Специфика формирования иноязычной медиа-компетентности студентов педагогических специальностей
- Авторы: Ляшенко С.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 199-214
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/301007
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-768
- EDN: https://elibrary.ru/XTBNIM
- ID: 301007
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Медиакомпетентность прочно закрепилась среди востребованных компетентностей в педагогической сфере. Уточнение понятия иноязычной медиакомпетентности педагога, рассмотрение подходов ее формирования представляет значительный интерес при рассмотрении компетенций студентов педагогических специальностей.
Цель работы состоит в рассмотрении понятия иноязычной медиакомпетентности и выявлении тенденций формирования иноязычной медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.
Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования рассматривается компетентностный подход, который в значительной мере является практико-ориентированным, позволяет развивать личностные качества обучающихся и, в то же время, дает возможность соотносить обучение с гуманистическими ценностями образования. Достижение поставленной в работе цели осуществляется на основе теоретико-методологического анализа, систематизации и обобщения научной литературы по вопросам формирования иноязычной медиакомпетентности.
Результаты. Рассмотрение взглядов ученых на суть и структуру медиакомпетентности позволяют на их основе предложить определение иноязычной медиакомпетентности как способности в условиях иноязычной речевой среды изучаемого языка осуществлять медиапотребление, медиакритику и медиаконструирование на основе знаний о медиа, медиапедагогики, критического мышления и творческих навыков создания медиаконтента в соответствии с поставленными педагогом целями. Структура иноязычной медиакомпетентности видится в синтезе медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности, что при сходстве методов формирования обоих компетентностей подводит нас к формированию иноязычной медиакомпетентности на основе предметноязыкового подхода с опорой на активные методы обучения и применением пассивных методов в качестве вспомогательных.
Об авторах
Сергей Сергеевич Ляшенко
ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: No_origin@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-0216-2498
SPIN-код: 4590-4390
аспирант; старший преподаватель кафедры иностранных языков
Россия, пр. Богдана Хмельницкого, 18, г. Мелитополь, 272312, Запорожская область, Российская ФедерацияСписок литературы
- Возчиков, В. А. (2000). Медиаобразование в педагогическом вузе (методические рекомендации и учебная программа). Бийск: Изд-во Научно-исследовательского центра Бийск. гос. педагог. ин-та. 25 с.
- Гендина, Н. И. (2005). Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований). Школьная библиотека, (3), 18–24.
- Гендина, Н. И. (2013). Информационная культура и медиаграмотность в России. Знание. Понимание. Умение, (4), 77–83. Получено с https://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/4/Gendina-Media-Literacy/ (дата обращения: 12.03.2024).
- Мясникова, Т. И. (2011). Развитие медийной компетентности студентов университета. (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук). Оренбург. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Получено с https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005389597.pdf?ysclid=ltt8ic27cd237482333 (дата обращения: 17.12.2024).
- Новикова, А. А. (2001). Медиаобразование в США. Программа спецсеминара для студентов педагогических вузов. Таганрог: Изд-во Кучма. 24 с.
- Пензин, С. Н. (1995). Кино как средство обучения и воспитания. Программа спецкурса для исторического факультета. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та.
- Президент Российской Федерации. (2017). Указ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Получено с http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 19.09.2024).
- Фёдоров, А. В. (2007). Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». 616 с.
- Фёдоров, А. В. (2014). Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва: МОО «Информация для всех». 64 с.
- Хлызова, Н. Ю. (2016). Методическое обеспечение процесса формирования медиакомпетентности личности на занятии по иностранному языку. Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, (2), 130–147. Получено с http://if-mstuca.ru/CE/index.php/130000/mediacompetence-formation (дата обращения: 16.03.2024).
- Potter, W. J. (2001). Media literacy. Thousand Oaks – London: Sage Publications. 423 p. Получено с https://books.google.ru/books?id=TtMwJ85nK2UC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA19#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 16.06.2024).
- Schorb, B., & Bigl, B. (2010). Die neuen Medien in der Weimarer Zeit. В сборнике: Die Kinder- und Jugendliteratur in der Zeit der Weimarer Republik. Teil 2 (Norbert Hopster, Ed.). Frankfurt am Main: Peter Lang, стр. 833–850. Получено с https://www.researchgate.net/publication/339127744_Ubersetzte_Kinder_und_Jugendliteratur_wahrend_der_Zeit_der_Weimarer_Republik (дата обращения: 16.06.2024).
Дополнительные файлы
