Особенности воздействия в российском и зарубежном образовательном медиадискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается специфика воздействия в современном образовательном медиадискурсе в различных лингвокультурах. Материалом исследования выступают медиасообщения, отобранные приемом сплошной выборки, транслируемые в российских и зарубежных СМИ в рамках образовательной медиакоммуникации. Цель работы заключается в выявлении основных особенностей воздействия в современном образовательном медиадискурсе. Цель исследования достигается путем применения следующих методов: описательный метод, индуктивно-дедуктивный метод, лексический анализ, грамматический анализ, стилистический анализ, дискурс-анализ, контент-анализ, интерпретативный анализ, количественный анализ. Установлено, что в образовательной медиакоммуникации актуализируются такие аспекты воздействия, как ценностность, оценочность, функциональность, подражательность и суггестивность.

Об авторах

Ольга Викторовна Сергеева

Пятигорский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: docsov117@mail.ru
Россия

Марина Ростиславовна Желтухина

Пятигорский государственный университет

Email: zzmr@mail.ru
Россия

Список литературы

  1. Карасик В. И. Язык социального статуса: Социолингвистический аспект. Прагмалингвистический аспект. Лингвосемантический аспект. М.: Гнозис, 2002.
  2. Trends of augmented reality applications and research throughout the world: meta-analysis of theses, articles and papers between 2001–2019 years / M. Tezer et al. // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. Т. 14. № 22. С. 154–174.
  3. Желтухина М. Р., Спорова И. П. Человек и его дискурс – 8: политическое медиавоздействие – цифровые технологии – гражданская лингвопрагматика. М.–Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2024.
  4. Сергеева О. В., Желтухина М. Р. Лингвопрагматика языковой личности педагога: монография / под науч. ред. М. Р. Желтухиной. М.: ИНФРА-М, 2024.
  5. Гусейнова И. А., Горожанов А. И. Коннотированный образ как способ конструирования информационного противостояния в художественно-публицистическом жанре // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023а. Т. 16. № 6. С. 911–920.
  6. Ленец А. В. Прагмалингвистическая диагностика особенностей речевого поведения немецкого учителя: дис. ... канд. филол. наук. Пятигорск, 1999.
  7. Матвеева Г. Г., Ленец А. В., Петрова Е. И. Основы прагмалингвистики. 4-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2019.
  8. Гусейнова И. А., Горожанов А. И. Идеология как фактор перевода: традиции в инновациях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023б. Т. 22. № 3. С. 67–76. DOI 10.15688/ jvolsu2.2023.3.6.
  9. Manis M., Armstrong G. W. Contrast Effects in Verbal Output // Journal of Experimental Social Psychology. 1971. № 7. P. 381–388.
  10. Karpovskaya N. V., Shiryaeva O. V., Zheltukhina M. R. Stylistic means of headline creating in the informationanalytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor. XLinguae, 2019. Vol. 12. №. 4. P. 173–182. doi: 10.18355/XL.2019.12.04.15.
  11. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London, New York: Longman, 1983.
  12. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985.
  13. Lakoff R. T. Talking power: The politics of language in our lives. New York: Basic Books, 1990.
  14. Емчура Т. Коммуникативный механизм социальной регуляции: дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2000.
  15. Желтухина М. Р. Специфика влияния вербалики и невербалики масс-медиальной коммуникации на избирательный процесс // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков: Человек и его дискурс: сборник научных трудов. ИЯ РАН; под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. Москва: Азбуковник, 2003. С. 109–132.
  16. Желтухина М. Р. Вербальное медиавоздействие на политическое сознание в кризисной ситуации // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2011. № 3. С. 7–12.
  17. New country’s political discourse: formation 0f speech technologies / Tameryan T. Yu. et al. // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 8. С. 11–18.
  18. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007.
  19. Подгурецкий Ю. Коммуникативно-деятельностная теория образования. М. ; Познань: АПСН, 2012.
  20. Сергеева О. В. Личность и межличностные отношения учителя в зеркале языка массовой информации: аспект конфликтности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2009. № 4. С. 160–161.
  21. Желтухина М. Р., Сергеева О. В. Лингвопрагматические характеристики образовательного медиадискурса: американские, британские и русские визуальные презентемы // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. № 4. С. 169–186. doi: 10.29025/2079-6021-2023-4-169-186.
  22. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  23. Eagly A. H., Manis M. Evaluation of message and communicator as a function of involvement // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 3 (4). P. 483–485. doi: 10.1037/h0023045.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».