Том 17, № 3 (2020)

Обложка

Весь выпуск

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ

Программирование как инструмент для реализации межпредметных связей в обучении в начальной школе

Шеберг К., Рисберг Т., Нури Д., Норен Е., Чжан Л.

Аннотация

Проблема и цель. Вычислительное мышление было внедрено во многих странах мира, и учителя интенсивно работают над включением программной деятельности в учебный процесс. Однако они сталкиваются с рядом проблем из-за того, что до сих пор мало исследований проводится с упором на обучение программированию детей младшего возраста, а дидактика программирования является довольно новым явлением для образовательной системы К-9, поэтому учителя К-9 имеют мало подготовки в отношении программирования. В Швеции, например, программирование было введено не в качестве отдельной дисциплины, но внедрено в несколько предметов, что создает давление на учителей, поскольку им приходится использовать программирование как инструмент для преподавания и улучшения изучения различных предметов, таких как математика. Методология. В статье сообщается об исследовании урока, проведенном в шестом классе начальной школы в Швеции с участием в общей сложности 155 учащихся. Целью урока было изучение языков визуального программирования, в частности Scratch, которые могут быть использованы для обучения вычислительному мышлению, математике и социальным наукам в междисциплинарном ключе. Результаты. Представлены выводы относительно: 1) применения методологии изучения уроков для развития обучения программированию; 2) использования программирования в качестве инструмента междисциплинарного обучения математике и социальным наукам; 3) дидактических стратегий учителей. Заключение. Данные исследования свидетельствуют о том, что междисциплинарный характер урока, который включал в себя цели обучения математике, обществознанию и программированию, весьма полезен. Ученики получили лучшее понимание учебного материала, рисуя, оцифровывая и анимируя свои идеи в Scratch.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):179-189
pages 179-189 views

Модель формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов

Бешенков С.А., Матвеева В.А.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования ИКТ-компетентности у будущих учителей начальных классов. В условиях глобальной массовой коммуникации наиболее ценным ресурсом сегодня становится умение анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию. Глобальная информатизация естественным образом влияет на процесс образования, и основной задачей системы образования является выявление современных тенденций развития общества и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, формирующих позитивный опыт и отражающих современные социальные изменения, приводя образовательный процесс в упорядоченную, контролируемую систему. Целью исследования является поиск эффективных способов проявления информационной деятельности, построение модели, способствующей развитию ИКТ-компетентности у будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла. Методология. В ходе исследования проведен анализ подходов к созданию образовательных моделей, выявлены пути развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла. Основной концептуальной идеей модели, способствующей решению дидактических задач (гносеологической, аксиологической, праксиологической, профессионально-личностной, коммуникативной), является отражение математики в информационном поле как инструмента гуманизации современного информационного общества и личности. Базовым аспектом фрагментарно-предметного моделирования педагогической действительности выступает применение комплексного подхода при концептуальном, критериальном и количественном обосновании модели. Результаты. Разработана модель развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов. Раскрыт технологический компонент модели, критериальная составляющая которого представлена матрицей сопряженности уровней (элементарный, достаточный, продвинутый) и компонентов ИКТ-компетентности (гносеологический, аксиологический, праксиологический, профессионально-личностный, коммуникативный). Каждый компонент раскрыт сквозь призму знаний, умений и опыта. Заключение. Разработанная модель развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла оправдывает себя на практике и нуждается в дальнейшем исследовании и количественном анализе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):190-200
pages 190-200 views

Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы

Садыкова А.Р., Левченко И.В.

Аннотация

Проблема и цель. Рассматривается мировой опыт внедрения искусственного интеллекта в систему образования школьников. Целью описываемого исследования является выявление особенностей рассмотрения искусственного интеллекта как компонента содержания образовательных систем в отдельных странах мира и возможных подходов к обучению основам искусственного интеллекта в российских школах. Методология. В процессе исследования был использован комплекс методов, таких как анализ информационных ресурсов и нормативных документов, обобщение и систематизация профессионально-педагогического опыта, рефлексия содержания сформированных знаний. Результаты. Выявлены особенности включения искусственного интеллекта в образовательные системы отдельных стран мира и обозначены различия в подходах к процессу обучения элементам искусственного интеллекта на содержательном и организационно-методическом уровнях. Результаты исследования позволили найти подходы к обучению учащихся российских школ основам искусственного интеллекта. Заключение. Показано, что вопрос включения искусственного интеллекта в образовательные системы различных государств находится в стадии разработки и проектирования, основанных на различных подходах. Выявлено, что сегодня искусственный интеллект чаще всего рассматривается как средство обучения школьников, а не как объект их изучения. Результаты проведенного исследования позволили предложить подходы к обучению основам искусственного интеллекта в общеобразовательной школе, реализация которых дают возможность адаптировать содержание учебного материала к возрастным особенностям школьников, определить системообразующие знания и умения, а также повысить эффективность профессиональной деятельности учителя информатики общеобразовательной школы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):201-209
pages 201-209 views

