Том 14, № 2 (2017)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ

Гриншкун В.В., Краснова Г.А.

Аннотация

Пути развития системы образования во многом определяются научно-техническим про-грессом. В последнее время все чаще говорится о наступлении новой, четвертой по счету про-мышленной революции. По мнению исследователей эта революция перекликается с чередой информационных революций и основывается на разработке и внедрении принципиально новых средств и технологий информатизации, таких как «Интернет вещей», виртуальная и дополненная реальность, объемная печать и квантовые компьютеры. Очевидно, что система образования должна реагировать на эти вызовы. Для решения соответствующих проблем в статье описывается ряд актуальных мер, которые следует предпринять в сфере образования в ближайшие годы. Эти меры систематизированы в зависимости от факторов четвертой про-мышленной революции. В частности, предлагается особая подготовка педагогов, установление более тесного партнерства организаций профессионального образования с промышленными предприятиями, фундаментализация подготовки обучающихся, инвариантная относительно быстрая смены технологий, и другие меры. Отдельное внимание в статье уделено развитию информационных технологий и подходов к выделению информационных революций. Их смена также оказывает влияние на подходы к реформированию системы образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):131-139
pages 131-139 views

О ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАУЧНЫХ ОСНОВ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Широченко М.Э.

Аннотация

Учебные исследования, проводимые в рамках образовательного процесса средних и выс-ших профессиональных образовательных организаций, все чаще играют ключевую роль при подборе современных методов обучения студентов. При этом проведение таких исследований может, с одной стороны, опираться на особенности реализуемых в вузе или колледже мето-дических систем обучения различным дисциплинам, с другой стороны, иметь характерные черты настоящих научных изысканий, осуществляемых профессиональными исследователя-ми. В числе таких научных основ возможных учебных исследований следует рассматривать проблему и специфику ее определения. В настоящей статье рассматриваются подходы к от-бору основных научных проблем при проведении учебных исследований в области использо-вания современных электронных ресурсов, средств информатизации, информационных тех-нологий, применяемых в управлении экономикой и другими смежными направлениями со-циальных наук. Приводятся критерии и примеры типичных недоработок в области подбора и формулирования проблем исследований. Комбинирование исследовательских методов об-учения с изучением важных и актуальных вопросов информатизации призвано дать двойной эффект в деле подготовки специалистов к жизни в условиях информационного общества и профессиональной деятельности, основанной на творчестве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):148-155
pages 148-155 views

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - «ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ»

Заславская О.Ю., Кириллов А.И.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития одного из важнейших направлений инфор-матизации образования и информационной образовательной среды (ИОС) - «Интернет ве-щей». Исследование проводилось на основе анализа исторического развития информацион-ных и телекоммуникационных технологий, этапов возникновения сетевых технологий и спо-собов их использования в различных сферах профессиональной деятельности человека. Особое внимание в статье отводится необходимости разработки и принятия единых стандар-тов взаимодействия мобильных информационных и телекоммуникационных устройств меж-ду собой. Рассмотрен исторический аспект формирования понятия «Интернет вещей», его возникновение и трансформация в условиях развития информационных и телекоммуника-ционных технологий. Исследуются вопросы соотношения между развитием информационной образовательной среды, субъектами образовательного процесса и Интернетом вещей, места Интернета вещей в информационной образовательной среде образовательной организации, выяснение необходимых и достаточных условий, при которых Интернет вещей становится частью ИОС, влияние Интернета вещей на образовательный процесс. Цель данной статьи состоит в рассмотрении возможности включения в пространство «Интернет вещей» системы образования, изучения соотношения между развитием информационной образовательной среды, субъектов образовательного процесса и ресурсов, способных обмениваться специали-зированной образовательной информацией.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):140-147
pages 140-147 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

СИСТЕМА ПОНЯТИЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ЕЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Михайлюк А.А.

