№ 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками

Пронина А.Н., Фаустова И.В.

Аннотация

Представлена актуальная проблема исследования нравственных представлений старших дошкольников и их влияние на межличностные отношения со сверстниками. Рассмотрены теоретические аспекты понятий «нравственность», «нравственные представления», «межличностные отношения» с опорой на научные исследования по данной проблематике. Необходимость изучения влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками обусловлена проявлением неустойчивости, эмоциональности, динамичности, избирательности отношений, спецификой нравственного развития в старшем дошкольном возрасте. Эксперимент был направлен на установление взаимосвязей между уровнем сформированности нравственных представлений и межличностными отношениями в двух группах старших дошкольников. Основными диагностическими методами выступили беседа, метод проблемных ситуаций, а также метод математической статистики коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Установлен высокий уровень сформированности нравственных представлений у испытуемых дошкольников, низкий уровень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника и высокий уровень просоциальных действий в адрес сверстника. Выявлены следующие виды положительной корреляционной связи между: нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональной вовлеченностью как интересом и различными эмоциями по отношению к действиям сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и характером участия детей в действиях сверстника; нравственными представлениями старших дошкольников и просоциальными действиями ребенка по отношению к сверстнику-партнеру; нравственными представлениями старших дошкольников и эмоциональными состояниями детей по отношению друг к другу в совместной игровой деятельности. Сделан вывод о том, что наличие влияния нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками может иметь практическую значимость при разработке программ нравственного и социального развития детей дошкольного возраста.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):7-15
pages 7-15 views

Особенности организации предшкольной подготовки детей-билингвов в Республике Таджикистан

Каирова Л.А., Лукьянова Н.Н.

Аннотация

Представлен анализ опыта работы с билингвальными детьми шести лет в условиях предшкольной подготовки для русских школ, открываемых в Республике Таджикистан. Описаны особенности организации деятельности детей дошкольного возраста, которые будут обучаться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Российской Федерации. Объяснены причины возникновения сложностей в обучения детей-билингвов. Представлены этапы организации предшкольной подготовки будущих первоклассников, рассмотрены существенные направления данной работы, в том числе языкового и математического содержания, охарактеризованы особенности двуязычных шестилеток, описаны трудности в проведении занятий. По итогам работы в условиях предшкольной подготовки сделаны основные выводы, которыми могут руководствоваться учителя начальных классов.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):16-23
pages 16-23 views

Этические основы, социально-моделирующий потенциал и творческие аспекты литературной игры для младших школьников «На асфальте города…»

Никиенко И.В.

Аннотация

Изложена методическая концепция, рассмотрен порядок организации и проведения, оценены педагогические возможности и текущие результаты Всероссийского литературно-игрового конкурса «На асфальте города…», основанного на одноименном рассказе томского фантаста Виктора Колупаева и проходящего при учредительстве Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина с 2015 г. по настоящее время. В ходе анализа материалов семи сезонов игры (названий, рисунков и описаний «городов для инопланетян», перечней игровых ролей, особенностей презентации проектов) прослеживается этическая, социально ориентированная и творческая составляющая деятельности конкурсантов, выявляются принципы взаимодействия источников игрового конструирования (текст опорного рассказа, «фантастический стандарт», разнообразные фоновые знания, включая и специфические, связанные с этноконфессиональными традициями и краеведческой информацией), характеризуются меры оптимизации педагогических эффектов игры. Исследование показало, что эмоциональное принятие этического посыла опорного рассказа, которое определяет общую направленность игровой деятельности, в большинстве случае является безусловным, в то время как социальные установки и творческое самовыражение игроков могут требовать педагогического регулирования.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):24-36
pages 24-36 views

Игровой тренинг как эффективное средство выбора профессии старшеклассниками поколения Z

Царско А.А.