РЕЦЕНЗИИ

Облачные технологии как основа для интеграции систем подготовки учителей для школ Международного бакалавриата

Гриншкун В.В., Шунина Л.А.

Аннотация

Проблема и цель. В статье описываются и обосновываются пути решения проблемы отсутствия подходов к интеграции методических систем подготовки будущих учителей для работы по программам Международного бакалавриата, основанной на применении облачных технологий. Необходимость такой интеграции обусловлена тем, что в подготовке учителей для школ Международного бакалавриата задействованы профессионалы из различных сфер и организаций, в том числе зарубежные педагоги. Целью описываемого исследования являлось практическое подтверждение эффективности разработанной модели подходов к информатизации системы обучения будущих учителей для школ Международного бакалавриата. Методология. Выполнено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из двух этапов. На первом этапе проводилась работа с преподавателями педагогического вуза, подготавливающими будущих учителей для школ Международного бакалавриата. Второй этап осуществлялся на основе формирования контрольной (19 чел.) и экспериментальной (17 чел.) групп студентов педагогического вуза. В экспериментальной группе студенты - будущие учителя обучались в условиях интегрированных методических систем дисциплин на основании специально разработанной модели подходов к информатизации обучения будущих учителей для школ Международного бакалавриата. Результаты. В ходе исследования установлено, что интеграция методических систем с использованием облачных технологий для организации совместной работы при подготовке будущих учителей для школ Международного бакалавриата способствует эффективности формирования профессиональной компетенции таких учителей. Заключение. Экспериментально доказана эффективность разработанной модели подходов к интеграции методических систем дисциплин, составляющих основу подготовки будущих учителей для школ Международного бакалавриата.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):210-219
pages 210-219 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Разработка базовых принципов дистанционной формы обучения математике в основной и старшей школах

Жданов А.А.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема организации дистанционного обучения, в частности обучения математике. С опорой на теоретический анализ литературы и опыт преподавания разработаны принципы дистанционной формы обучения математике в основной и старшей школах, даны рекомендации по созданию эффективного взаимодействия учителя и обучающихся в режиме онлайнобучения. Методология. Определение подходов к созданию принципов дистанционной формы обучения математике в основной и старшей школах осуществлено посредством анализа научной литературы и практической деятельности, опытного преподавания и анкетирования работников просвещения. Результаты. Работа имеет практическую значимость для общеобразовательных учреждений: проведен анализ наиболее востребованных электронных образовательных ресурсов и программного обеспечения для преподавания математики, показано, как организовать процесс обучения в дистанционном формате. Приведены результаты локального эксперимента в рамках реализации разработанных принципов дистанционной формы обучения математике на базе ГБОУ «Школа № 1234» г. Москвы. Заключение. Применение разработанных принципов позволит обеспечить эффективный переход с очного обучения математике в основной и старшей школах на дистанционный формат, а рациональное использование электронных образовательных ресурсов и программного обеспечения с учетом составленных рекомендаций (например, принципа базовых знаний ПК, принципов полноты, системности, интерактивности и др.) будет способствовать оптимизации рабочего времени педагога без снижения качества обучения и взаимодействия с обучающимися.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):220-228
pages 220-228 views

Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний в преподавании прикладной математики студентам в условиях информатизации образования

Корнилов В.С.

