Ознакомление с фонетической вариативностью английского языка в контексте обучения студентов восприятию аутентичной устной речи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рецепция занимает важное место в процессе коммуникации на иностранном языке, что находит свое отражение в основных руководящих документах, регламентирующих стандарты иноязычного образования. В этой связи с повышением уровня владения иностранным языком возрастает роль использования аутентичных материалов, и возникает потребность в ознакомлении с нестандартными (незнакомыми) вариантами английского языка обучаемыми, что фактически не отражено в большинстве образовательных контекстов, включая языковые вузы. Для решения этой задачи необходимо обосновать необходимость ознакомления студентов с фонетической вариативностью английского языка, рассмотреть вопросы, связанные с уточнением цели и отбором содержания обучения акцентам (в частности, разработать критерии его отбора), поиском наиболее эффективных методов и приемов, а также средств. Цель исследования – обозначить основные инвариантные характеристики акцента и влияние осведомленности обучаемых о фонетической вариативности на непосредственное восприятие устной речи, определить цель, специфику содержания и рассмотреть возможные пути организации такого обучения.Методы исследования. В исследовании использовался анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.Результаты исследования. Проанализированы основные характеристики акцента и роль влияния осведомленности о них на восприятие аутентичной иноязычной речи. Уточнена цель ознакомления с фонетической вариативностью, которая заключается, с одной стороны, в формировании у студентов способности воспринимать аутентичную устную речь, а с другой – в освоении ими исследовательского инструментария, необходимого для самостоятельного изучения акцентов. Исследовано содержание обучения, определены методы и приемы ознакомления с фонетической вариативностью, предложены критерии выбора средств обучения.Выводы. Целенаправленное обучение акцентам способствует развитию лингвистической компетенции в целом и лучшему восприятию устной речи в частности. Наличие множества акцентов как результат межкультурного взаимодействия влечет за собой потребность в ознакомлении студентов с основными инвариантными характеристиками данного феномена, с одной стороны, и в обеспечении их исследовательским инструментарием для самостоятельного изучения фонетической вариативности – с другой, что находит отражение в содержании обучения. Выбор средств ознакомления студентов с акцентом сопряжено с рядом ограничений, которые обусловлены локализированной характеристикой акцента. Обучение должно предусматривать коммуникативную направленность и развитие умения воспринимать аутентичную устную речь, что возможно благодаря использованию таких методов и приемов, как анализ и имитация, транскрибирование. Опора на транскрипцию при аудировании, обращение к контрастивному анализу, постепенное повышение уровня сложности и развитие академического сообщества обучаемых на этом фоне – основные факторы, обеспечивающие достижение цели.

Об авторах

М. И. Ивченко

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivchencko.maksim@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-1511-4293

ассистент кафедры лингвистики и лингводидактики

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. North B., Piccardo E., Goodier T. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment – Companion volume. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. 275 p.
  2. Hayati A.M. The impact of cultural knowledge on listening comprehension of EFL learners // English Language Teaching. 2009. Vol. 2. № 3. P. 144-152. https://doi.org/10.5539/elt.v2n3p144
  3. Мурунов С.С., Медведев Н.В., Шульц О.Е. Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 911-922. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-911-922, https://elibrary.ru/mahtcx
  4. Замковая А.В. Дидактико-методические и психологические особенности использования видеоматериалов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 89-102. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-89-102, https://elibrary.ru/oeddql
  5. Major R.C., Fitzmaurice S.F., Bunta F., Balasubramanian C. Testing the effects of regional, ethnic, and international dialects of English on listening comprehension // Language Learning. 2005. Vol. 55. Issue 1. P. 37-69. https://doi.org/10.1111/j.0023-8333.2005.00289.x
  6. Flowerdew J. Research of relevance to second language lecture comprehension – an overview // Academic Listening: Research perspectives / ed. by J. Flowerdew. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 7-30. https://doi.org/10.1017/CBO9781139524612.004
  7. Аристова Е.А. Проблема восприятия диалектов и акцентов английского языка студентами языковых специальностей // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2011. № 5. C. 114-117. https://elibrary.ru/ojcecd
  8. Major R.C., Fitzmaurice S.F., Bunta F., Balasubramanian C. The effects of nonnative accents on listening comprehension: implications for ESL assessment // TESOL Quarterly. 2002. Vol. 36. № 2. P. 173-190. https://doi.org/10.2307/3588329
  9. Adank P., Janse E. Comprehension of a novel accent by young and older listeners // Psychology and Aging. 2010. Vol. 25. Issue 3. P. 736-740. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0020054
  10. Harding L. Accent and Listening Assessment. A validation study of the use of speakers with L2 accents on an academic English listening test. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2011. 294 p.
  11. Clarke C.M., Garrett M.F. Rapid adaptation to foreign-accented English // The Journal of the Acoustical Society of America. 2004. Vol. 116. Issue 6. P. 3647-3658. https://doi.org/10.1121/1.1815131
  12. Smith L.E., Bisazza J.A. The comprehensibility of three varieties of English for college students in seven countries // Language Learning. 1982. Vol. 32. № 2. P. 259-269. https://doi.org/10.1111/J.1467-1770.1982.TB00971.X
  13. Ortmeyer C., Boyle J.P. The effect of accent differences on comprehension // RELC Journal. 1985. Vol. 16. Issue 2. P. 48-53. https://doi.org/10.1177/003368828501600208
  14. Tauroza S., Luk J. Accent and second language listening comprehension // RELC Journal. 1997. Vol. 28. Issue 1. P. 54-71. https://doi.org/10.1177/003368829702800104
  15. Кондакова Н.Н., Зимина Е.И. Формирование лингвокультурной компетенции как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023 Т. 28. № 6. С. 1477-1487. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1477-1487, https://elibrary.ru/dxzimi
  16. Nunan D. Approaches to teaching listening in the language classroom // Technology in Education: Communicating Beyond Traditional Networks: Proceedings of the 1997 Korea TESOL Conference. Kyoung-ju, 1997. P. 1-10.
  17. Куликов В.Г. Национально-территориальная вариативность английского языка (английский язык в США). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. 170 с. https://elibrary.ru/ujsqdd
  18. Eisenstein M., Berkowitz D. The effect of phonological variation on adult learner comprehension // Studies in Second Language Acquisition. 1981. Vol. 4. Issue 1. P. 75-80. https://doi.org/10.1017/S0272263100004307
  19. Ekong P. On the use of an indigenous model for teaching English in Nigeria // World Englishes. 1982. Vol. 1. Issue 3. P. 87-92. https://doi.org/10.1111/j.1467-971X.1982.tb00474.x
  20. Bilbow G.T. Towards an understanding of overseas students’ difficulties in lectures: a phenomenographic approach // Journal of Further and Higher Education. 1989. Vol. 13/3. P. 85-99. https://doi.org/10.1080/0309877890130308
  21. Ockey G.J., French R. From one to multiple accents on a test of L2 listening comprehension // Applied Linguistics. 2016. Vol. 37. № 5. P. 693-715. https://doi.org/10.1093/applin/amu060
  22. Olsen W.O. Average speech levels and spectra in various speaking/listening conditions // American Journal of Audiology. 1998. Vol. 7. P. 21-25. https://doi.org/10.1044/1059-0889(1998/012)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».