Развитие дошкольного образования в Республике Татарстан в 20-30 годы XX века в контексте исторического опыта формирования социальных институтов России
- Авторы: Мардашова Р.С.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
 
 - Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
 - Страницы: 224-246
 - Раздел: Педагогические исследования
 - Статья опубликована: 30.09.2025
 - URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/348996
 - DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-900
 - EDN: https://elibrary.ru/JFTZOG
 - ID: 348996
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Сегодня, как никогда, становятся востребованными исследования факторов, обеспечивающих стабильность и единство российского общества. К таким факторам относятся социальные институты.
Они обеспечивают упорядочивание, формализацию и стандартизацию общественных связей в обществе. Их предназначение – удовлетворение важнейших жизненных потребностей населения. Образование относится к фундаментальным социальным институтам и реализует потребность социума, выражающуюся в передаче предшествующими поколениями последующим системы научных знаний, духовно-нравственных ценностей, продуктивного практического опыта, обеспечивая тем самым стабильность и дальнейшее поступательное развитие общества. В этой связи интерес представляет процесс становления и развития в России социального института дошкольного образования. Исследование выполнено на материале Республики Татарстан, являющейся субъектом Российской Федерации. Рассмотренный период –20-30 гг. XX в.
Цель – рассмотреть процесс институционализации дошкольного образования в России на примере Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации в период 1917-1940 гг.
Материалы и методы. В качестве методологического основания в исследовании использован институциональный подход, который позволил рассмотреть дошкольное образование в контексте исторической динамики складывающегося общественного института, выявить сущностные характеристики процессов и явлений социума, определить механизмы управления указанными процессами и определить его вклад в укрепление и сохранение общества в рассматриваемый период. Статья базируется на комплексе источников, представленных первоисточниками, а также научными исследованиями из области социологии, истории, педагогики.
Результаты. По итогам проведённого исследования можно констатировать, что созданный и функционирующий в России в 20-30 гг. XX в. социальный институт дошкольного образования вносил свой позитивный вклад в решение политических, социально-экономических, педагогических задач, обеспечивая тем самым эволюционное развитие государства, интеграцию и сохранение советского общества.
Об авторах
Рамзия Суфияновна Мардашова
Набережночелнинский государственный педагогический университет
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: Mardashova62@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0003-0812-8706
				                	SPIN-код: 9552-7890
														ResearcherId: MTD-2821-2025
				                								
кандидат педагогических наук, преподаватель Индустриально-педагогического колледжа
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Список литературы
- Бердяев, Н. А. (2024). Судьба России. Москва: АСТ, 384 с.
 - Гарнышева, Т. В. (2006). Тенденции развития дошкольного педагогического образования в Республике Татарстан на рубеже XX–XXI веков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 201 с. EDN: https://elibrary.ru/NOBUKB
 - История буржуазной социологии XIX — начала XX века / отв. ред. И. С. Кон. (1979). Москва: Наука, 344 с.
 - История советской дошкольной педагогики / сост.: Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. Б. Мчелидзе и др.; под ред. М. Ф. Шабаевой. (1980). Москва: Просвещение, 447 с.
 - Литвин, Л. Н. (1992). Общественное дошкольное воспитание в РСФСР, 1917–1940 гг. Мурманск: МГПИ, 166 с.
 - Магсумов, Т. А. (2022). Средняя профессиональная школа Казанского учебного округа в условиях модернизации отечественного образования конца XIX — начала XX в. Курск: ЗАО «Университетская книга», 535 с. DOI: https://doi.org/10.47581/2022/Magsumov.01. EDN: https://elibrary.ru/YMZRQC
 - Марат, И. К. (2008). Трактовка понятия «социальный институт» в классической и современной социологии. Актуальные вопросы современной науки, (3), 266–272. EDN: https://elibrary.ru/RCCNZZ
 - Мардашова, Р. С. (2018). История дошкольного образования в Татарстане. Часть I (конец XVIII — середина XX вв.). Набережные Челны: НГПУ, 357 с. https://www.iprbookshop.ru/83828.html
 - Мардашова, Р. С. (2007). Формы и методы подготовки национальных кадров для дошкольных учреждений в Республике Татарстан (на материалах КГПИ, 30-е гг. XX в.). Казанский журнал, (4), 103–107. EDN: https://elibrary.ru/IJLAVF
 - Маркс, К., Энгельс, Ф., Ленин, В. И. (1984). О коммунистическом воспитании. Москва: Политиздат, 288 с.
 - Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., 2-е изд.
 - Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 127. Оп. 1. Д. 4. 1918. Протоколы заседаний коллегии по народному образованию.
 - Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 127. Оп. 1. Д. 139. 1919–1921. Материалы о работе дошкольных учреждений.
 - Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 127. Оп. 1. Д. 140. 1919. Материалы по подготовке к I Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию.
 - Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 3682. Оп. 1. Д. 1862. 1932. Материалы об итогах и перспективах дошкольного воспитания в ТАССР.
 - Нестеренко, Е. С. (2021). Теоретические основы становления социальных институтов. Теоретическая экономика, (4), 27–37. https://theoreticaleconomy.ru/ru/storage/view/149504. EDN: https://elibrary.ru/YJOBZP
 - Петрова, В. Ф. (1999). Проектирование национально-регионального компонента стандарта подготовки специалистов дошкольного образования (на примере Республики Татарстан): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 226 с. EDN: https://elibrary.ru/NLMWWT
 - Программы и внутренний распорядок детского сада (1934). Москва; Ленинград: Наркомпрос РСФСР — Учпедгиз, 175 с.
 - Разов, П. В. (2012). Институциональный подход и возможности его применения в социологии управления. Научно-информационный журнал Армия и общество, (3)(31), 19–23. EDN: https://elibrary.ru/QZRNAN
 - Руководство для воспитателя детского сада, Устав детского сада (1938). Москва: Наркомпрос РСФСР, 119 с.
 - Фребель, Ф. (1913). Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1: Детский сад. Москва: Тип. К. И. Тихомирова, 531 с.
 - Федеральная образовательная программа дошкольного образования. https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
 - Энгельс, Ф. Положение рабочего класса в Англии. https://altkprf.ru/upload/iblock/e00/e003688f15c616416121ca8059fb95d1.pdf
 - Bassis, M. S., Gelles, R. J., & Levine, A. (1991). Sociology: an introduction. New York: McGraw, 632 p.
 - Federico, R. C. (1979). Sosiology. London: Addison-Wesley Publ. Co., 568 p.
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									