Аннотация

Рассматриваются вопросы эффективности подходов, используемых в профессиональной ориентации в современном образовании. Представлены результаты анализа состояния современного рынка труда, а также реальное количество граждан, работающих не по специальности. Выявлено, что неблагоприятная статистика формируется вследствие неэффективного проведения профориентационных мероприятий. Предложен профориентационный интерактивный игровой тренинг как инновационное средство профессиональной ориентации, являющийся более адаптивным по отношению к современным старшеклассникам – представителям поколения Z. Результаты проведенного эксперимента показали, что игровые интерактивные техники, используемые в процессе проведения тренинга, облегчают решение психодиагностических задач в профориентации.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):37-47
pages 37-47 views

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информационные системы цифровой образовательной среды школы в профессиональной подготовке будущих учителей-предметников

Сликишина И.В., Дробахина А.Н.

Аннотация

Реализация национального проекта «Образование» требует изменения подходов к процессу обучения в школе и вузе. Реализуемый в рамках данного национального проекта федеральный проект «Цифровая образовательная среда» содержит описание конкретных целей и задач подготовки учителей, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровизации образовательной среды. Цель статьи – выполнить анализ внедрения дисциплины «Информационные системы цифровой образовательной среды школы» в подготовку будущих учителей-предметников в педагогическом вузе. Базой исследования является учебная дисциплина «Информационные системы цифровой образовательной среды школы», направленная на освоение информационных систем и технического оборудования цифровой образовательной среды школы студентами IV–V курсов педагогических специальностей Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета (КГПИ КемГУ). Материалы исследования свидетельствуют о проблемах внедрения современных средств технического и программного обеспечения цифровой среды школы в образовательный процесс подготовки будущих учителей. В ходе исследования установлено, что для успешного внедрения информационных систем и технических средств обеспечения цифровой образовательной среды требуется иной подход к планированию учебного курса и, соответственно, перераспределение времени на подготовку и проведение занятий на базе технического сопровождения курса.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):48-57
pages 48-57 views

Интерактивное педагогическое взаимодействие на экскурсиях религиоведческой тематики: специфика, возможности применения, результаты

Сазонова Н.И., Лоскутова М.Г.

Аннотация

Актуальность изучения возможностей и специфики применения интерактивного взаимодействия на экскурсиях религиоведческой тематики определяется активным поиском методических приемов проведения таких экскурсий современными педагогами и экскурсоводами при общей неразработанности форм и способов применения интерактивных педагогических технологий на экскурсиях, посвященных религиозной культуре. Объектом анализа являются специфика и возможности применения интерактивного взаимодействия на религиоведческой экскурсии. Материалом послужил педагогический опыт проведения интерактивных экскурсий в рамках проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность». Выявлены особенности интерактивного взаимодействия на экскурсии религиоведческой тематики, к числу которых принадлежат опора на актуальные знания и опыт аудитории и погружение в религиозную культуру через использование на экскурсии символов этой культуры. В результате показаны положительные результаты применения интерактивного взаимодействия: разрушение у аудитории стереотипов о религиозной культуре, рост интереса к традиции, а также к истории самого экскурсионного объекта. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений и средних общеобразовательных школ.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):58-67
pages 58-67 views

Отношение учителей Санкт-Петербурга к повышению квалификации в дистанционном и смешанном формате

Матюшкина М.Д.

Аннотация

Проанализированы особенности дистанционного формата обучения, влияющие на его популярность при выборе педагогами образовательных программ повышении квалификации. Приведены результаты проведенного в 2022 г. исследования отношения педагогов Санкт-Петербурга к повышению квалификации в очном, дистанционном и смешанном формате. Учителя достаточно высоко оценивают пройденные ими дистанционные курсы повышения квалификации. Основной недостаток дистанционных курсов – отсутствие удобной и быстрой обратной связи с преподавателем. Для успешного обучения в дистанционном формате чрезвычайно важен высокий уровень внутренней мотивации обучающихся. В целом педагоги считают наиболее эффективным смешанный формат обучения. Теоретические разделы образовательной программы учителя предпочли бы проходить дистанционно, а обучение предметным методикам, технологиям, приемам педагогической работы – очно. Педагоги сформулировали требования к педагогическому дизайну и интерфейсу дистанционных модулей. Перспективы построения более гибких курсов в смешанном формате связаны с необходимостью определенных нормативно-правовых и организационных изменений в системе повышения квалификации.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):68-76
pages 68-76 views

Актуализация эффективных форм наставничества в системе общего образования

Гордашникова О.Ю., Кузнецов А.Н., Федорчук Ю.М.

