В работе обоснована необходимость использования биотоплив на основе метилового спирта в дизельных двигателях. При этом исследованы такие экологичные источники энергии как метанол и метиловый эфир рапсового масла. Представлены физико-химические свойства указанных видов биотоплива. В целях разработки, определения и оптимизации состава экологичных видов биотоплива для дизельных двигателей проведены их испытания при работе на метаноле с метиловым эфиром рапсового масла и метаноло-топливной эмульсии. Экспериментальным путем установлено, что применение экологичного биотоплива в дизелях возможно в виде спирто-топливных эмульсий (метиловый спирт - 25%, моюще-диспергирующая присадка сукцинимид С-5А - 0,5%, вода - 7%, дизельное топливо - 67,5%) и в виде раздельной подачи метилового спирта (88%) и метилового эфира рапсового масла (12%). При использовании метанола как биотоплива для дизелей, можно значительно снизить выбросы сажевых частиц и оксидов азота вследствие того, что при горении спирта в камере сгорания дизеля образуется меньше промежуточных продуктов (по отношению к дизельному топливу), способствующих зарождению ацетиленовых и ароматических углеводородов, которые и приводят к образованию сажи. Метиловый спирт со своей более простой структурой и незначительными размерами молекул является одним из определяющих факторов более «чистого сгорания» топлива. Проведены экспериментальные исследования дизельных двигателей на экологичных видах биотоплива вышеуказанных составов и обосновано перспективное решение улучшения их экологических показателей. При работе дизеля на метаноло-топливной эмульсии происходит снижение содержания в отработавших газах оксидов азота на 41,3%, сажи на 85,5%, диоксида углерода на 6,7%, оксида углерода на 45,0%; при работе на метаноле и метиловом эфире рапсового масла оксидов азота на 47,4%, сажи на 90,4%, оксида углерода на 44,8%.