Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки

ISSN (online): 2500-3488

Учредитель:  Московский государственный лингвистический университет

Главный редактор: Коряковцева Наталия Фёдоровна, д-р пед. н., профессор

Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый

Входит в: перечень ВАК, РИНЦ

«Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки» является авторитетным научным журналом в области наук об образовании.

 

В журнале освещаются актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков; языковая подготовка в системе непрерывного образования; психолого-педагогические проблемы развития образования; актуальные вопросы организации обучающей деятельности преподавателя и развития познавательной деятельности учащихся; психолого-педагогические и методические проблемы в области изучения языков и культур; анализ состава гражданских правоотношений; характеристика различных обязательств (купли-продажи, аренды, перевозки, страхования и др.); исследование правовых аспектов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

  • Включает в себя три раздела: педагогические науки, психологические науки июридические науки.
  • Включен в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), а также в составленный Высшей аттестационной комиссией (ВАК) «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов».
  • Статьи публикуются бесплатно. Авторы также не платят за рецензирование, предпечатную подготовку и размещение статей в открытом доступе.
  • Материалы, поступившие в редакцию, проходят обязательное независимое двойное слепое рецензирование членами редакционной коллегии или приглашенными рецензентами. Все рецензенты являются авторитетными специалистами в области рецензируемых материалов и имеют в течение последних трех лет публикации по тематике рецензируемой статьи.

Журнал выходит с периодичностью 4 раза в год.

Текущий выпуск

№ 1(854) (2025)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

Лингвокультурологический аспект обучения чтению иноязычного текста
Великолуг Л.В.
Аннотация

Изучение иноязычной лингвокультуры начинается с восприятия лингвокультурной информации, прежде всего, в процессе чтения, так как именно текст является не только феноменом культуры, но и хранителем, формой существования последней и поэтому требует осмысления как на уровне языка, так и на уровне культуры. Одним из способов реализации лингвокультурологического подхода в обучении аналитическому чтению студентов старших курсов лингвистического вуза является лингвокультурологический анализ текста, позволяющий интерпретировать лингвокультурные явления, выявлять культурные несовпадения, сопоставлять традиции и ценности своей и чужой культур, адекватно воспринимать иноязычные речевые акты.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):9-16
pages 9-16 views
Современные лингафонные классы и специализированные программные решения в обучении переводчиков устным видам перевода
Груздев Д.Ю., Найденов О.Ю., Смерчинская А.А.
Аннотация

В статье рассматриваются способы автоматизации цикла воспроизведения-записи при работе над устными видами перевода в компьютерных классах. В частности, авторы отмечают сложности из-за особого алгоритма восприятия-воспроизведения при осуществлении последовательного перевода. В поисках решений проводится анализ лингафонного оборудования, возможностей мобильных устройств и способов задания режимов с помощью объектно-ориентированного языка программирования. Авторы приходят к выводу о целесообразности создания программы-посредника для дополнения функционала лингафонных решений в соответствии с потребностями процесса подготовки устных переводчиков.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):17-24
pages 17-24 views
Гид по книге как методический ресурс
Киктева К.С.
Аннотация

В статье рассматриваются различные англоязычные и русскоязычные гиды по книгам (среди которых как художественные, так и научно-популярные произведения), выявляется общее и различное в их структуре и содержании. Анализируется опыт разработки гидов по книгам и приводится перечень умений, на развитие которых направлена деятельность студентов педагогической магистратуры. Они разрабатывают собственные гиды по книгам в соответствии с предложенной моделью.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):25-31
pages 25-31 views
Формирование интегративного гуманитарно-филологического образовательного пространства в профильной школе с углубленным изучением иностранных языков
Коряковцева Н.Ф.
Аннотация

В стате ставятся и решаются вопросы профильного образования в лингвистической школе. Обосновывается целесообразность выделения в образовательной программе гуманитарно-филологического профиля интегративной образовательной области «Филология». Показаны возможности межпредметной координации в данной предметной области и целевые компоненты содержания обучения. Определено значение рефлексивно-творческого, исследовательского подхода к формированию основ начальной филологической подготовки и развитию личностного потенциала обучающегося.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):32-37
pages 32-37 views
Обучение синонимическим лексическим единицам китайского языка в контексте когнитивного подхода
Красикова Е.А., Озолина М.Н.
Аннотация

В статье показано, что в целях элиминации интерферентных ошибок у обучающихся в процессе усвоения синонимических лексических единиц китайского языка на практических занятиях по иностранному языку необходимо вводить информацию о концептуальных представлениях, которые регулярно воспроизводятся в семантике лексемы. Материалом исследования послужили синонимические китайские глаголы 穿 и 戴. Для решения лингводидактических задач предлагается моделировать концептуальную структуру лексической единицы, в основе которой лежат концепты, мотивирующие ее сочетаемость с разнородными существительными.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):38-44
pages 38-44 views
Использование подкастов по истории для развития социокультурной компетенции студентов гуманитарных специальностей: опыт разработки учебного пособия по итальянскому языку
Муштанова О.Ю.
Аннотация

Цель статьи - проанализировать опыт создания учебного пособия по итальянскому языку на основе подкастов по истории для студентов гуманитарного профиля. В статье представлены критерии отбора источников для пособия, предложена методика разработки социокультурного компонента. Автор приходит к выводу об эффективности использования подкастов по истории для формирования социокультурной компетенции студентов, изучающих иностранный (итальянский) язык.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):45-52
pages 45-52 views
Программное обеспечение в обучении дошкольников нотной грамоте с использованием музыкально-цветовой информации
Потапова Р.К., Потапов В.В., Померанцев Н.Д.
Аннотация