Аннотация

Актуализируется вопрос развития наставничества, системы руководства движением наставничества в педагогической сфере, диссеминации его форм в системе общего образования. Целью исследования является определение сущностных характеристик феномена наставничества, различных форм наставничества советского периода. Методология исследования включает анализ отечественной и зарубежной педагогической научной литературы по формам наставничества, контент-анализ, обобщение и систематизацию данных. Представлен контент-анализ определений понятия «наставничество» в образовательной сфере. Выделены сущностные характеристики наставничества, раскрыты функции наставничества: информационная, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, исследовательская. Выявлены особенности педагогического наставничества в советский период в целях обогащения опытом организации педагогического руководства профессиональным становлением молодых педагогов. Раскрыты сущностные характеристики разновидностей форм наставничества. Представлено сравнение основных составляющих системы наставничества в советский и современный периоды: организация системы наставничества; формы и методы работы с наставниками; формы передачи опыта наставников. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системы руководства движением наставничества в педагогической сфере, выработки единого подхода к разработке основополагающих документов по наставничеству, дальнейшего развития содержания и форм работы наставников педагогической наукой.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):77-85
pages 77-85 views

Концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя

Байханов И.Б.

Аннотация

Исследуются концептуальные основы формирования электоральной культуры учителя. Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения электоральной активности граждан и мотивации к участию в электоральном процессе. Предлагается новый взгляд на участие в электоральном процессе через призму электоральной культуры. Электоральная культура рассматривается как часть общей культуры, которую необходимо начинать формировать как можно раньше. В этом процессе должны участвовать не только семья, но и образовательные учреждения. Поэтому можно предположить, что наибольшим потенциалом в формировании электоральной культуры обладает учитель. В связи с этим необходимо формировать электоральную культуру у учителей и представление о технологиях трансляции электоральной культуры. А электоральная культура может быть сформирована только в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде, которая создает условия для этого. Концептуальные основы формирования электоральной культуры представлены основными положениями, понятийно-категориальным аппаратом, методологическими основаниями, теоретическими основами, смысловым центром концепции, содержательно-смысловым наполнением, педагогическими условиями и апробацией концепции. Представлен алгоритм реализации концепции, позволяющий проследить логику движения от теоретических положений к практической реализации. Подробно продемонстрированы целевые установки концепции, определяющие ее содержание, а также правовая и нормативная основа, которая положена в основу разработки концепции. Особое внимание уделено педагогическим условиям реализации концепции и теоретическим основаниям. Охарактеризованы границы применения концепции. В качестве теоретико-методологической основы концепции предлагается четырехуровневая иерархическая структура методологических оснований, включающая подходы на различных уровнях. Практическим результатом реализации концепции является программа дополнительного образования для учителей, ориентированная на формирование электоральной культуры.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):86-97
pages 86-97 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Модель подготовки специалиста отраслевого транспортного вуза в контексте обеспечения качества конкурентоспособной среды

Калганова Н.В.

