Журнал ВШЭ по международному праву

Журнал призван аккумулировать результаты фундаментальных и прикладных исследований об актуальных вопросах международного права и, основываясь на плюралистичной картине научных теорий и методологии современного международного права, а также необходимости междисциплинарного диалога, развивать стереоскопическое представление о нормах, процессах и акторах, формирующих современные международно-правовые отношения.

Журнал издается в онлайн формате с открытым доступом к публикациям. Журнал является двуязычным: статьи выпускаются на английском или русском языках с обязательным развернутым резюме на английском, если статья на русском языке, и наоборот.

Прием статей для публикации в журнале осуществляется строго на основе процедуры двойного слепого рецензирования, организованной в соответствии с международными практиками. Все номера журнала проходят через полный цикл редакторской обработки и корректуры. Плата за подготовку и публикацию рукописей с авторов не взимается.

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-86418 от 30.11.2023

ISSN (online): 2949-5717

Учредитель: НИУ «Высшая школа экономики»

Главный редактор: Русинова Вера Николаевна, д-р юрид. наук, профессор

Периодичность / доступ: 4 выпуска в год /открытый

Входит в: РИНЦ

Текущий выпуск

№ 3 (2023)

Теоретические изыскания

Нарушение государственного суверенитета в «киберпространстве»: взгляд через призму Устава ООН
Ассаф А.
Аннотация

Вопрос о том, может ли нарушение государственного суверенитета посредством и против кибернетической инфраструктуры подпадать под действие п. 4 и 7 ст. 2 Устава Организации Объединенных Наций, является одним из наиболее насущных вопросов современного международного права. В настоящей статье предпринята попытка ответить на него путем развития общей классификации, предусмотренной Таллиннским руководством 2.0 в отношении нарушений суверенитета в «киберпространстве», которое классифицирует эти нарушения как действия, ведущие к «посягательству на территориальную целостность государства-мишени» или к «вмешательству в осуществление функций, присущих государству, или узурпации таких функций». Сближение концепций территориального суверенитета и «киберпространства» позволяет расширить сферу применения ст. 2 и, таким образом, установить соответствие классификации Таллиннского руководства 2.0 п. 4 и 7 ст. 2 Устава ООН. Признание данных в качестве актива, на который может распространяться функциональный суверенитет государства, и который может стать объектом незаконного применения силы в нарушение общего запрета, закрепленного в п. 4 ст. 2, позволяет признать атаку на данные «посягательством на территориальную целостность государства-мишени». Расширение сферы действия п. 7 ст. 2 зависит от определения понятия вмешательства как поведения, направленного на неправомерное присвоение внутренней компетенции одного государства другим. В рамках такой концепции вмешательство в «киберпространство» можно рассматривать как попытку получить контроль над функциональностью определенной кибернетической инфраструктуры, которая используется государством для осуществления им своих суверенных функций. Речь идет о получении контроля над объектом инфраструктуры в такой степени, что это нарушает его нормальное функционирование, то есть вмешательство выходит за рамки простого манипулирования данными. Автор полагает, что в таком случае «вмешательство в осуществление функций, присущих государству, или узурпация таких функций» может представлять собой нарушение принципа невмешательства, закрепленного в п. 7 ст. 2 Устава ООН.

Журнал ВШЭ по международному праву. 2023;(3):4–20
pages 4–20 views
Рассмотрение инвестиционных споров в арбитраже с участием государств с конкурирующими правительствами (на примере Венесуэлы)
Варга К.
Аннотация

