№ 7(875) (2023)
Языкознание
Неологизмы в англоязычных СМИ как средство манипуляции общественным сознанием
Аннотация
В статье рассматриваются особенности образования и функционирования неологизмов в англоязычных СМИ. Основное внимание уделяется способности новых слов оказывать влияние на потенциального читателя с целью формирования у него положительного или отрицательного мнения об определенном политике или социально-политическом явлении, а также тенденциям использования данного потенциала СМИ.
9-15
Стилистический потенциал самопрезентации медийной личности в интервью
Аннотация
В статье исследуется роль стилистических приемов и выразительных средств языка в самопрезентации как способа создания определенного имиджа медийной личности в англоязычном портретном интервью, при этом отношение интервьюера вне фокуса внимания работы. Материалом исследования послужило интервью-портрет с Илоном Маском, опубликованное в газете the New York Times от 25 июля 2020 г. Анализ материала осуществляется с учетом основных положений лингвистической прагматики.
16-22
Особенности семантической избыточности в англоязычном драматургическом дискурсе
Аннотация
В статье рассматриваются основные характеристики лингвистического явления семантической избыточности в драме. Исследование показало, что избыточность обладает мощным прагматическим потенциалом. Было выявлено и конкретизировано два типа семантической избыточности в зависимости от выполняемой ими функции и использованного речевого повтора. В ходе работы были проанализированы различные виды повторов, хезитация и паузация.
23-29
Типологические различия китайского и русского языков: функциональный, структурный и квантитативный анализ
Аннотация
Проблема исследования заключается в установлении типологических различий китайского и русского языков.
Методы исследования: сопоставительный; лингвистического описания, анализа и синтеза; абстрагирования и обобщения. Материалом исследования послужили теоретические работы в области типологии, а также примеры из корпусов китайского и русского языков. В результате проведенного исследования были установлены типологические различия указанных языков в функциональном, структурном и квантитативном аспектах.
30-39
Становление семантики глаголов плача в английском и испанском языках
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития семантики частотных глаголов со значением плача в английском и испанском языках на материале этимологических, идеографических и толковых словарей. Особое внимание уделяется концептуальным составляющим, репрезентирующим плач как выражение горестных эмоций (наличие / отсутствие слез, интенсивность и длительность звука и др.) Делается вывод о наличии, с одной стороны, большого числа сходных черт и идентичных основных компонентов, присущих проанализированным глаголам, с другой - о тесном переплетении в английском языке идей плача и крика, которого не было обнаружено в семантике испанских глаголов.
40-47
Лингвокоммуникативные аспекты информационно-психологической войны в политическом дискурсе
Аннотация
В статье освещаются коммуникативные, персуазивные и суггестивные особенности политического дискурса в условиях ведения информационно-психологической войны на примерах вербальных и поликодовых текстов. Применяются описательный, синхронический и функциональный методы, а также методы метафорического моделирования, компонентного, контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа.
48-54
Фразеологизмы в кинодискурсе: формулы приветствия и прощания (на материале китайского языка)
Аннотация
Исследование направлено на изучение лингвокреативной функции формул приветствия и прощания на материале китайского кинодискурса. В работе был использован метод дискурсивно-параметрического анализа. В статье представлены результаты исследования микропараметра «фразеология (речевые формулы)». Описываются основные группы речевых формул, встречающихся в китайском комедийном кинодискурсе, а также сопоставляется частотность их употребления.
55-61
Иконичность как изоморфизм между когнитивными и языковыми структурами
Аннотация
Цель исследования - провести инвентаризацию основных способов кодирования в языке неязыкового содержания с помощью иконических знаков. В работе были использованы холистический подход и методы структурного, семантического, описательного и компонентного анализа. Результаты обнаружили, что, будучи саморегулирующейся системой, язык стремится к сохранению мотивированных языковых знаков, обслуживая такие языковые функции, как мнемоническая, игровая, экспрессивная, эмотивная и оценочная.
62-70
Исследование дискурса индустрии красоты в общей дискурсивной парадигме
Аннотация
Автор предпринимает попытку исследования дискурса индустрии красоты в общей дискурсивной парадигме на материале современного английского языка. В статье предлагается точка зрения, согласно которой индустрия красоты обусловливает свою языковую репрезентацию и формирует обширное поле соответствующего дискурса в качестве особой коммуникативной среды с ее специфическими характеристиками и ключевыми параметрами, такими как участники коммуникации, ключевые концепты и ценности, хронотоп, коммуникативные цели, речевые стратегии и жанровая дифференциация.
71-78
Лингвокультурные особенности диалектной дифференциации (на примере европейского и бразильского вариантов португальского языка)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности диалектной дифференциации на примере европейского и бразильского вариантов португальского языка. Варианты диалектов не всегда имеют четкое разграничение, а порой могут определяться как субдиалекты. Статья предназначена для преподавателей португальского языка высших учебных заведений, а также для лингвистов-переводчиков, которым она поможет лучше интерпретировать диалекты различных вариантов португальского языка на примере европейского и бразильского.
79-85
Особенности паспортизации фразеологических неологизмов в военно-политическом дискурсе
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые особенности лексикографической работы переводчика с фразеологическими неологизмами в текстах, порождаемых в целях речевой манипуляции и втягивания риторического оппонента в дискурсивную ловушку. Дается теоретическое обоснование для паспортизации фразеологических неологизмов. Описываемая проблема представляет интерес в рамках исследований в области перевода, анализа текста, дискурс-анализа и приобретает особое значение в условиях обострения международных отношений.