Аннотация

Проблема и цель. Успешность проведения разнообразных прикладных исследований на основе достижений прикладной математики предполагает наличие высокопрофессиональных специалистов, обладающих не только системой фундаментальных знаний в этой области, но и прикладным математическим мышлением и информационной культурой, умеющих применять природоохранные технологии в прикладных исследованиях, способных самостоятельно формулировать и обосновывать логические выводы о полученных результатах проведенного исследования. Такие специалисты по прикладной математике могут выявить и осмыслить полученную в результате исследования новую информацию с точки зрения ее научности и гуманитарной ценности, поэтому подготовке именно таких высокопрофессиональных кадров в области прикладной математики в России уделяется большое внимание. Методология. В процессе обучения прикладной математике студентов физико-математических и естественно-научных направлений подготовки высших учебных заведений целесообразно интегрировать естественно-научные и гуманитарные знания и информационные технологии. При этом необходимо привлекать для обучения прикладной математике специалистов в данной области, которые имеют опыт применения информационных технологий для решения прикладных математических задач. Результаты. Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний и информационных технологий в процессе обучения прикладной математике дает возможность студентам развить научное мировоззрение и информационную культуру, глубже осмыслить подходы и методы прикладной математики и понять ее научный потенциал. Кроме того, отмеченная интеграция способствует выявлению фундаментальных понятий научных дисциплин, которые могут и не являться базовыми при обучении по направлению прикладной математики, но при этом играют важную роль в ее методологии. Среди таких дисциплин, например, информатика, философия и др. Заключение. Проведение учебных занятий со студентами по прикладной математике, в которых реализована интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний и информационных технологий, позволяет выявить гуманитарный, научно-образовательный и научно-познавательный потенциал обучения прикладной математике, обосновать позитивный вклад информационных технологий в развитие у студентов ИКТ-компетентности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):229-236
pages 229-236 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально образовательной среде на основе развития цифровых компетенций

Королева Н.Ю.

Аннотация

Проблема и цель. В статье теоретически обосновывается модель формирования готовности будущих педагогов к деятельности в виртуальной социальнообразовательной среде на основе развития их цифровых компетенций. В ходе анализа видов деятельности будущего педагога, указанных в ФГОС(3++) ВО, и областей применения его цифровых компетенций выявлена их взаимосвязь и приводятся возможности развития цифровых компетенций будущего педагога в рамках предлагаемой магистерской программы, построенной на основе анализа примерного профиля цифровых компетенций педагога. Методология. Исследование опирается на анализ цифровых компетенции педагога и логики построения предметной подготовки будущих педагогов на уровне магистратуры к успешной и эффективной профессиональной деятельности в условиях виртуальной социально-образовательной среды на основе развития их цифровых компетенций. Результаты. В исследовании проанализировано содержание основных цифровых компетенций педагога; предложена модель формирования профессиональной готовности будущего учителя к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций; сформулировано основное содержание магистерской программы «Цифровые технологии и сетевое взаимодействие в образовании» для обучающихся по направлению «Педагогическое образование», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование» на основе развития цифровых компетенций будущего педагога в рамках его профессиональной подготовки в вузе; сформулировано основное содержание обучения в рамках предлагаемых дисциплин магистерской программы. Заключение. Показано, что для повышения эффективности деятельности педагогов в современных условиях цифровизации общества и формирования виртуальной социально-образовательной среды необходимо в процесс их профессиональной подготовки включение предметных дисциплин, направленных на развитие цифровых компетенций на специальном уровне.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):237-253
pages 237-253 views

Киберугрозы цифрового социума и их профилактика в рамках виктимологической деятельности

Рыжова Н.И., Громова О.Н.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются виктимологические признаки преступлений в сфере использования информационных технологий и киберугрозы в условиях цифровизации современного социума. Подчеркивается актуальность научно-методических исследований в области педагогики по проблемам подготовки к осуществлению виктимологической деятельности. Методология. Исследование опирается на анализ основных вызовов цифрового социума и внутренней логики развития прикладной виктимологии как науки о противодействии развитию виктимности субъектов различных сфер жизнедеятельности человека в условиях угроз современного социума. Результаты. В исследовании на основе анализа перечислены и охарактеризованы виды существующих киберугроз в зависимости от объекта посягательства и законодательные акты, определяющие информационную безопасность и кибербезопасность. Отмечена не только актуальность рассмотрения новых угроз информационного общества, вызывающих необходимость развития информационной безопасности и кибербезопасности как самостоятельных научных направлений информатики и отчасти прикладной виктимологической науки, но и развитие терминологического и критериального аппарата в данной области, а также формирования в системе образования профессиональной компетентности у современных специалистов в области применения профессиональных виктимологических знаний, направленных на предупреждение киберпреступлений. Заключение. В свете потребности в профилактических мерах в рамках противодействия киберпреступности и обеспечения кибербезопасности в статье говорится о необходимости совершенствования подходов к образованию и развитию специальной составляющей в профессиональной деятельности современных субъектов разного уровня - виктимологической деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020;17(3):254-268
pages 254-268 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».