Аннотация

В статье обращается внимание на тот факт, что у преподавателя при построении курса учебного предмета возникает необходимость в систематизации и структуризации системы понятий учебного предмета как основы будущего курса. Выбор системы понятий и способов ее представления зависит от временных рамок курса и познавательных возможностей учащих-ся. Представление системы понятий в виде инфографики может помочь педагогу быстрее и эффективнее как разработать учебный курс, так и преподать его ученикам.Красивые понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. А со-временные информационные технологии позволяют создавать и делиться знаниями и резуль-татами исследований в эффектной на долго запоминающейся форме. И педагоги должны соответствовать времени, и более того, учить детей работать с информацией таким образом, чтобы на нее хотелось посмотреть.В процессе такого обучения у преподавателя и учащихся формируется интерес к предмету, развивается визуальное мышление.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):167-170
pages 167-170 views

АКТУАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Любвин И.Н.

Аннотация

В статье рассматривается тип задания единого государственного экзамена по информатике с точки зрения математического аппарата. При разборе заданий применяются графический и алгебраический подходы для решения задач. Особое внимание в статье отводится актуальности математической подготовки в рамках концепции развития математического образования Российской Федерации. Одной из целей настоящей концепции является популяризация математических знаний и математического образования, а также применение этих знаний в других областях. Реализация концепции предполагает вывод математического образования на новый уровень, что улучшит преподавание других дисциплин. Помимо этого, можно вы-явить, что выделение большего внимания математике на других предметах позволяет повысить качество образования в информатике, в частности. Также концепция способствует созданию и применению новых механизмов развития образования, которые можно использовать в других областях. Цель данной статьи состоит в привлечении образовательного сообщества (как учителей, так и учащихся) применять в большей мере математический аппарат при решении задач по информатике. На приведенных в статье примерах видно, что данный подход позволяет рациональнее и быстрее решать задачи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):161-166
pages 161-166 views

ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Гербеков Х.А., Башкаева О.П.

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к обучению учащихся объектно-ориентированному программированию в среде операционной системы Windows. Для этого проведен анализ ли-тературы по программированию и современных школьных учебников по информатике, а так-же теоретического материала по объектно-ориентированному программированию в рамках содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информа-тики. Объектно-ориентированный подход принципиально отличается от структурного про-граммирования тем, что объектно-ориентированная парадигма программирования является более открытой и масштабируемой. Это не означает, что переход на объектно-ориентирован-ный подход к программированию требует отказа от всех алгоритмов, применяемых при струк-турном применении всех ранее найденных и испытанных методов и приемов. Напротив, но-вые элементы всегда основываются на предшествующем опыте. Объектный подход создает множество существенных удобств, которые при других условиях не могут быть обеспечены. Объектно-ориентированное программирование в среде операционной системы Windows по-зволяет заинтересовать учащихся с первого занятия и делать обучение увлекательным и ин-тересным за счет того, что учащиеся могут управлять объектами, с которыми современные учащиеся сталкиваются с самого детства на своих персональных компьютерах, планшетах и телефонах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):156-160
pages 156-160 views

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИДЕО-ПРАКТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ

Корнеев К.М.

Аннотация

В статье раскрыты подлежащие моделированию процессы, протекающие при организации и проведении видео-практики, сформулированы требования к моделированию организации и проведения педагогической видео-практики.Излагаются порядок и структура информационного обмена между организаторами педа-гогической видео-практики в период подготовки и между ее участниками в ходе проведения. Обсуждается разработка поурочного планирования на время прохождения педагогической видео-практики в соответствии с учебной программой, тематическим и поурочным планиро-ванием учителя базовой школы. Анализируется моделирование организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса орга-низации. Определяются требования к процессу моделирования организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса орга-низации и разработки модели.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):188-193
pages 188-193 views

