Том 10, № 3 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Обзоры

Повышение устойчивости на основе выбора стратегии восстановления транспортных сетей при реализации опасных природных процессов

Ахтямов Р.Г.

Аннотация

Цель. Разработка подхода по повышению устойчивости на основе выбора стратегии восстановления транспортных сетей при реализации опасных природных процессов.

Методы. На основе оценки динамики опасных природных процессов, в том числе, на примере экзогенных геологических процессов, которые могут послужить причиной нарушении в функционировании транспортной сети, а также структуры оценки устойчивости и восстановления транспортных сетей в условиях реализации факторов климатического риска сформулированы стратегии восстановления транспортной сети.

Результаты. На основе сформулированных стратегий возможно сетевое моделирование топологии транспортной сети. Для моделирования транспортная сеть может быть представлена в виде неориентированного взвешенного графа с набором узлов и ребер. Предложенная модель позволяет определить наиболее эффективную стратегию с точки зрения быстрого восстановления связности транспортной сети, на основе определения последовательности восстановления участков дорог с учетом времени восстановления. Ожидается, что эффективность процесса восстановления поврежденных участков транспортной сети будет меняться в зависимости от доли восстановленной сети, снижаясь при увеличении доли. В этой связи целесообразно оценить ту долю восстановления транспортной сети, которая будет необходима для выполнения задач формирований РСЧС в условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на конкретной территории.

Заключение. Анализ и оценка альтернативных решений восстановления устойчивости транспортных сетей основывается на комплексности решаемых задач при реализации факторов климатического риска, таких как опасные природные процессы. В ряде случаев, для решения задач РСЧС не требуется полное восстановление транспортной сети, в отличие от задач, решаемых транспортной отраслью. Задача данной работы заключалась в разработке основы для оценки стратегий восстановления транспортных сетей, с выявлением особенностей каждой из рассмотренных стратегий в условиях неопределенности, а также повышение эксплуатационной устойчивости. Предложенный подход характеризуется гибкостью, что позволяет лицам, принимающим решения, оценить различные приоритеты, возникающие при развитии конкретной природной чрезвычайной ситуации на определенной территории (например, среднее время восстановления, эффективность процесса восстановления, величина неопределенности) при выборе наиболее желательной стратегии. Предполагается, что среднее время восстановления не имеет существенного различия между стратегиями, при полном восстановлении транспортной сети. Однако, при частичном восстановлении сети, необходимой для решения задач РСЧС, среднее время восстановления зависит от выбранной стратегии.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):287-299
pages 287-299 views

Системы автономного хода городского электрического транспорта

Быльцева В.Д., Изварин М.Ю., Ким К.К.

Аннотация

Система автономного хода (САХ) в городском электрическом транспорте играет важную роль, так как она обеспечивает движение подвижного состава в случае «потери» доступа к контактной сети из-за аварийных ситуаций или ремонтных работ. Благодаря САХ, транспортные средства могут продолжать свое движение с установленными скоростями и обеспечивать перевозку пассажиров с высоким уровнем комфорта и безопасности.

Автономный ход позволяет сохранить мобильность транспортного средства и обеспечивает его необходимую доступность для пассажиров даже при отсутствии контактной сети. САХ повышает надежность и эффективность работы городского электрического транспорта, обеспечивая более стабильное функционирование системы перевозок в городе.

Целью данной статьи является обзор транспортных систем городского электрического транспорта и потенциала их развития за счет внедрения системы автономного хода на подвижном составе.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):300-319
pages 300-319 views

Анализ методов расчета водопропускных труб как методов обеспечения надежности на стадии проектирования

Цыбин Д.Ю., Ермошин Н.А.

