Том 16, № 1 (2019)

СТАТЬИ

Обращение ректора РУДН

Филиппов В.М.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):7-9
pages 7-9 views

Обращение главного редактора

Гриншкун В.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):10-11
pages 10-11 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Определение подходов к комплексному исследованию информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования

Гриншкун В.В.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема отсутствия оценки современного состояния и эффективности функционирования информационной образовательной среды отдельных образовательных организаций на региональном и общегосударственном уровнях. Целью исследования являлось определение подходов к оценке состояния подобной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Методология. Определение подходов к оценке современного этапа становления и развития информационных образовательных сред осуществлено на основе метода моделирования, аналитической деятельности, использования элементов теории графов, анализа научной литературы. Предусмотрено применение телекоммуникационных технологий для сбора необходимых сведений. Результаты. Разработаны и описаны этапы и технологии для проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Такие этапы включают в себя предварительное построение научно-обоснованной модели, разработку компьютерного инструментария, включающего шаблоны анкет для опросов работников и обучающихся образовательных организаций, сбор и статистическую обработку данных, сравнительный анализ существующего этапа развития информационной образовательной среды и результатов, ранее проведенных исследований, публикацию результатов анализа и вырабатываемых рекомендаций в телекоммуникационных сетях. Предложенная технология предусматривает возможность унифицированного сбора и публикации сведений о примерах наиболее эффективного практического опыта формирования и использования информационных образовательных сред. Заключение. Применение разработанных подходов позволит определить меры, направленные на повышение эффективности проектов по формированию и развитию информационных образовательных сред, будет способствовать более точному прогнозированию перспектив информатизации образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):12-21
pages 12-21 views

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ И РЕСУРСЫ

Разработка и использование образовательных электронных ресурсов по дисциплине «Дизайн» для школ Международного бакалавриата (IB)

Заславская О.Ю., Аниканова К.И.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассмотрены процессы развития современного информационного общества и различных образовательных программ, способствующих возникновению потребности использования информационных технологий в образовательной сфере. Целью стало выявление особенностей разработки образовательных электронных изданий и ресурсов для программы Международного бакалавриата. Проведен сравнительный анализ программы и выполнено сравнение с существующей программой образования в России по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), что позволило учесть особенности методики работы с ресурсами и оценивания заданий учащимися в данной программе, а также разработать образовательные электронные ресурсы для программы Международного бакалавриата по дисциплине «Дизайн» и оценить эффективность их применения в качестве инструментов работы. Методология. Разработка системы образовательных электронных ресурсов и методов обучения по дисциплине «Дизайн» в рамках программы Международного бакалавриата осуществляется посредством анализа учебных программ, пособий, диссертаций, материалов конференций по ФГОС и Международному бакалавриату, изучения научной литературы по подходам и методам разработки электронных систем оценивания результатов обучения, наблюдения, организации и проведения педагогического эксперимента и анализа его результатов. Результаты. Рассмотрены программы обучения ФГОС и Международного бакалавриата на предмет выявления особенностей образовательного процесса в каждой из них. Проанализированы различные подходы и технологии оценивания результатов обучения, в том числе электронного. На основе полученных данных разработан образовательный электронный ресурс по дисциплине «Дизайн» в рамках программы обучения Международного бакалавриата, состоящий из оценочных заданий для 6 класса, работа с которыми основывалась на использовании информационно-коммуникационных технологий, и системы оценивания результатов их выполнения. Заключение. Исследование показало, что организация обучения дисциплине «Дизайн» в рамках программы Международного бакалавриата с использованием образовательных электронных ресурсов будет способствовать существенному повышению интереса учащихся основной школы к изучению данной предметной области и в дальнейшем более осознанному выбору направления подготовки в области информатизации, а методика обучения и разработанный образовательный электронный ресурс, построенные с учетом требований программы Международного бакалавриата, повысит уровень эффективности усвоения материала учащимися.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):22-34
pages 22-34 views

Облачная веб-технология проведения конкурсных процедур оценки качества образовательных ресурсов

Киргизова Е.В., Нарчуганов К.Н., Пак Н.И., Хегай Л.Б.