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Гриншкун В.В., Широченко М.Э.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности студентов на основе запросов работодателей и требований образовательных стандартов. Современной тенденцией развития всех ступеней системы образования является информатизация и наце-ливание образования на подготовку обучающихся к жизни в условиях информационного общества. С учетом этого учебные исследовательские проекты, реализуемые в колледжах и вузах в условиях информатизации образования, могут быть связующим звеном в рамках ста-новления системы непрерывного профессионального образования. Методология обучения, основанная на учебном исследовательском проектировании, может с успехом применяться при подготовке студентов по практически любой учебной дисциплине. Описание сущности, особенностей и типологии таких проектов стало значимым с точки зрения реализации со-временных подходов к подготовке специалистов и рассматривается как неотъемлемый ком-понент информатизации образования. В статье приводятся возможные направления исполь-зования информационных технологий на всех этапах учебного исследовательского проекти-рования. Применение средств информатизации в ходе выполнения учебного проекта не только способствует достижению целей проектирования, но и влечет за собой знакомство студентов с информационными технологиями, используемыми в последующей профессио-нальной деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):180-187
pages 180-187 views

СЕТЕВЫЕ МЕДИА-РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕКРУТИНГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ

Краснова Г.А., Гриншкун В.В., Пыхтина Н.А.

Аннотация

Информационные технологии становятся все более важным инструментом рекрутинга иностранных студентов. В статье рассматриваются методы онлайн-рекрутинга, используемые зарубежными и российскими вузами в настоящее время и последние тенденции в области экспорта образования. Приводятся результаты исследования «Ценность образования», про-веденного в 2015 году банком HSBC. Обсуждаются роль сайтов для студентов, родителей, рекрутинговых агентств в поиске информации и социальных сетей как одного из основных каналов рекрутинга студентов. Обсуждаются социальные аспекты Википедии как важного информационного ресурса и инструмента рекрутинга иностранных студентов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):171-179
pages 171-179 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «АНТИПЛАГИАТ. ВУЗ» В КУРСЕ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ РУДН

Невская Е.Ю., Егорова О.А., Кожухова Ю.В.

Аннотация

При проверке письменных работ, учащихся каждый преподаватель сталкивался с пробле-мой определения оригинальности работы. На кафедре общей химии для этих целей исполь-зуется система «Антиплагиат. ВУЗ». Использование «Антиплагиат. ВУЗ» при проверке работы на заимствования из сетевых источников избавляет преподавателя от рутинного поиска со-впадений. Также использование этой системы способствует внедрению культуры научного цитирования, без которого не обходится ни одна научно-исследовательская работа по химии и на повышение уровня научно-образовательного процесса у студентов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):213-219
pages 213-219 views

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Корнилов В.С.

Аннотация

В статье обращается внимание на то, что при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений у студентов развивается научно-познавательный потенциал. Студенты осознают, что математические модели обратных задач для дифференциальных уравнений находят свое применение в экономике, промышленности, экологии, социологии, биологии, химии, математике, физике, в исследованиях процессов и явлений, происходящих в водной и земной среде, воздушном и космическом пространстве. Акцентируется внимание читателя на то, что в процессе обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений у студентов развиваются научное мировоззрение, логическое, алгоритмическое, информационное мышление, творческая активность, самостоятельность и сообразительность. Студенты приобретают умения и навыки применять знания по многим физико-математическим дисциплинам, проводить анализ полученного решения обратной задачи и формулировать логические выводы прикладного характера. Решая обратные задачи для дифференциальных уравнений, студенты приобретают новые знания в области прикладной и вычислительной математики, информатики, естествознания и другие знания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):205-212
pages 205-212 views

СПИРАЛЬНЫЕ ТРАССЫ В МАТРИЦЕ KNOWLEDGE HUB КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДЕ ONEDRIVE\WORD ONLINE

Комиссарова Н.В., Глисон К., Матухин П.Г.

