Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки
ISSN (online): 2500-3488
Учредитель: Московский государственный лингвистический университет
Главный редактор: Коряковцева Наталия Фёдоровна, д-р пед. н., профессор
Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый
Входит в: перечень ВАК, РИНЦ
«Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки» является авторитетным научным журналом в области наук об образовании.
В журнале освещаются актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков; языковая подготовка в системе непрерывного образования; психолого-педагогические проблемы развития образования; актуальные вопросы организации обучающей деятельности преподавателя и развития познавательной деятельности учащихся; психолого-педагогические и методические проблемы в области изучения языков и культур; анализ состава гражданских правоотношений; характеристика различных обязательств (купли-продажи, аренды, перевозки, страхования и др.); исследование правовых аспектов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Включает в себя три раздела: педагогические науки, психологические науки июридические науки.
- Включен в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), а также в составленный Высшей аттестационной комиссией (ВАК) «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов».
- Статьи публикуются бесплатно. Авторы также не платят за рецензирование, предпечатную подготовку и размещение статей в открытом доступе.
- Материалы, поступившие в редакцию, проходят обязательное независимое двойное слепое рецензирование членами редакционной коллегии или приглашенными рецензентами. Все рецензенты являются авторитетными специалистами в области рецензируемых материалов и имеют в течение последних трех лет публикации по тематике рецензируемой статьи.
Журнал выходит с периодичностью 4 раза в год.
Текущий выпуск
№ 1(854) (2025)
Педагогические науки
Лингвокультурологический аспект обучения чтению иноязычного текста
Аннотация
Изучение иноязычной лингвокультуры начинается с восприятия лингвокультурной информации, прежде всего, в процессе чтения, так как именно текст является не только феноменом культуры, но и хранителем, формой существования последней и поэтому требует осмысления как на уровне языка, так и на уровне культуры. Одним из способов реализации лингвокультурологического подхода в обучении аналитическому чтению студентов старших курсов лингвистического вуза является лингвокультурологический анализ текста, позволяющий интерпретировать лингвокультурные явления, выявлять культурные несовпадения, сопоставлять традиции и ценности своей и чужой культур, адекватно воспринимать иноязычные речевые акты.



Современные лингафонные классы и специализированные программные решения в обучении переводчиков устным видам перевода
Аннотация
В статье рассматриваются способы автоматизации цикла воспроизведения-записи при работе над устными видами перевода в компьютерных классах. В частности, авторы отмечают сложности из-за особого алгоритма восприятия-воспроизведения при осуществлении последовательного перевода. В поисках решений проводится анализ лингафонного оборудования, возможностей мобильных устройств и способов задания режимов с помощью объектно-ориентированного языка программирования. Авторы приходят к выводу о целесообразности создания программы-посредника для дополнения функционала лингафонных решений в соответствии с потребностями процесса подготовки устных переводчиков.



Гид по книге как методический ресурс
Аннотация
В статье рассматриваются различные англоязычные и русскоязычные гиды по книгам (среди которых как художественные, так и научно-популярные произведения), выявляется общее и различное в их структуре и содержании. Анализируется опыт разработки гидов по книгам и приводится перечень умений, на развитие которых направлена деятельность студентов педагогической магистратуры. Они разрабатывают собственные гиды по книгам в соответствии с предложенной моделью.



Формирование интегративного гуманитарно-филологического образовательного пространства в профильной школе с углубленным изучением иностранных языков
Аннотация
В стате ставятся и решаются вопросы профильного образования в лингвистической школе. Обосновывается целесообразность выделения в образовательной программе гуманитарно-филологического профиля интегративной образовательной области «Филология». Показаны возможности межпредметной координации в данной предметной области и целевые компоненты содержания обучения. Определено значение рефлексивно-творческого, исследовательского подхода к формированию основ начальной филологической подготовки и развитию личностного потенциала обучающегося.



Обучение синонимическим лексическим единицам китайского языка в контексте когнитивного подхода
Аннотация
В статье показано, что в целях элиминации интерферентных ошибок у обучающихся в процессе усвоения синонимических лексических единиц китайского языка на практических занятиях по иностранному языку необходимо вводить информацию о концептуальных представлениях, которые регулярно воспроизводятся в семантике лексемы. Материалом исследования послужили синонимические китайские глаголы 穿 и 戴. Для решения лингводидактических задач предлагается моделировать концептуальную структуру лексической единицы, в основе которой лежат концепты, мотивирующие ее сочетаемость с разнородными существительными.



Использование подкастов по истории для развития социокультурной компетенции студентов гуманитарных специальностей: опыт разработки учебного пособия по итальянскому языку
Аннотация
Цель статьи - проанализировать опыт создания учебного пособия по итальянскому языку на основе подкастов по истории для студентов гуманитарного профиля. В статье представлены критерии отбора источников для пособия, предложена методика разработки социокультурного компонента. Автор приходит к выводу об эффективности использования подкастов по истории для формирования социокультурной компетенции студентов, изучающих иностранный (итальянский) язык.