Аннотация

Анализируются факторы и методы обеспечения надежности металлических водопропускных труб в целях безаварийной эксплуатации автомобильных дорог. Особое внимание уделяется методам расчета конструкций с кольцевым сечением. Результатом работы являются выводы о необходимости их развития в целях обеспечения долговечности и безотказности труб посредством учета стохастического характера параметров нагрузок, конструкционных материалов и условий эксплуатации. Решение этой задачи возможно на основе оценки показателей надежности труб методами имитационного моделирования.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):320-337
pages 320-337 views

Оригинальные статьи

Оценка эффективности неполнофазных алгоритмов широтно-импульсной модуляции в системе преобразователь-электродвигатель

Саушев А.В., Белоусов И.В., Самосейко В.Ф.

Аннотация

Цель. Оценка эффективности неполнофазных алгоритмов широтно-импульсной модуляции трехфазных напряжений при частотном управлении электроприводами по критерию интегральной дисперсии тока в нагрузке.

Материалы и методы. Для исследования процессов широтно-импульсной модуляции при частотном управлении электроприводами в системе преобразователь–электродвигатель использованы методы теории электрических цепей; предложенные алгоритмы иллюстрируются рисунками и могут быть реализованы в программной среде матричной лаборатории.

Результаты. Рассмотрен процесс широтно-импульсной модуляции в системе преобразователь–электродвигатель. Показано, что что для минимизации числа коммутаций ключей преобразователя частоты целесообразно применение неполнофазных алгоритмов широтно-импульсной модуляции. Проанализированы выражения для локальной дисперсии межфазного тока при однофазной и двухфазной модуляции. Получено выражение для локальной дисперсии тока в нагрузке трехфазной мостовой цепи. Введено понятие и получено выражение для интегральной дисперсии тока в трехфазной нагрузке. Предложены показатели оценки эффективности алгоритмов неполнофазной широтно-импульсной модуляции. Построены графики коэффициента эффективности, характеризующие неполнофазную широтно-импульсную модуляцию с минимальным числом коммутаций ключевых элементов в функции коэффициента амплитуды и в функции относительной частоты модуляции.

Заключение. Результаты могут быть использованы при разработке алгоритмов управления преобразователями частоты в системах асинхронного электропривода.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):338-350
pages 338-350 views

Разработка системы электронного дифференциала для электромобилей на основе нейросети глубокого обучения

Лисов А.А.

Аннотация

Обоснование. В состав большинства современных автомобилей входит трансмиссия, состоящая из двигателя внутреннего сгорания (ДВС), передающего усилие через коробку передач к валу дифференциала, который передает крутящий момент на колёса. В случае с электротранспортом электродвигатели могут быть прикреплены непосредственно к колесам через понижающий редуктор, и при правильной системе управления автомобиль может передавать различный крутящий момент на колеса с каждой стороны автомобиля для реализации высокой управляемости. Такая система носит название – электронный дифференциал, его реализация может быть как очень простой, основанной на модели Аккермана-Жантана, которая не способна полноценно заменить простой механический дифференциал, так и основана на механизмах робастого управления с рысканьем по моменту. Последний метод требует довольно сложную систему управления и дорогостоящие датчики. Но есть и третий подход – использование нейронных сетей для управления скоростью электротранспорта.

Цель. Предоставить материалы и программное обеспечение для реализации электронного дифференциала, основанного на искусственных нейронных сетях, для расширения спектра решений проблемы управления несколькими приводами электроавтомобилей и иного электротранспорта.

Материалы и методы. Нейронная сеть учитывает совокупность аспектов, которые влияют или не влияют на работу электронного дифференциала путем подбора специальных коэффициентов – весов для нейронов внутри сети. В качестве основы для получения данных используются специальные карты трасс на основе переходной кривой.

Результаты. Результаты теста позволили получить точность прогнозирования равную 0,7273, среднеквадратичное отклонение для тренировочной выборки равное 0,064, а для тестовой выборки равное 0,065.

Заключение. Решение использовать нейросетевое управление электроприводом имеет право быть хорошим вариантом на замену иным алгоритмам. Кроме того, поскольку нейронные сети имеют большую гибкость и обучаемость, то на базе данного дифференциала можно также реализовать дополнительные функции помощи воителю, такие как ESP, ABS, круиз-контроль и др.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):351-367
pages 351-367 views

Применение технологий искусственного интеллекта при обосновании алгоритмов эффективного управления электротехническим комплексом тягового электрооборудования городского электротранспорта

Аухадеев А.Э.