Восприятие цвета - одна из врожденных способностей человека. Исходя из того, что цвет может выполнять две функции (сигнальную и эмоциональную), мы предполагаем, что эти две вышеупомянутые функции могут лечь в основу обучения детей дошкольного возраста нотной грамоте. В статье представлено описание программного обеспечения в процессе освоения дошкольниками музыкальной грамоты на основе использования сигнальной функции цветомузыки. Данный программный продукт основан на алгоритме согласования цвета и локализации конкретной ноты на нотном стане. Впервые разработанная нами программа «Музыкальная радуга» написана на языке программирования Python 3. Она предлагает визуализацию звука в реальном времени с возможностью выбора аудиоустройства или визуализацию звука из аудиофайла. Практическое использование предлагаемой программы реализуется поэтапно.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):53-59
pages 53-59 views
Модульное обучение китаеязычному этикету студентов лингвистического университета
Рыблова А.Н., Бабаниязова К.А.
Аннотация

В статье обоснована идея использования модульного обучения для подготовки преподавателей китайского языка в лингвистическом университете. В исследовании кратко представлена эволюция становления и особенности китаеязычного этикета, сущность и структура различных видов модулей. Теоретический анализ и изучение опыта ряда университетов показал насущную необходимость использования модульного обучения китаеязычному этикету в лингвистическом университете.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):60-66
pages 60-66 views
Профессионально ориентированное обучение языкам СНГ в МГЛУ (итоги и перспективы)
Харламова Н.С., Хулхачиева Ж.С.
Аннотация

В статье рассматриваются итоги и перспективы обучения языкам СНГ на основе системы, разработанной и апробированной в МГЛУ. Значительное внимание уделяется созданию комплексных учебников / учебных пособий для разных этапов обучения, определяются критерии оценки учебников на основе анализа концепции, содержания и методического аппарата учебника, предлагается концепция и структура профессионально ориентированного учебника.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):67-73
pages 67-73 views
Воспитание студенчества: проблемы, тенденции и перспективы
Юркина Л.В.
Аннотация

В статье рассматриваются методологические и методические основы воспитания студенчества. На основе исторического анализа выделены ведущие векторы воспитательной политики и ее содержательные ориентиры, показана непараллельность их развития. Обозначены приоритеты государственных инициатив в области формирования мировоззрения студентов. Предложены эмпирические данные, свидетельствующие о ценностных различиях студентов гуманитарных и технических профилей подготовки. Описаны варианты учебных проектов, направленных на воспитание базовых национальных ценностей студентов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):74-81
pages 74-81 views

Психологические науки

Исследование ценностно-мотивационных установок и удовлетворенности трудом у преподавателей иностранных языков
Величковская С.Б.
Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи ценностно-мотивационных установок и удовлетворенности трудом у преподавателей иностранных языков в лингвистическом вузе. В ходе исследования было обнаружено изменение уровня удовлетворенности, а также карьерных ориентаций и мотивационных установок у преподавателей иностранных языков в зависимости от стажа работы в конкретном вузе. В исследовании установлены значимые изменения в ценностно-мотивационной структуре личности педагогов при реализации профессиональной деятельности в современных условиях образовательной среды.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):82-90
pages 82-90 views
Критерии целеполагания и их вклад в волевую регуляцию
Подпругина В.В.
Аннотация

В настоящей статье проанализированы критерии целеполагания: дальность целей, богатство целей, конфликтность целей и их вклад в волевую регуляцию личности. На основе данных критериев разработана методика «Опросник воли». Стандартизация опросника выполнена на выборке в 276 человек. Получены различные по силе и направленности корреляции шкал данной методики с показателями опросников личности других авторов. Результаты подтвердили целевую направленность методики и возможность ее применения в практической деятельности.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):91-97
pages 91-97 views
Спонтанное рисование во время умственной деятельности у школьников подросткового возраста: влияние на эффективность деятельности и связь с личностными особенностями
Троицкая Е.А.
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление влияния спонтанного рисования на эффективность выполнения умственной задачи и связи спонтанного рисования с личностными особенностями у школьников. Экспериментально установлено, что спонтанное рисование значимо не влияет на эффективность выполнения задачи, требующей концентрации внимания у школьников подросткового возраста. Выявлена связь сознательности и открытости опыту со спонтанным рисованием в отдельных возрастных группах.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):98-104
pages 98-104 views

Юридические науки

Отдельные проблемы терминологических противоречий в законодательстве о создании (возникновении) юридических лиц
Василишин И.И.
Аннотация

В статье анализируются современные нормативные правовые акты, регламентирующие принятие решений в процессе возникновения юридических лиц и несистемно использующие синонимичные слова общей лексики (создание, учреждение, образование, организация). Отмечаются иные проблемы теоретико-практического характера, нерешенные в процессе реформирования гражданского законодательства в части создания (возникновения) юридических лиц.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):105-109
pages 105-109 views
Противоправная политика и политическая преступность
Иншаков С.М.
Аннотация

С опорой на данное Аристотелем определение политики, рассматривается такая ее разновидность, как политика, противоречащая праву. Инструменты регулирования сферы национальной безопасности на практике иногда регулируются неправовыми мерами. Совокупность этих мер в статье определяется как неправовая политика. Неправовая политика дифференцируется на соответствующую национальным интересам и противоречащую им. Поиск путей минимизации неправовой политики - главная идея статьи.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(1(854)):110-114
pages 110-114 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».