В настоящей статье рассматривается вопрос о наличии у составов арбитража, рассматривающих инвестиционные споры, компетенции определять представителей, имеющих право действовать от имени государств-ответчиков с конкурирующими правительствами. Изучение имеющейся международной практики и доктрины позволяет предположить, что составы арбитража обладают «сопутствующей» компетенцией для решения вопроса об уполномоченном представителе. В этом случае вопрос об уполномоченном представителе решается с единственной целью перейти к рассмотрению требований, которые надлежащим образом входят в компетенцию составов арбитража, и решение по этому вопросу не включается в резолютивную часть арбитражных решений и не обладает свойством исключительности. Наиболее приемлемым подходом к решению вопроса о представительстве является проведение материально-правового анализа права правителя выступать от имени государства. Альтернативные «обходные» методы для решения вопроса о представительстве сомнительны с точки зрения их логической последовательности, практичности и обеспечения процессуальных прав сторон. Данный анализ должен проводиться в соответствии с критериями обычного международного права. Вопрос легитимности правительства является лишь одним из этих критериев и играет ограниченную роль в общем тесте для определения правительства, которое имеет право действовать от имени государства. Наконец, также необходимо учитывать соображения процессуальной справедливости, которая зависит от фактических обстоятельств каждого конкретного дела.

Журнал ВШЭ по международному праву. 2023;(3):21–35
pages 21–35 views

Актуальные проблемы

Решения внутригосударственных судов по искам о понуждении к сокращению выбросов парниковых газов: пространство дискреции государств
Ровнов Ю.Е., Кинзикеева К.Р.
Аннотация
В 2022–2023 годах в Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд и Межамериканский суд по правам человека поступили запросы о вынесении консультативных заключений об обязательствах государств по защите климатической системы Земли от антропогенных выбросов парниковых газов. За официальными формулировками запросов скрывается вопрос о том, сформировалась ли международно-правовая норма, обязывающая государства действовать более амбициозно в сфере смягчения антропогенного воздействия на выбросы парниковых газов, чем это предусматривает Парижское соглашение и поданные к настоящему времени «определяемые на национальном уровне вклады» (далее — ОНУВ). На аналогичный вопрос, но в сфере внутригосударственного права, уже успели ответить суды ряда государств. Самыми известными являются решения нидерландских судебных инстанций, которые предписали нидерландскому государству обеспечить сокращение совокупных выбросов парниковых газов страны к концу 2020 года до уровня на 25 % ниже 1990 года, а крупнейшему юридическому лицу страны Royal Dutch Shell — сократить выбросы CO2 повсей товаропроводящей цепи к концу 2030 года до уровня на 45 % ниже 2019 года. В основу исковых требований истцов и решений судов по таким делам ложатся, прежде всего, доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата (далее — МГЭИК) AR4, AR5 и SR15 и содержащиеся в них оценки о необходимых уровнях сокращения выбросов. Но если остроту климатической проблемы внутригосударственные суды оценивают одинаково, их выводы относительно юридических обязанностей государств разнятся. Решения нидерландских судов, полностью заимствовавших цифры сокращений из докладов МГЭИК, являются скорее исключением, чем правилом. В статье рассмотрены различные подходы внутригосударственных судов к толкованию обязанности государств в сфере сокращения выбросов парниковых газов: описаны мотивы, положенные судами Нидерландов в основание вышеупомянутых постановлений, и представлена альтернативная точка зрения судов иных государств, в частности Конституционного суда Германии и судов первой и апелляционной инстанции Брюсселя (Бельгия). Сделаны выводы о том, какие вопросы, вероятно, встанут перед международными судами при вынесении консультативных заключений в свете рассмотренной практики внутригосударственных судов.
Журнал ВШЭ по международному праву. 2023;(3):36–56
pages 36–56 views
Толкование понятий «инвестиции» и «инвесторы» в российско-бельгийско-люксембургском двустороннем инвестиционном договоре: поиск путей разрешения дела НСД
Ильченко А.А.
Аннотация