Программное обеспечение в обучении дошкольников нотной грамоте с использованием музыкально-цветовой информации
Аннотация
Восприятие цвета - одна из врожденных способностей человека. Исходя из того, что цвет может выполнять две функции (сигнальную и эмоциональную), мы предполагаем, что эти две вышеупомянутые функции могут лечь в основу обучения детей дошкольного возраста нотной грамоте. В статье представлено описание программного обеспечения в процессе освоения дошкольниками музыкальной грамоты на основе использования сигнальной функции цветомузыки. Данный программный продукт основан на алгоритме согласования цвета и локализации конкретной ноты на нотном стане. Впервые разработанная нами программа «Музыкальная радуга» написана на языке программирования Python 3. Она предлагает визуализацию звука в реальном времени с возможностью выбора аудиоустройства или визуализацию звука из аудиофайла. Практическое использование предлагаемой программы реализуется поэтапно.



Модульное обучение китаеязычному этикету студентов лингвистического университета
Аннотация
В статье обоснована идея использования модульного обучения для подготовки преподавателей китайского языка в лингвистическом университете. В исследовании кратко представлена эволюция становления и особенности китаеязычного этикета, сущность и структура различных видов модулей. Теоретический анализ и изучение опыта ряда университетов показал насущную необходимость использования модульного обучения китаеязычному этикету в лингвистическом университете.



Профессионально ориентированное обучение языкам СНГ в МГЛУ (итоги и перспективы)
Аннотация
В статье рассматриваются итоги и перспективы обучения языкам СНГ на основе системы, разработанной и апробированной в МГЛУ. Значительное внимание уделяется созданию комплексных учебников / учебных пособий для разных этапов обучения, определяются критерии оценки учебников на основе анализа концепции, содержания и методического аппарата учебника, предлагается концепция и структура профессионально ориентированного учебника.



Воспитание студенчества: проблемы, тенденции и перспективы
Аннотация
В статье рассматриваются методологические и методические основы воспитания студенчества. На основе исторического анализа выделены ведущие векторы воспитательной политики и ее содержательные ориентиры, показана непараллельность их развития. Обозначены приоритеты государственных инициатив в области формирования мировоззрения студентов. Предложены эмпирические данные, свидетельствующие о ценностных различиях студентов гуманитарных и технических профилей подготовки. Описаны варианты учебных проектов, направленных на воспитание базовых национальных ценностей студентов.



Психологические науки
Исследование ценностно-мотивационных установок и удовлетворенности трудом у преподавателей иностранных языков
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи ценностно-мотивационных установок и удовлетворенности трудом у преподавателей иностранных языков в лингвистическом вузе. В ходе исследования было обнаружено изменение уровня удовлетворенности, а также карьерных ориентаций и мотивационных установок у преподавателей иностранных языков в зависимости от стажа работы в конкретном вузе. В исследовании установлены значимые изменения в ценностно-мотивационной структуре личности педагогов при реализации профессиональной деятельности в современных условиях образовательной среды.



Критерии целеполагания и их вклад в волевую регуляцию
Аннотация
В настоящей статье проанализированы критерии целеполагания: дальность целей, богатство целей, конфликтность целей и их вклад в волевую регуляцию личности. На основе данных критериев разработана методика «Опросник воли». Стандартизация опросника выполнена на выборке в 276 человек. Получены различные по силе и направленности корреляции шкал данной методики с показателями опросников личности других авторов. Результаты подтвердили целевую направленность методики и возможность ее применения в практической деятельности.



Спонтанное рисование во время умственной деятельности у школьников подросткового возраста: влияние на эффективность деятельности и связь с личностными особенностями
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление влияния спонтанного рисования на эффективность выполнения умственной задачи и связи спонтанного рисования с личностными особенностями у школьников. Экспериментально установлено, что спонтанное рисование значимо не влияет на эффективность выполнения задачи, требующей концентрации внимания у школьников подросткового возраста. Выявлена связь сознательности и открытости опыту со спонтанным рисованием в отдельных возрастных группах.



Юридические науки
Отдельные проблемы терминологических противоречий в законодательстве о создании (возникновении) юридических лиц
Аннотация
В статье анализируются современные нормативные правовые акты, регламентирующие принятие решений в процессе возникновения юридических лиц и несистемно использующие синонимичные слова общей лексики (создание, учреждение, образование, организация). Отмечаются иные проблемы теоретико-практического характера, нерешенные в процессе реформирования гражданского законодательства в части создания (возникновения) юридических лиц.



Противоправная политика и политическая преступность
Аннотация
С опорой на данное Аристотелем определение политики, рассматривается такая ее разновидность, как политика, противоречащая праву. Инструменты регулирования сферы национальной безопасности на практике иногда регулируются неправовыми мерами. Совокупность этих мер в статье определяется как неправовая политика. Неправовая политика дифференцируется на соответствующую национальным интересам и противоречащую им. Поиск путей минимизации неправовой политики - главная идея статьи.


