Влияние добросовестности и экстраверсии на удовлетворённость работой среди преподавательского состава в высших учебных заведениях юго-западной Нигерии: межведомственный анализ
- Авторы: Одех К.Д.1,2, Астратова Г.В.3,2, Езекия О.О.1, Онвусирибе Ч.Н.1,2
-
Учреждения:
- Осунский государственный университет
- Уральский федеральный университет
- Российская ФедерацияОсунский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 473-497
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2658-4034/article/view/302891
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-704
- EDN: https://elibrary.ru/JCAVFK
- ID: 302891
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В условиях растущих требований к профессорско-преподавательскому составу, таких как увеличение числа студентов, исследовательская нагрузка и ограниченные ресурсы, целесообразно устранить критический пробел в понимании динамики личности в уникальном незападном академическом контексте, чтобы обосновать стратегии подбора персонала и улучшения рабочих мест.
Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между чертами личности (в частности, добросовестностью и экстраверсией) и удовлетворенностью работой среди преподавателей высших учебных заведений Юго-Западной Нигерии, что позволило устранить существенный пробел в исследованиях в понимании этой динамики в этом конкретном контексте.
Материалы и методы. Используя описательный дизайн опроса, были собраны данные у 384 преподавателей шести выбранных высших учебных заведений Юго-Западной Нигерии с помощью целенаправленной выборки и структурированного вопросника. Результаты. Основные результаты выявили значительную положительную взаимосвязь между добросовестностью и удовлетворенностью работой (RІ = 0,331, F (4, 379) = 46,173, p < 0,05), что указывает на то, что добросовестность составляет 33,1% дисперсии в удовлетворенности работой. Экстраверсия продемонстрировала еще более сильное влияние на удовлетворенность работой (RІ = 0,562, F (5, 378) = 96,911, p < 0,05), что объясняет 56,2% дисперсии. Эти результаты вносят вклад в теорию черт личности, предоставляя эмпирическую поддержку ее применимости в незападных академических условиях. Исследование также предлагает практические выводы для стратегий набора, профессионального развития и удержания в высших учебных заведениях. Сильное влияние экстраверсии на удовлетворенность работой предполагает потенциальные преимущества содействия более социально вовлекающей и совместной рабочей среде. Новизна этого исследования заключается в его фокусе на юго-западных нигерийских высших учебных заведениях, предлагая контекстно-зависимые идеи, которые могут информировать о целевых вмешательствах для повышения удовлетворенности работой в этой конкретной академической обстановке. Изучая эти отношения в незападном контексте, исследование вносит вклад в более глобальное всестороннее понимание черт личности и удовлетворенности работой в академических кругах.
Об авторах
К. Д. Одех
Осунский государственный университет; Уральский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: callistusodeh@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-5441-9023
преподаватель кафедры предпринимательских исследований; аспирант Школы государственного управления и предпринимательства
Россия, Осогбо, Нигерия; ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620062, Российская ФедерацияГ. В. Астратова
Российская ФедерацияОсунский государственный университет; Уральский федеральный университет
Email: galina_28@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3579-4440
профессор (Ph.D.), кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга
Россия, Осогбо, Нигерия; ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620062,Российская ФедерацияО. О. Езекия
Осунский государственный университет
Email: laideolatunji08@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-9357-2872
аспирант кафедры развития человеческих ресурсов
Россия, Осогбо, Нигерия;Ч. Н. Онвусирибе
Осунский государственный университет; Уральский федеральный университет
Email: ndubuisichigo@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7740-5458
старший преподаватель (Ph.D.) кафедры агробизнеса и менеджмента; аспирант Школы государственного управления и предпринимательства
Россия, Осогбо, Нигерия; ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620062,Российская ФедерацияСписок литературы
- Andabai, P., & Basuo, B. (2013). Teacher’s personality and classroom management of tertiary institutions in Nigeria: The issues and perspectives. Journal of Educational and Social Research, 55(3), 298–319. https://doi.org/10.5901/jesr.2013.v3n6p113
- Badamas, O. L. (2021). Basic school teachers' personality type as a determinant of classroom management in Lagos State, Nigeria. Journal of Education and Learning (EduLearn), 15(3), 329–334. https://doi.org/10.11591/edulearn.v15i3.18993 EDN: https://elibrary.ru/ODSUSP
- Bankole, E. T., Adebunmi, O., & Bankole, A. M. (2019). Personality traits and financial strain as determinants of gambling behavior among youths in Nigeria: A case study of youths in Oyo State and Ekiti State. American International Journal of Social Science Research, 4(1). https://doi.org/10.46281/aijssr.v4i1.235
- Bickersteth, P., Zhang, X., & Guo, Q. (2018). Empirical evidence for a new class of personality disorder: The safety-oriented personality style or phobicentric psychopathology (SOPS/PCP) and impact on personality psychology. Psychology, 9, 1630–1679. https://doi.org/10.4236/psych.2018.97098
- Chiaburu, D. S., Oh, I. S., Berry, C. M., Li, N., & Gardner, R. G. (2011). The five-factor model of personality traits and organizational citizenship behaviors: A meta-analysis. Journal of Applied Psychology, 96(6), 1140–1166. https://doi.org/10.1037/a0024004
- Costa, P. T., & McCrae, R. R. (1992). Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI): Professional manual. Psychological Assessment Resources. 101 p.