Аннотация

В статье представлена модификация известной коммуникативной методики Knowledge Hub, используемой для преподавания английского языка и других дисциплин. Модификация ориентирована на применение информационных технологий на основе облачного сервиса OneDrive\Word Online. Рассмотрены конкретные варианты организации групповой работы и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. В работе освещены преимущества и эффективность преподавания и обучения по спирально-матричной модели Knowledge Hub в режиме BYOD. Приведены примеры использования методики для организации поддержки массового изучения курса English for Business and Entrepreneurship (MOOC-Coursera) и курса информационных технологий для обучающихся гуманитарных направлений в условиях компьютерного класса и с опорой на собственные устройства мобильного доступа в интернет студентов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):194-204
pages 194-204 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Бондарева О.В., Исмаилова Х.Э.

Аннотация

Статья посвящена возможностям компьютерного тестирования в диагностике результатов образовательного процесса. В статье приводится обоснование актуальности и своевремен-ности применения данной методики в связи с тенденциями современного общественного развития - компьютеризацией и сетевизацией социума. Также в статье уделяется внимание трансформациям образования, к которым приводят цифровые коммуникационные техноло-гии и, в частности, Интернет. Указывается, что компьютерное тестирование в современно двухуровневом вузовском образовании должно строиться с учетом принятого в высшей шко-ле компетентностного подхода. Предлагается возможный вариант использования компью-терного тестирования для оценки результатов обученности студентов по дисциплине «фило-логия». Делается вывод о действенности компьютерного тестирования в мониторинге обучен-ности в условиях модернизации и компьютеризации современного образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):220-232
pages 220-232 views

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Гербеков Х.А., Байчорова С.К., Лайпанова М.С.

Аннотация

В современном обществе одна из основных компетенций человека - это способность бы-стро и качественно работать с информацией и информационными технологиями, создавать и адаптировать к своим задачам электронные ресурсы с использованием современных инфор-мационных технологий. Таким образом, актуальной является образовательная задача форми-рования информационной компетенции и уровня информационной культуры, соответству-ющего требованиям современного информационного общества. Существенно возрастает роль предмета информатика в школе в связи с увеличением роли процесса информатизации обще-ства в целом и информатизации образования в частности. Перераспределяются приоритеты в содержании школьного курса информатики. Одну из ключевых ролей в школьном курсе информатики играет линия «Информационные технологии».В статье проведен краткий обзор основных разделов содержательной линии «Информа-ционные технологии» школьного курса информатики. К ним относятся аппаратное обеспе-чение информационных технологий, программное обеспечение информационных технологий и средства телекоммуникаций. В статье проведен краткий анализ основных понятий по каж-дому из этих разделов. Кроме того, приведены некоторые методические рекомендации по обучению этим разделам. Обоснованно, что в курсе информатики в любой технологической теме должны найти место элементы фундаментального образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):233-238
pages 233-238 views

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Исаева П.М.

Аннотация

В статье описывается аспекты внедрения информационно-образовательной среды в целях реализации приоритетов развития внедрения инновационных и дистанционных технологий обучения, предусматривающих переход от традиционного института в модель инновационного института, соединяющего профессиональные, общекультурные, научные компетенции бакалавров. Суть проблемы проводимого исследования состоит в необходимости достижения эффективности нового качества образования, т.е. переход на новый более высокий уровень подготовки бакалавров. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в обстоятельствах модернизации образования, профессиональная деятельность педагога оказывается все более связанной с исследованием новаторских инновационных исследований образовательного процесса.Именно внедрение электронной информационно-образовательной среды является одним из основных направлений для подготовки будущих бакалавров и заставляет пересмотреть свои взгляды на содержание образовательной системы. Описывается опыт создания информационно-образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета на основе системы Moodle. Благодаря созданию информационно-образовательной среды в вузах, педагоги, родители, студенты осведомлены обо всех событиях процесса обучения и в мире науки и более того эта система дает возможность поддержать тесную связь с преподава-телями и между студентами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017;14(2):239-244
pages 239-244 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».