86-93
Проявление лингвокреативности в англоязычных семиотически осложненных медиатекстах
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения особенностей проявления лингвокреативности при взаимодействии вербальных и изобразительных компонентов в рамках электронного новостного дискурса. Проведенный анализ показал эффективность применения предложенной в исследовании пары признаков: «использование с целью передачи фактуальной информации» - «использование с целью передачи экспрессивно-эмоциональной информации»- в качестве показателей некреативного - креативного употребления средств, относящихся к разным семиотическим кодам.
94-100
Стилистические особенности русскоязычной молодежной интернет-коммуникации
Аннотация
В статье рассматриваются результаты контент-анализа интернет-коммуникации подростков (младших и старших подростковых групп учащихся). Основой исследования послужили школьные чаты определенной содержательной направленности, что дало возможность выделить лексические категории, которые дополняют и трансформируют стилистические средства в зависимости от ситуации общения. Делается вывод о том, что в русскоязычном молодежном социуме прослеживаются общая тенденция к «токсично» насыщенной лексике интернет-коммуникации и частные (возрастные и гендерные) особенности коммуникантов.
101-111
Политическая коммуникация в США в поле исторической дискурсологии
Аннотация
Автор рассматривает перспективы обращения к инструментарию исторической дискурсологии при изучении американской президентской коммуникативной культуры. Показано, что эвфемия играет значимую конститутивную роль и используется как ведущая когнитивная стратегия в основе построения политического публичного выступления. Интенсивное прагма-эмоциональное воздействие на адресата обеспечивается посредством политропного контекста и контекста развернутой метафоры, которые квалифицируются в статье как инвариантная характеристика дискурса американских президентов.
112-118
Типология и коммуникативный потенциал дискурсивного программирования в зависимости от его направленности и качественных характеристик (на материале англоязычного дискурса)
Аннотация
В статье рассматриваются структурные и функциональные особенности механизма, названного автором «дискурсивное программирование». В исследовании предлагаются типологии, основанные на особенностях организации (направленности) и качественных характеристиках дискурсивного программирования. Делаются выводы о степени зависимости коммуникативной функции дискурсивного программирования от его типологических характеристик.
119-125
Метафора и метонимия в современном испаноязычном политическом дискурсе
Аннотация
На материале вербально-визуальных сатирических карикатур в современном политическом дискурсе на испанском языке обсуждаются вопросы взаимодействия в них метафоры и метонимии. Исследование функционирования когнитивного механизма метафтонимии позволяет идентифицировать присутствующие в карикатурах метафтонимические модели. Также выделяются основные характеристики современных испаноязычных мультимодальных карикатур.
126-131
Вербализация оценки экономической ситуации в Великобритании на материале британской газеты The Guardian
Аннотация
В статье рассматриваются лингвистические способы формирования оценки экономической ситуации в Великобритании после выхода страны из Европейского союза. Экономический дискурс, который является суммой различных коммуникативных актов, представлен редакционной статьей британской газеты «The Guardian», дающей оценку различным фактам экономической реальности. В результате анализа было установлено, что последствия выхода Великобритании из ЕС рассматриваются исключительно как крайне негативные, что подтверждается широким использованием в статье разных лексических, грамматических и стилистических средств.
132-138
Когнитивно-стилистические характеристики аллитерации в современном англоязычном публицистическом дискурсе
Аннотация
Рассматриваются особенности функционирования когнитивно-стилистического приема аллитерации в англоязычном публицистическом дискурсе и языке газеты. Материалом исследования служат тексты современных англо-американских изданий и информационных агентств. Актуальность и новизна работы определяются ролью аллитерации в данном стиле речи наряду с такими фонетическими средствами, как ритм, рифма и ономатопея. Выделены функции аллитерации в современном англоязычном дискурсе.
139-145
Литературоведение
Производственный роман в литературе тюркских народов
Аннотация
В статье рассматриваются жанровые особенности производственного романа в литературе тюркских народов бывшего СССР. Автор показывает, что первые производственные романы возникли под влиянием русской советской литературы, в частности таких произведений, как «Доменная печь» Н. Ляшко и «Цемент» Ф. Гладкова. Политика государственной поддержки литературы народов СССР стала причиной необратимого процесса формирования новой жанровой модификации, которая служила пропаганде политики индустриализации страны.
146-151
Цена успеха: крушение «американской мечты» в драматургии США cередины XX века
Аннотация
Концепция «американской мечты» превалирует в произведениях американских драматургов; интерес представляет развитие этой темы и разочарование в ней в середине XX века, когда американское общество восстанавливалось после Великой депрессии (1929-1939) и Второй мировой войны (1939-1945). В статье рассматриваются отдельные произведения ведущих драматургов эпохи, выделяются черты и символы, иллюстрирующие концепцию, анализируется их использование в качестве инструментария деконструкции концепта.
152-158
Культурология
Потенциал коммуникационного влияния социокультурных трендов в практике брендинга
Аннотация
Подходы к брендингу претерпевают существенные трансформации с появлением новых медиа, виртуальной и дополнительной реальности, которые глубоко изменили выстраивание коммуникационного взаимодействия, где интерактивность и омниканальность стали главными инструментами, отсутствие учета которых брендами обрекает их на забвение. В практике брендинга ведущим социокультурным трендом становится погружение в метавселенную как продукта конвергенции физической, дополненной и виртуальной реальности в общем офлайн- и онлайн-пространстве. В статье анализируются социокультурные тренды, используемые брендами при выстраивании коммуникаций со своими потребителями.
159-164
Мотив наказания грешников в культуре и искусстве французской готики
Аннотация
В статье анализируются интерпретации темы Страшного суда в искусстве французской готики. В каждом из построенных в эпоху готики соборов есть тимпан, тема которого - Страшный суд, фрагмент которого с наказанием грешников несет главный моральный урок простым верующим. Таким образом, этот мотив выступает как один из ведущих в убранстве французских готических храмов, что определяет его важное место в картине мира средневекового христианина.
165-171