Статья исследует юрисдикцию инвестиционного трибунала по двустороннему инвестиционному договору между Россией и Бельгией/Люксембургом на рассмотрение дела об оспаривании санкционных ограничений в случае его инициирования НРД. Согласно российско-бельгийско-люксембургскому ДИД, государства обязуются не допускать экспроприации инвестиций, а если она все же происходит, то выплачивать своевременную и справедливую компенсацию. Такая «экспроприация» может произойти и в результате санкций. Являясь российским депозитарием по ряду иностранных ценных бумаг, НРД имеет счета в централизованных европейских депозитариях Euroclear/Clearstream. С момента включения НРД в список подсанкционных организаций ЕС согласно Регламенту ЕС no. 269/2014 в июне 2022 года операции с ценными бумагами были приостановлены, а счет НРД в Euroclear/Clearstream был заблокирован. В связи с тем, что счета НРД в иностранных депозитариях были заблокированы, перевод иностранных ценных бумаг со счета депо, открытого в НРД, в другой российский или иностранный депозитарий стал невозможен. Одним из способов оспаривания таких последствий является подача иска в инвестиционный трибунал против Бельгии/Люксембурга. Дело имеет два возможных решения: массовый иск от конечных инвесторов или единый иск НРД как «номинального держателя» ценных бумаг конечных инвесторов. Первый вариант может оказаться чрезмерно время- и организационно-затратным, поэтому иск от НРД может показаться более привлекательным. Таким образом, применяя инструменты толкования международного публичного права, автор ставит задачу оценить перспективы инициирования НРД инвестиционного арбитражного разбирательства. Автор сосредоточился на толковании двух центральных терминов российско-бельгийско-люксембургского ДИД: «инвестор» и «инвестиции». В работе делается вывод о том, что инвестиционный арбитраж prima facie будет обладать юрисдикцией по делу rationae personae, несмотря на статус «номинального держателя» НРД, а также юрисдикцией ratione materiae, поскольку заблокированные ценные бумаги и доходность от них представляют собой «инвестиции» по смыслу ДИД. В связи с этим в статье определяется процессуальная правоспособность номинальных держателей инициировать арбитраж. Поскольку ранее этот вопрос не поднимался ни в доктрине, ни в практике, в статье проводится аналогия с прецедентным правом в отношении «технических» компаний.

Журнал ВШЭ по международному праву. 2023;(3):57–72
pages 57–72 views
Моральный вред в международном инвестиционном праве
Польшакова В.В.
Аннотация

В данной статье рассматривается понятие морального вреда в международном инвестиционном арбитраже. Хотя в настоящее время действует более 2500 двусторонних инвестиционных договоров, ни один из них не регулирует моральный вред. Автор исследует исторический контекст, в котором формировался институт морального вреда, и приходит к выводу, что на протяжении последнего столетия международное право не уделяло должного внимания проблеме оценки такого ущерба. В результате, несмотря на едва ли не универсальное признание этого института международными судами и трибуналами, для трибуналов до сих пор не существует руководящих указаний о том, как подходить к возмещению морального вреда, что делает проблему его оценки актуальной для международного права. В статье освещаются причины, по которым суды либо полностью игнорируют требования о возмещении морального вреда, либо присуждают лишь символические суммы, связывая незначительные объемы возмещения с нематериальным характером морального вреда, отсутствием каких-либо конкретных доказательств или чрезвычайно высоким порогом доказывания. Автор приходит к выводу, что международному праву до сих пор не хватает четкого критерия для определения возмещения морального вреда. В отсутствие методологии оценки морального вреда трибуналы часто ссылаются на национальное право отечественных правовых систем вместо единого стандарта. В некоторых случаях трибуналы не приводят никаких обоснований или правовых оснований для такой оценки. Автор приходит к выводу, что при отсутствии единообразного стандарта инвестиционные трибуналы могут обратиться к инструментам, применяемым в области защиты прав человека, чтобы сделать оценку морального вреда более четкой и последовательной.

