Специфика формирования иноязычной медиа-компетентности студентов педагогических специальностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Медиакомпетентность прочно закрепилась среди востребованных компетентностей в педагогической сфере. Уточнение понятия иноязычной медиакомпетентности педагога, рассмотрение подходов ее формирования представляет значительный интерес при рассмотрении компетенций студентов педагогических специальностей.

  Цель работы состоит в рассмотрении понятия иноязычной медиакомпетентности и выявлении тенденций формирования иноязычной медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.

Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования рассматривается компетентностный подход, который в значительной мере является практико-ориентированным, позволяет развивать личностные качества обучающихся и, в то же время, дает возможность соотносить обучение с гуманистическими ценностями образования. Достижение поставленной в работе цели осуществляется на основе теоретико-методологического анализа, систематизации и обобщения научной литературы по вопросам формирования иноязычной медиакомпетентности.

Результаты. Рассмотрение взглядов ученых на суть и структуру медиакомпетентности позволяют на их основе предложить определение иноязычной медиакомпетентности как способности в условиях иноязычной речевой среды изучаемого языка осуществлять медиапотребление, медиакритику и медиаконструирование на основе знаний о медиа, медиапедагогики, критического мышления и творческих навыков создания медиаконтента в соответствии с поставленными педагогом целями. Структура иноязычной медиакомпетентности видится в синтезе медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности, что при сходстве методов формирования обоих компетентностей подводит нас к формированию иноязычной медиакомпетентности на основе предметноязыкового подхода с опорой на активные методы обучения и применением пассивных методов в качестве вспомогательных.  

Об авторах

Сергей Сергеевич Ляшенко

ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: No_origin@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-0216-2498
SPIN-код: 4590-4390

аспирант; старший преподаватель кафедры иностранных языков

Россия, пр. Богдана Хмельницкого, 18, г. Мелитополь, 272312, Запорожская область, Российская Федерация

Список литературы

  1. Возчиков, В. А. (2000). Медиаобразование в педагогическом вузе (методические рекомендации и учебная программа). Бийск: Изд-во Научно-исследовательского центра Бийск. гос. педагог. ин-та. 25 с.
  2. Гендина, Н. И. (2005). Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований). Школьная библиотека, (3), 18–24.
  3. Гендина, Н. И. (2013). Информационная культура и медиаграмотность в России. Знание. Понимание. Умение, (4), 77–83. Получено с https://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/4/Gendina-Media-Literacy/ (дата обращения: 12.03.2024).
  4. Мясникова, Т. И. (2011). Развитие медийной компетентности студентов университета. (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук). Оренбург. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Получено с https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005389597.pdf?ysclid=ltt8ic27cd237482333 (дата обращения: 17.12.2024).
  5. Новикова, А. А. (2001). Медиаобразование в США. Программа спецсеминара для студентов педагогических вузов. Таганрог: Изд-во Кучма. 24 с.
  6. Пензин, С. Н. (1995). Кино как средство обучения и воспитания. Программа спецкурса для исторического факультета. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та.
  7. Президент Российской Федерации. (2017). Указ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Получено с http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 19.09.2024).
  8. Фёдоров, А. В. (2007). Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». 616 с.
  9. Фёдоров, А. В. (2014). Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва: МОО «Информация для всех». 64 с.
  10. Хлызова, Н. Ю. (2016). Методическое обеспечение процесса формирования медиакомпетентности личности на занятии по иностранному языку. Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, (2), 130–147. Получено с http://if-mstuca.ru/CE/index.php/130000/mediacompetence-formation (дата обращения: 16.03.2024).
  11. Potter, W. J. (2001). Media literacy. Thousand Oaks – London: Sage Publications. 423 p. Получено с https://books.google.ru/books?id=TtMwJ85nK2UC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA19#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 16.06.2024).
  12. Schorb, B., & Bigl, B. (2010). Die neuen Medien in der Weimarer Zeit. В сборнике: Die Kinder- und Jugendliteratur in der Zeit der Weimarer Republik. Teil 2 (Norbert Hopster, Ed.). Frankfurt am Main: Peter Lang, стр. 833–850. Получено с https://www.researchgate.net/publication/339127744_Ubersetzte_Kinder_und_Jugendliteratur_wahrend_der_Zeit_der_Weimarer_Republik (дата обращения: 16.06.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».