Аннотация

На современном этапе проблема качества подготовки специалиста является общей для всех образовательных учреждений высшего образования, так как тенденция к снижению качества подготовки специалистов сохраняется. Анализ существующих подходов в исследованиях ученых к решению данной проблемы указывает, что для обеспечения качества подготовки специалиста необходима разработка структурно-содержательной модели подготовки специалиста отраслевого транспортного вуза в контексте обеспечения качества конкурентоспособной среды, позволяющей установить взаимозависимые процессы, такие как постановка целей, подбор средств, методов, установка критериев условий конкурентоспособной среды, что и является целью настоящего исследования. Представлена авторская структурно-содержательная модель подготовки специалиста отраслевого транспортного вуза в контексте обеспечения качества конкурентоспособной среды, разработанная на основе принципов системного, квалиметрического и средового подходов. Раскрыто содержание каждого из блоков модели, указывающее на пути и направления дальнейшего развития организационных процессов отраслевого транспортного вуза в контексте обеспечения качества конкурентоспособной среды. Разработанная структурно-содержательная модель позволила установить взаимосвязь всех процессов, описанных в модели, и найти ключевые моменты среди таких компонентов, как условия, процессы и результаты образовательной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что логически обоснованы параметры модели, их полнота и взаимосвязь, изучение закономерностей взаимодействия между собой вносит вклад в развитие теории управления вузом в современных условиях. Данная модель может быть использована в качестве практической основы для выработки вузами мер по достижению качества подготовки специалистов и обеспечения качества его конкурентоспособной среды.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):98-105
pages 98-105 views

Образовательные технологии смешанного обучения в подготовке специалистов среднего звена технического профиля

Науменко А.Д.

Аннотация

Рассматриваются методы соорганизации очной и дистанционной форм обучения, выявлены преимущества и недостатки обоих форматов. Описаны различные модели смешанного обучения. Даны рекомендации к методическим материалам, используемым при организации смешанного обучения. Описан опыт применения таких форм обучения, как «перевернутый класс» и «ротация станций», в рамках учебной дисциплины «Электротехника» при подготовке специалистов среднего звена технического профиля. В результате представлено содержание работы педагогической мастерской по овладению преподавателями технологиями смешанного обучения.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):106-112
pages 106-112 views

ПСИХОЛОГИЯ

Личностные и эмоционально-волевые компоненты как детерминанты процесса принятия решений

Гурцкой Д.А.

Аннотация

Обозначена актуальность исследования особенностей принятия решений и проявления в этом процессе индивидуально-психологических особенностей личности. В исследовании принятия решений у специалистов и руководителей были отмечены высокие показатели по шкалам «Бдительность» и «Сверхбдительность», а также использование такого механизма психологической защиты, как «Интеллектуализация», что говорит о повышенном осознании последствий в выборе принимаемого решения, склонности применять продуктивные стратегии поведения (конструктивный копинг), в принятии решений опираться на разум, а не на интуитивное мышление, при возникновении проблемной ситуации стремиться к определенности в положении, интеллектуальному поиску выхода из ситуации, размышлять о вариантах дальнейших действий. У отдельной группы специалистов и руководителей были выявлены черты «сверхбдительности», препятствующие процессу ориентированности в проблемной ситуации, из-за чего индивид применяет спонтанное и хаотичное поведение и может совершать ошибки в выборе возможных вариантов действий. При исследовании принятия решений сотрудниками исполнительского ранга были отмечены высокие показатели по шкалам «Избегание» и «Прокрастинация», а также использование такого механизма психологической защиты, как «Отрицание», свидетельствующих о том, что при возникновении проблемных ситуаций они склонны использовать копингстратегии, направленные на избегание трудностей или «откладывание» важных дел на последующие дни, о переносе ответственности на других людей и жизненные обстоятельства, говоря о невезении или предвзятом отношении со стороны руководящего состава, недостаточной оценке сложившихся обстоятельств, избегании трудностей и ответственности. Это также подтверждают результаты опросника, направленного на исследование принятия решений. Особенности принятия решений представляют интерес для дальнейшего изучения современной психологической наукой в связи с тем, что в них проявляются индивидуально-психологические особенности конкретной личности и эффективность ее деятельности в производственном процессе и других аспектах функционирования, включая поведение человека в стрессовой ситуации.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):113-121
pages 113-121 views

Исследование эмоционально-когнитивных компонентов национальной идентичности традиционных этносов Монголии

Дугарова Т.Ц., Дамдинов А.В., Трофимова Е.М.