Аннотация

Обоснование. Исследования современного состояния и тенденций развития городского наземного общественного электрического транспорта в России показывают, что данная отрасль нуждается в прорывных инновационных технологиях в области проектирования и эксплуатации новых типов подвижного состава, тягового электрооборудования и перспективных видов электрической тяги. При этом особое внимание необходимо уделять вопросам построения систем автономного управления электрическим транспортом на основе технологий искусственного интеллекта.

Цель. Исследовать особенности применения нейронных сетей для обоснования алгоритмов эффективного управления электротехническим комплексом тягового электрооборудования городского наземного рельсового электротранспорта.

Материалы и методы. Использовались результаты исследования режимов работы тягового электрооборудования подвижного состава, которые были получены на основе компьютерного и натурного эксперимента для реальных условий эксплуатации городского электрического транспорта, при различных алгоритмах управления. Анализ полученных данных, проведенный с использованием методов теории вероятности и математической статистики, позволил выявить направленность и силу корреляционных связей между эксплуатационными и энергетическими параметрами движения подвижного состава и режимами работы его тягового электрооборудования.

Результаты. Выявленные корреляционные зависимости использовались для обоснования эффективной архитектуры (размер и сложность) нейронных сетей, а также состава их обучающих выборок, на основании которых разработан оригинальный упрощенный алгоритм определения параметров эффективного управления электротехническим комплексом тягового электрооборудования при движении транспортного средства на заданном участке пути.

Заключение. Проведенные исследования выявили, что применение для вычисления параметров алгоритмов эффективного управления режимами работы тягового электрооборудования городского электрического транспорта на основе комплекса “простых” нейронных сетей может обеспечить более высокую скорость при достаточной точности, чем использование сложных нейросетевых моделей. Результаты работы могут представлять интерес для разработчиков систем интеллектуального управления трамвайным транспортом.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):368-389
pages 368-389 views

Применение отходов угледобычи в гражданском и дорожном строительстве

Верех-Белоусова Е.И., Харламова А.В.

Аннотация

Цель. Проведение анализа перспектив переработки отходов угледобычи в гражданском и дорожном строительстве.

Материалы и методы. Исследования проводились на примере породных отвалов восьми шахт, расположенных на территории Луганской Народной Республики. Согласно действующим методикам, проводился отбор проб отвальной породы с последующим лабораторным исследованием: содержания Al2O3 (до 22%) и общей серы (до 4%) в пробах породы различной степени метаморфизма, показателей ее пластичности и радиационных характеристик (до 220 Бк/кг).

Результаты. В статье рассмотрены вопросы переработки породных отвалов угольных шахт Луганской Народной Республики в качестве сырья для производства строительных материалов. Проведен краткий анализ существующих на сегодняшний день способов получения различных строительных материалов из отвальных пород. Полученные лабораторные данные, после проведенных исследований проб отвальной породы ряда шахт, доказывают возможность использования углеотходов в гражданском, промышленном и дорожном строительстве.

Заключение. Проведенные исследования и детальный анализ различных показателей и свойств отходов угледобычи Луганской Народной Республики, включая удельную эффективную активность и коэффициент эманирования, делают возможным применение отходов угледобычи в промышленном, гражданском и дорожном строительстве.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):390-400
pages 390-400 views

Технический аспект работы акселерометров в составе системы мониторинга инженерных конструкций вантового моста через Петровский канал в створе автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербурге

Махонько А.А., Лазарев Ю.Г., Антонюк А.А.

Аннотация

Цель. Анализ работы действующей системы мониторинга инженерных конструкций на вантовом мосту через Петровский канал в створе автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в городе Санкт-Петербурге по причине возникновения нештатных ситуаций, при которых акселерометрами на пилонах фиксируются значения, превышающие предельные.