Журнал ВШЭ по международному праву. 2023;(3):73–84
pages 73–84 views

Сравнительно-правовые исследования

Энергетический союз Европейского союза как механизм правового регулирования развития внутреннего электроэнергетического рынка
Белова О.С.
Аннотация
В международных отношениях союз традиционно понимают как объединение, сотрудничество субъектов международного права. В данной работе рассматривается Энергетический союз Европейского союза — не как новый союз государств, но как механизм правового регулирования развития внутреннего электроэнергетического рынка Европейского союза. Всоответствии с документами Европейского союза Энергетический союз представляет собой стратегию, определяющую механизмы правового регулирования и цели в области климатической нейтральности. При этом данные механизмы не подразумевают унификации национального законодательства государств — членов Европейского союза. В статье рассмотрены особенности реализации Энергетического союза как стратегии по двум направлениям: нормативное регулирование правоотношений в рамках формирования и функционирования внутреннего электроэнергетического рынка Европейского союза и создание системы планирования, мониторинга и управления реформированием внутреннего электроэнергетического рынка Европейского союза. В работе проведен анализ предпосылок и целей реформы внутреннегоэлектроэнергетического рынка Европейского союза, включая рамочную программу в отношении политики в области энергетики и климата Европейского союза на период до 2030 года и Парижское соглашение об изменении климата. Рассмотрено состояние внутреннего электроэнергетического рынка и энергетической инфраструктуры Европейского союза после внедрения документов «третьего энергопакета» и перспективы реформы внутреннего электроэнергетического рынка Европейского союза, приведена оценка эффективности «четвертого энергопакета» Европейского союза.
Журнал ВШЭ по международному праву. 2023;(3):85–97
pages 85–97 views

Комментарий

Комментарий к решению Международного Суда от 30 марта 2023 года по делу «Некоторые иранские активы (Исламская республика Иран против Соединенных штатов Америки)»
Польшакова В.В.
Аннотация
В статье проводится анализ решения Международного Суда по делу «Некоторые иранские активы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки» (англ.: Certain Iranian Assets (Islamic Republic of Iran v. United States of America)), которое касается предполагаемых нарушений Договора о дружбе, экономических отношениях и консульских правах, заключенного между США и Ираном 15 августа 1955 года, допущенных со стороны США. Автор рассматривает особенности и исторические предпосылки законодательной политики США в сфере борьбы с терроризмом, а также акты законодательных и исполнительных органов власти США, установившие ограничительные меры в отношении Ирана. Несмотря на то что на сегодняшний день существует около трехсот многосторонних и двусторонних договоров, предусматривающих юрисдикцию Суда в случае возникновения спора, за последнее время только несколько споров, связанных с экономическими санкциями, дошли до Суда, что делает настоящее решение особенно ценным. В статье проводится анализ аргументации Суда, в том числе вопросов о юрисдикции и приемлемости ввиду юридического статуса Центрального банка Ирана, а также вопроса исчерпания внутренних средств защиты. Автор приходит к выводу, что Суд склонился к консервативному пониманию статуса Центрального Банка как государственного органа, предложив четкие разъяснения относительно понимания природы центральных банков в международном праве. При этом в статье также обсуждаются вопросы о статусе и применимости доктрины «чистых рук» в международном праве, доктрины злоупотребления правом, исключениях, связанных с производством оружия и соображениями безопасности, а также о правосубъектности иранских компаний и дискриминации. Особенностью решения автор считает и то, что Суд рассмотрел вопросы международного инвестиционного права, в частности стандарты справедливого и равного обращения и разумности. Автор приходит к выводу, что Суд применил стандарт разумности в качества теста для определения незаконности экспроприации, отклонившись от стандарта, принятого в международном праве. В статье также обсуждаются особые мнения и декларации, написанные тринадцатью из пятнадцати судей. Наконец, автор статьи задается вопросом, являются ли выводы, сделанные Судом по данному делу, строгим очерчиванием рамок экономических санкций или же осторожной попыткой поиска равновесия между правовым и справедливым.
Журнал ВШЭ по международному праву. 2023;(3):98–111
pages 98–111 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».