecting User-centric Privacy-as-a-set-of-services: Digital Identity-related Privacy Framework // Springer. 2014. 177 p.
  5. Seeskin Z.H., LeClere F., Ahn J. et al. Uses of Alternative Data Sources for Public Health Statistics and Policymaking: Challenges and Opportunities // Proceedings of 2018 Joint Statistical Meetings. American Statistical Association. 2018. pp. 1822–1861.
  6. Araujo T., Helberger N., Kruikemeier S., de Vreese C.H. In AI We Trust? Perceptions about Automated Decision-Making by Artificial Intelligence // AI & SOCIETY. 2020. 13 p.
  7. Han M.L., Kwak B.I., Kim H.K. CBR-Based Decision Support Methodology for Cybercrime Investigation: Focused on the Data-Driven Website Defacement Analysis // Security and Communication Networks. 2019. vol. 2019. Article ID 1901548.
  8. Surendro K. Predictive Analytics for Predicting Customer Behavior // International Conference of Artificial Intelligence and Information Technology (ICAIIT). 2019. pp. 230–233.
  9. MyLifeBits. 2001. URL: https://www.microsoft.com/en-us/research/project/mylifebits/ (дата обращения: 27.07.2020).
  10. Bell G., Gemmell J. A Digital Life // Scientific American. 2007. vol. 296. no. 3. pp. 58–65.
  11. Gemmell J., Lueder R., Bell G. The MyLifeBits Lifetime Store // Proceedings of the 2003 ACM SIGMM workshop on Experiential telepresence. ACM Press. 2003. pp. 80–83.
  12. Ahmed M. et al. "SemanticLIFE"–A framework for managing information of a human lifetime //Proceedings of 6th International Conference on Information Integration and Web-based Applications and Services. 2004. pp. 725–734. URL: http://www.ifs.tuwien.ac.at/~tho/publications/iiWAS04-2.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
  13. Gerber S., Fry M., Kay J. et al. PersonisJ: Mobile, Client-Side User Modelling // International Conference on User Modeling, Adaptation, and Personalization. Springer-Verlag. 2010. LNCS 6075. pp. 111–122.
  14. Schwab K. et al. Personal data: The emergence of a new asset class // An Initiative of the World Economic Forum. 2011. 40 p. URL: https://www.weforum.org/reports/personal-data-emergence-new-asset-class (дата обращения: 28.07.2020).
  15. Bahrainian S.A., Crestani F. Tracking Smartphone App Usage for Time-Aware Recommendation // Digital Libraries: Data, Information, and Knowledge for Digital Lives. Springer. 2017. LNCS. 10647. pp. 161–172.
  16. Pousttchi K., Dehnert M. Exploring the Digitalization Impact on Consumer Decision-Making in Retail Banking // Electronic Markets. 2018. vol. 28. no. 3. pp. 265–286.
  17. Meister S., Otto B. Digital Life Journey – Framework for a Self-Determined Life of Citizens in an Increasingly Digitized World // ISST Report. Fraunhofer ISST. 2019. 38 p.
  18. Otto B. Reference Architecture Model // International Data Spaces Association. Report. Berlin. 2019. 118 p. URL: https://www.internationaldataspaces.org/wp-content/uploads/2019/03/IDS-Reference-Architecture-Model-3.0.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
  19. Mader C., Pullmann J., Petersen N. et al. Industrial Data Space Information Model. Fraunhofer IAIS/EIS, Fraunhofer FIT. 2020. URL: https://w3id.org/idsa/core (дата обращения: 30.07.2020).
  20. Eke C.I, Norman A.A. Shuib L., Nweke H.F. A Survey of User Profiling: State-of-the-Art, Challenges, and Solutions // IEEE Access. 2019. vol. 7. pp. 144907–144924.
  21. Harkovchuk A., Korzun D. Semantic Information Search Service by Person’s Face Photo // Proceedings of the 24th Conference of Open Innovations Association FRUCT. 2019. pp. 821–823.
  22. Осипов Г.С. Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее // Новости искусственного интеллекта. 2001. Вып. 43. № 1. URL: http://raai.org/about/persons/osipov/pages/ai/ai.html (дата обращения: 28.07.2020).
  23. Gen M. Fay T., Astorino-Courtois A. et al. SMA White Paper: The Science of Decision Making across the Span of Human Activity. The US Department of Defense Strategic Multilayer Assessment (SMA). 2015. 78 p. URL: https://nsiteam.com/social/wp-content/uploads/2016/01/The-Science-of-Decision-Making-across-the-Span-of-Human-Activity.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
  24. McGuinness D.L., Harmelen F. van. OWL Web Ontology Language Overview // W3C Recommendation. 2004. URL: https://www.w3.org/TR/owl-features/ (дата обращения: 31.07.2020).
  25. Dentler K. Cornet R., ten Teije A., de Keizer N. Comparison of reasoners for large ontologies in the OWL 2 EL profile // Semantic Web. 2011. vol. 2. no. 2. pp. 71–87.
  26. Abburu S. A Survey on Ontology Reasoners and Comparison // International Journal of Computer Applications. 2012. vol. 57. no. 17. pp. 33–39.
  27. Parsia B., Matentzoglu N., Gonçalves R.S.et al. The OWL Reasoner Evaluation (ORE) 2015 Competition Report // Journal of Automated Reasoning. 2017. vol. 59. no. 4. pp. 455–482.
  28. Городецкий В.И., Тушканова О.Н. Онтологии и персонификация профиля пользователя в рекомендующих системах третьего поколения // Онтология проектирования. 2014. № 13. № 3. С. 7–31.
  29. Wong B. L. W., Keith S., Springett M. Fit for Purpose Evaluation: The case of a public information kiosk for the socially disadvantaged // People and Computers XIX—The Bigger Picture. Springer. 2006. pp. 149–165.
  30. Bayer J. Customer Segmentation in the Telecommunications Industry // Journal of Database Marketing & Customer Strategy Management. 2010. vol. 17. no. 3–4. pp. 247–256.
  31. Glimm B., Horrocks I., Motik B. et al. A Novel Approach to Ontology Classification // Journal of Web Semantics. 2012. vol. 14. pp. 84–101.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».