Аннотация

Проблема и цель. В статье изложены описание, модель и результат разработки прикладного программного обеспечения, доступного в сети Интернет, для автоматизации организации конкурсных процедур. Актуальность создания автоматизированных систем оценивания качества образовательных ресурсов обусловлена необходимостью обеспечения доступности и эффективности проведения оценочных и конкурсных процедур в учебных заведениях. Методология. Исследование направлено на проектирование и разработку облачного портала-конструктора, позволяющего автоматизировать проводимые конкурсные мероприятия в образовательных учреждениях. В отличие от существующих подобных разработок, созданная система представляет прикладное программное обеспечение для организации и проведения конкурсных мероприятий в образовательных учреждениях. Результаты. Работа имеет практическую ценность для учебных заведений всех уровней и отдельных сообществ, нуждающихся в автоматизированных системах конкурсного оценивания образовательных ресурсов. Заключение. Впервые предлагается проективная облачная среда автоматизации оценки качества образовательных ресурсов, имеющих объектный вид (цифровой образовательный ресурс, деятельность учителя, информационная система, информационная среда, урок и пр.), для которых возможно построение критериальной модели качества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):35-45
pages 35-45 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Развитие научного мировоззрения студентов при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений

Корнилов В.С.

Аннотация

Проблема и цель. Современные достижения мировой науки о природе и окружающем мире, физических законах и закономерностях должны быть раскрыты на доступном уровне студентам вузов. Среди научных методов исследования физических процессов и явлений важное место занимает метод математического моделирования, потому что математические модели обладают научно-познавательным потенциалом и универсальностью (см., например, [2-4]). Применение математических моделей обратных задач для дифференциальных уравнений (ОЗДУ) позволяет эффективно исследовать многие процессы и явления, происходящие в воздушном пространстве, земной и водной средах. Неудивительно, что в некоторых российских вузах на физико-математических направлениях подготовки преподаются ОЗДУ в виде курсов по выбору. Ставятся цели и задачи такого преподавания, в результате которого у студентов развивались бы творческие математические способности и научное мировоззрение, формировались фундаментальные предметные знания в области ОЗДУ. Методология. Развитие научного мировоззрения студентов физико-математических направлений подготовки в результате преподавания ОЗДУ обеспечивается тем, насколько успешно будут реализованы на практике такие условия, как: 1. привлечение специалистов в области ОЗДУ с опытом преподавательской работы в вузе; 2. разработка содержания лекционных и практических занятий на основе современных достижений теории обратных и некорректных задач с учетом профессиональной направленности подготовки студентов; 3. реализация принципов, методов и средств обучения ОЗДУ; 4. привлечение студентов к работе на научных семинарах и участию в научных конференциях, посвященных ОЗДУ; 5. привлечение студентов к выполнению выпускных квалификационных работ, посвященных ОЗДУ; 6. реализация педагогических технологий развития у студентов умений и навыков самостоятельного анализа прикладного и гуманитарного характера результатов исследований ОЗДУ. Результаты. На практических занятиях по ОЗДУ студенты приобретают умения и навыки применять эффективные подходы и математические методы нахождения решений обратных задач с последующим логическим анализом их решений. В итоге студенты приобретают полезный опыт анализа новой информации об исследуемых физических процессах и явлениях, формируют новые научные знания об окружающем мире, на основе которых развивается их научное мировоззрение. Заключение. Развитое в процессе преподавания ОЗДУ научное мировоззрение помогает студентам осмыслить гуманитарную ценность математических моделей ОЗДУ и понять, что они имеют отношение к теории, эксперименту и философии - основным методам познания исследователей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):46-55
pages 46-55 views

ИКТ-инструменты для интернационализации непрерывного образования

Львова О.В.

Аннотация

Проблема и цель. Непрерывное образование представляет собой процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Под интернационализацией понимают целенаправленный процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цели, функции и обеспечение высшего образования с целью повышения качества образования и научных исследований для всех учащихся и сотрудников и внесения существенного вклада в жизнь общества. В наши дни информационные и телекоммуникационные технологии являются важной частью современного образовательного процесса и играют значительную роль в непрерывном образовании, обеспечивая его нужды различными ИКТ-инструментами, однако в зависимости от предлагаемого подхода непрерывное образование обладает и определенной спецификой. Соответственно, возникает потребность в различных информационных и телекоммуникационных технологиях и методах их применения. Чтобы эффективно использовать информационные и телекоммуникационные технологии для решения задач непрерывного образования, необходимо четко соотносить цели непрерывного образования и потенциал тех или иных ИКТ-инструментов. Методология. Рассмотрены различные способы применения информационных и телекоммуникационных технологий для интернационализации непрерывного образования. Проанализирована область применения различных ИКТ-инструментов и возможности их использования для решения задач интернационализации непрерывного образования с учетом специфики этой деятельности. Результаты. В настоящее время интернационализация образования и развитие непрерывного образования являются важными процессами мирового уровня. При этом в ходе интернационализации высшего образования наблюдается несколько основных тенденций использования хорошо развитых и широко применяемых ИКТ-инструментов/технологий. Большинство из указанных ИКТ-инструментов/технологий могут быть использованы также и в непрерывном образовании для решения аналогичных задач. При этом новые ИКТ-инструменты/ технологии - виртуальная мобильность, дистанционная академическая мобильность и электронная интернационализация - имеют значительные, однако еще недостаточно используемые возможности для решения задач именно непрерывного образования. Заключение. Показано, что информационные и телекоммуникационные технологии обеспечивают интернационализацию непрерывного образования не только хорошо известными ИКТ-инструментами/технологиями, но и новыми, обладающими широкими возможностями в этой области.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):56-63
pages 56-63 views

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

Учет дидактических концепций при использовании многоуровневых мобильных компьютерных задачников в обучении разделу «Логика» школьного курса информатики

Камянецкий С.Ю.