Аннотация

Рассматриваются особенности развития национальной идентичности этносов, находящихся под влиянием двух взаимоисключающих процессов: глобализации и этнического возрождения. Традиционные этносы оказались в условиях новых вызовов и непрерывного процесса столкновения ценностей, трансформации идентичности из-за остроты взаимодействия «своих» и «чужих» в мире традиций и мире интеграции культур. Методологическим основанием анализа национальной идентичности выступает идея реалий внешнего мира как условия развития и бытия личности, получившая свое раскрытие в научной школе академика РАО В. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности». Исследуется сопряжение реальностей внешнего мира (предметного мира, природного мира, реалий образно-знаковых систем и реалий социально-нормативного пространства) как условие развития и бытия личности, что определяет национальную идентичность. Целью изучения явилось определение эмоционально-когнитивных компонентов национальной идентичности малочисленных этносов, проживающих в едином геоисторическом пространстве. Исследованы группы западных монголов: мянгат, торгутов, хотонов, урианхайцев и олётов. Для национальной идентичности респондентов характерна высокая стереотипизованность осознания «своих» и «чужих», преобладание эмоционального оценочного фактора, высокая значимость традиционного отношения к предметному и природному миру, реалиям образно-знаковых систем и реалиям социально-нормативного пространства.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):122-129
pages 122-129 views

Формирование профессиональной идентичности в образовательном пространстве вуза

Ловков С.Г.

Аннотация

Овладение профессией является важнейшей задачей обучения в вузе. Оно складывается как из приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, так и из формирования особого отношения к профессиональной деятельности и ее атрибутам. Такое отношение, именуемое профессиональной идентичностью, позволяет успешно интегрировать профессиональную деятельность в жизнь человека. В результате анализа современных исследований, посвященных профессиональной идентичности, можно выделить два основных подхода к ее рассмотрению. Первый – личностный – определяет отношения к элементам профессиональной деятельности. Внутри этого подхода идентичность интерпретируется как совокупность когнитивного, аффективного и мотивационного компонентов. Вместе с тем наиболее распространенная модель развития профессиональной идентичности, разработанная в этом подходе, оценивает общее развитие всех трех компонентов. Другой подход – социальный – основан на степени совпадения личностных ценностей и мотивов человека с ценностями и мотивами профессионального сообщества. Этот подход редко используется в эмпирических исследованиях профессиональной идентичности. Исследования на студенческой выборке практически отсутствуют. Анализ современных эмпирических исследований показал, что уровень профессиональной идентичности студентов старших курсов значительно отстает от уровня профессионалов даже с небольшим стажем работы. Полученные данные показывают, что связь между уровнями развития идентичности в личностном и социальном подходах действительно есть. Характер связи позволяет предположить, что одним из факторов, замедляющих развитие профессиональной идентичности в вузе, является отсутствие достаточного опыта профессиональной деятельности.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):130-137
pages 130-137 views

Теоретико-методологическая модель понятия «психологическая зрелость» личности

Рерке В.И., Салахова В.Б., Бубнова И.С.

Аннотация

Обсуждаются разные грани понятия «психологическая зрелость» личности. Представлены психологические подходы, предметом изучения которых являются различные аспекты зрелости личности, в том числе психологической зрелости, при этом единого однозначного определения на сегодняшний день не существует. В целях эмпирического изучения психологической зрелости личности, поиска путей ее развития и становления необходимо владеть терминологией, уметь дифференцировать качества зрелой личности, соотносить их со стадиями развития, понимать направления дальнейшего становления психологически зрелой личности. Руководствуясь данным умозаключением, проведен теоретический анализ психологических подходов изучения зрелой и психологически зрелой личности. Актуализированы научные представления о психологической зрелости человека с позиций отечественных и зарубежных авторов. Проанализированы различные подходы к проблеме развития зрелости. Обоснован и применен мультидисциплинарный подход к пониманию зрелости личности. Определены и сопоставлены характеристики зрелой и психологически зрелой личности в ракурсе онтогенеза. С позиций гуманистического подхода приведены черты личности, характеризующие психологически зрелого человека. Доказана стадиальность данной категории. Представлена уровневая модель становления и развития психологической зрелости личности. В заключении выделены направления развития психологически зрелой личности – внутриличностное и межличностное.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):138-146
pages 138-146 views