Материалы и методы. Для получения результатов используются статистические данные действующей системы мониторинга инженерных конструкций. Поставленные в рамках настоящего исследования задачи решены посредством применения теоретических методов научного познания: аналитический метод, теория математической статистики, индукция.

Результаты. Представлен анализ действующей системы мониторинга инженерных конструкций с описанием проблемы возникновения нештатных ситуаций, при которых акселерометры фиксируют ускорения колебаний, превышающие предельные значения. Предложена оценка надежности системы мониторинга инженерных конструкций путем классификации полученных данных с акселерометра на две группы. Определена перспектива дальнейших исследований для более детального изучения причин возникновения проблемы.

Заключение. Полученные результаты исследования можно использовать при проектировании и устройстве систем мониторинга инженерных конструкций на вантовых мостах, а также при модернизации и оптимизации действующих систем мониторинга для улучшения качества оценки технического состояния конструкций.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):401-418
pages 401-418 views

Систематизация применения полимерных композиционных материалов при проектировании мостовых сооружений

Смердов Д.Н.

Аннотация

Обоснование. Систематизированы принципы применения полимерных композиционных материалов при проектировании мостовых сооружений. Представлены основные принципы расчета несущих конструкций пролетных строений мостов с элементами из полимерных композиционных материалов.

Цель. Повышение прочности и долговечности пролетных строений мостов при их строительстве и содержании с учетом оптимизации затрат на основе применения полимерных композиционных материалов.

Материалы и методы. Современный подход к проектированию конструкций мостовых сооружений, математическая статистика обработки результатов экспериментальных исследований, использование численных методов расчета мостовых конструкций с применением нелинейных деформационных моделей анизотропных материалов.

Результаты. Разработаны принципы проектирования пролетных строений мостов с элементами из полимерных композиционных материалов, включающие способы усиления и армирования железобетонных конструкций мостов полимерными композиционными материалами с учетом особенностей их работы под воздействием длительных постоянных и временных нагрузок, пониженных и повышенных температур, а также методы проектирования цельнокомпозитных пролетных строений пешеходных и автодорожных мостов.

Заключение. Принципы проектирования пролетных строений мостов с элементами из полимерных композиционных материалов внедрены в практику транспортного строительства Российской Федерации. Подтверждена техническая и экономическая эффективность применения полимерных композиционных материалов в мостовых сооружениях транспортной инфраструктуры.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):419-434
pages 419-434 views

Обеспечение финансово-экономической безопасности проектов строительства транспортно-пересадочных узлов

Васильева М.Е., Волкова Е.М., Гурьянов А.В.

Аннотация

Цель. Уточнение подхода к оценке экономической эффективности проектов строительства пассажирского транспортно-пересадочного узла, обеспечивающего его финансово-экономическую безопасность и эффективное функционирование, учитывающего экстерналии реализуемых проектов.

Материалы и методы. Для достижения цели исследования используются методы обобщения, сравнительного анализа, систематизации данных научных публикаций, а также методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в совокупности с методами оценки общественных эффектов, обусловленных реализацией проектов строительства транспортно-пересадочного узла (далее – ТПУ). Информационной базой исследования являются научные публикации, посвященные разработке методов экономического описания работы ТПУ, а также проект ТПУ Волковская, разработанный ООО «Архиди» по заказу Комитета по транспорту г. Санкт-Петербурга.

Результаты. Основным научным результатом является подход к экономической оценке эффективности ТПУ, включающий оценку его общественной эффективности путем учета в денежных потоках проекта притоков от сокращения времени в пути и сокращения нагрузки на улично-дорожную сеть города. Апробация предложенного подхода проводится на примере проекта строительства пассажирского ТПУ «Волковская».

Заключение. Сформированы рекомендации по оценке экономической эффективности проектов строительства ТПУ, учитывающие их коммерческую и общественную эффективность. Результаты могут быть использованы исполнительными органами государственной власти, в чьи задачи входит развитие городской транспортной инфраструктуры, а также частными инвесторами, планирующими участие в проектах строительства пассажирских ТПУ.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2024;10(3):435-445
pages 435-445 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».