Аннотация

Проблема и цель. В статье актуализируется проблематика поиска дидактико-методологических оснований и их учета при обучении разделу «Логика» в рамках школьного курса информатики. Целью исследования стала попытка рассматривать в качестве дидактико-методологического фактора содержательную часть дисциплины и обучение с использованием разработанных в ходе исследования многоуровневых мобильных компьютерных задачников. Методология. Реализация в школьном образовательном процессе по информатике механизмов, которые способствуют максимальному погружению обучающихся в практико-ориентированное и профессионально-контекстное поле благодаря использованию многоуровневых мобильных компьютерных задачников. Результаты. В результате исследования выявлено, что использование многоуровневых мобильных компьютерных задачников с учетом положений современных дидактических концепций в методологии преподавания информатики предоставляет возможность доступа к образованию в любое время и в любом месте. При этом подход, основанный на использовании многоуровневых мобильных компьютерных задачников, служит наиболее результативным средством развития логического, аналитического и критического мышления обучающихся, так как их содержание строится на основе многоуровневых базовых знаний логики и информатики. Заключение. Показано, что использование многоуровневых мобильных компьютерных задачников при обучении логике в рамках курса информатики на этапе школьного обучения позволяет эффективно реализовать дидактико-методологический синтез, делая процесс обучения практико-ориентированным и профессионально-контекстным.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):64-72
pages 64-72 views

Информационные технологии в дидактических играх на уроках информатики в младших классах

Морозова С.В.

Аннотация

Проблема и цель. В условиях информатизации школьного образования использование информационных технологий при обучении школьников любой учебной дисциплине, очевидно, должно быть корректным, оправданным. В статье обсуждаются методические аспекты применения информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в младших классах. Методология. Изучен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, проанализирована научно-методическая литература в области информатики и методики обучения информатике, сделан анализ учебно-методического обеспечения применяемого на уроках информатики, обобщен собственный опыт преподавания информатики в младших классах. Результаты. Выявлено, что применение различных информационных технологий при обучении младших школьников повышает качество их обучения. Обоснованно целесообразное использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах. Заключение. Внедрение дидактических игр позволяет добиться эффективности обучения за счет придания процессу усвоения знаний эмоционально положительной окраски. Применение информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики приобретает ярко выраженный позитивный характер для повышения мотивации, познавательных способностей, а следовательно, и качества обучения младших школьников. Включение в содержание обучения информатике разработанной системы упражнений и заданий позволяет младшим школьникам на уроках развивать внимание, мышление, воображение, увеличивать объем усвоенного учебного материала.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):73-80
pages 73-80 views

Критерии и уровни сформированности логической компетенции по проектированию мобильных компьютерных приложений

Нурбекова Ж.К., Аймичева Г.И.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования логической компетенции по проектированию мобильных приложений у будущих учителей информатики. С позиции компетентностного подхода в структуре логической компетенции по проектированию мобильных приложений выделяются мотивационная, когнитивная, деятельностная, коммуникативная, рефлексивная компоненты. Особое внимание уделяется критериям и уровням сформированности логической компетенции будущих учителей информатики по проектированию мобильных приложений. Методология. Для диагностирования степени сформированности логической компетенции по проектированию мобильных приложений выделяются три уровня: репродуктивный, продуктивный и творческий. Результаты. Сформулированы пять критериев, направленных на определение степени понимания и применения логико-алгебраического аппарата при разработке мобильных приложений, генерирования новых знаний на основе полученного опыта и возможности применения полученного опыта в профессиональной сфере. В статье приводится пример определения степени сформированности логической компетенции по проектированию мобильных приложений. Заключение. Репродуктивный и продуктивный уровни свидетельствуют о способности студентов проектировать мобильные приложения на основе готового шаблона или инструкций. Творческий уровень - это высший уровень сформированности логической компетенции студента, свидетельствующий о способности создавать мобильные приложения на профессиональном уровне на основе полученного опыта.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019;16(1):81-88
pages 81-88 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».