Академическая адаптация студентов с ограниченными возможностями психологического здоровья и особенностями когнитивного профиля: теоретический анализ

Созонник А.В.

Аннотация

Интерес к изучению проблем академической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями психологического здоровья со стороны исследователей обусловлен ростом числа поступающих в вузы студентов-инвалидов. Помимо изучения широкого спектра особенностей когнитивного профиля студентов данной категории, представляет интерес их адаптация и формирование готовности к академическим вызовам. Число и характер влияний социальных, академических и других барьеров на студентов с инвалидностью отличается от тех, с которыми приходится сталкиваться обычным студентам при поступлении в вуз. В результате негативного воздействия внешних факторов возникает ряд психологических проблем, выявлением и решением которых должны заниматься не только компетентные службы вузов, но и преподаватели и персонал, контактирующий с данной категорией студентов. Главной проблемой улучшения процесса академической адаптации и преодоления психологических барьеров является недостаток имеющихся эмпирических данных, основанных на личном опыте студентов с ОВЗ. Приведен анализ работ, посвященных изучению различных аспектов проблемы академической адаптации данного кластера обучающихся. Рассмотрены основные направления отечественных и зарубежных исследований. Сделаны выводы о сходстве и различиях подходов, а также о необходимости теоретических обобщений проблемы академической адаптации на основе комплексного и системного подходов.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):147-163
pages 147-163 views

ОБЗОРЫ

Памяти педагога-ученого. К 100-летию со дня рождения А. П. Романова

Романов А.А., Ревякина В.И.

Аннотация

Дано представление о людях и социально-политических событиях в нашей стране начала 1950-х годов на примере жизни Алексея Петровича Романова, выпускника Томского государственного педагогического института, ученика и соратника Ф. Ф. Шамахова. А. П. Романов известен как публицист научно-педагогической тематики, автор содержательно глубоких педагогических статей и научных исследований, в том числе кандидатской диссертации «Детские клубы как основа воспитательной работы школьников». Докторская диссертация А. П. Романова «Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР (историко-педагогический аспект)» значительно расширила актуальную клубную тематику в масштабе всей страны. Уже в годы студенческой учебы А. П. Романова известный томский ученый в области истории педагогики Ф. Ф. Шамахов отмечал высокий научно-исследовательский потенциал своего ученика, прогнозировал дальнейший успешный научный рост перспективного молодого человека. На протяжении всей жизни мудрый учитель Феодосий Феодосьевич Шамахов оказывал ему моральную, отечески заботливую и дружескую человеческую поддержку, стимулировал научную уверенность в творческих поисках. Использован и сохранен в данной работе в оригинале ныне полузабытый эпистолярный жанр в авторской редакции академиков Российской академии образования В. И. Журавлёва, М. Н. Скаткина и сибирского историка педагогики Ф. Ф. Шамахова как свидетельство высокой культуры письменной коммуникации научной интеллигенции ХХ в.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):164-172
pages 164-172 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу Дороты Клюс-Станьской «Парадигмы дидактики. Мыслить теоретически о практике» (пер. с польск. А. А. Полонникова; под ред. Н. Д. Корчаловой. М.: Издат. дом «Национальное образование», 2022. 320 с.)

Поздеева С.И.

Аннотация

.
Научно-педагогическое обозрение. 2023;(2):173-177
pages 173-177 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».