- El Kalai, I., Kirmi, B., & Ait Lhassan, I. (2022). Investigating the effect of teacher commitment on student academic achievement: The case of Moroccan high schools in Tangier. International Journal of Research in Business and Social Science, 10(8), 350–363. https://doi.org/10.20525/ijrbs.v10i8.1507 EDN: https://elibrary.ru/UISTLG
- Eremie, M., & Opuda, A. (2022). Personality traits and job satisfaction among teachers in Rivers State secondary schools. International Journal of Social Sciences and Management Studies, 1(1), 28–41.
- Goldberg, L. R. (1993). The structure of phenotypic personality traits. American Psychologist, 48, 26–34. https://doi.org/10.1037/0003-066X.48.1.26 EDN: https://elibrary.ru/HFBBFF
- Harris, E. G., & Fleming, D. E. (2005). Assessing the human element in service personality formation: Personality congruency and the five factor model. Journal of Services Marketing, 19(4), 187–198. https://doi.org/10.1108/08876040510605226
- Kamal, Y., & Hanif, M. F. (2009). Pay and job satisfaction: A comparative analysis of different Pakistani commercial banks. Retrieved from http://mpra.ub.uni-muenchen.de/16059/
- Kim, J. (2018). Emotional labor in the care field and empathy-enhancing education by reading literature: A brief review. Iranian Journal of Public Health, 47(8), 1084–1089.
- Kim, L. E., Jцrg, V., & Klasse, R. M. (2019). A meta-analysis of the effects of teacher personality on teacher effectiveness and burnout. Educational Psychology Review, 31(1), 163–195. https://doi.org/10.1007/s10648-018-9458-2 EDN: https://elibrary.ru/KVEJAX
- Klassen, R. M., Durksen, T. L., Al Hashmi, W., Kim, L. E., Longden, K., Metsдpelto, R. L., & Gyцri, J. G. (2018). National context and teacher characteristics: Exploring the critical non-cognitive attributes of novice teachers in four countries. Teaching and Teacher Education, 72, 64–74. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.03.001 EDN: https://elibrary.ru/YGLSUX
- Lьdtke, O., Roberts, B. W., Trautwein, U., & Nagy, G. (2011). A random walk down university avenue: Life paths, life events, and personality trait change at the transition to university life. Journal of Personality and Social Psychology, 101, 620–637. https://doi.org/10.1037/a0023743
- Macovei, C. M., Bumbuc, Ś., & Martinescu-Bădălan, F. (2023). Personality traits, role ambiguity, and relational competence as predictors for teacher subjective well-being. Frontiers in Psychology, 13(11). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1106892 EDN: https://elibrary.ru/NZNKIW
- Mamman, J. C. (2015). Relationship between personality and teacher effectiveness of high school teachers. The International Journal of Indian Psychology, 3(1), 57–70. https://doi.org/10.25215/0301.117
- McCrae, R. R., & Costa, P. T. J. (1997). Personality trait structure as a human universal. American Psychologist, 52(5), 509–516. https://doi.org/10.1037//0003-066X.52.5.509 EDN: https://elibrary.ru/HEZJGX
- Mount, M. K., & Barrick, M. R. (2001). The Big Five personality dimensions: Implications for research and practice in human resources management. Research in Personnel and Human Resources Management, 13(3), 153–200. https://doi.org/10.4102/sajip.v29i1.88
- Mrуz, J., & Kaleta, K. (2016). Relationships between personality, emotional labor, work engagement, and job satisfaction in service professions. International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health, 29(5). https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.00578
- Njoku, C. (2020). Teachers' personality traits and their teaching effectiveness: Important factors for students' success. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(3), 164–171. http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2020/03/Full-Paper-TEACHER’S-PERSONALITY-TRAITS-AND-THEIR-TEACHING-EFFECTIVENESS-IMPORTANT-FACTORS.pdf
- Oginni, B. O., Dunmade, E. O., & Ogunwole, A. C. (2018). The Role of Employee's Work Expectations in Job Satisfaction and Labour Turnover in the Service Industry: A Case of Selected Organisations in Lagos, Ogun and Oyo States Nigeria. World Journal of Business and Management, 4(1). https://doi.org/10.5296/wjbm.v4i1.12924
- Ojo, S., & Olajumoke, F. (2023). Influence of personality and job-related factors and pay satisfaction among hotel industry employees in Osogbo, Osun State, Nigeria. International Journal of Intellectual Resource Management, 4(1), 48–58. https://doi.org/10.46988/IJIHRM.04.01.2023.007 EDN: https://elibrary.ru/VCHLHI
- Okoye, A. U. (2011). Attitudes of primary school teachers toward the introduction of career guidance in primary schools. Journal of Behavioral Issues, 3(2), 342–349.
- Olawale, A. O., & Dahunsi, O. (2020). Job satisfaction of academic staff members on full-time appointment in South-Western Nigerian tertiary institutions. Journal of Education and Practice, 11(36), 93–102. https://doi.org/10.7176/jep/11-36-10 EDN: https://elibrary.ru/GRRZUF
- Olonade, Z., Omotoye, O., Awosusi, O., & Odunayo, A. (2023). Nexus between Conscientiousness, Civic Virtue, Altruism and Employee Motivation among Health Workers in Oyo State. Economic Insights - Trends and Challenges, 12(1), 1–10. https://doi.org/10.51865/EITC.2023.01.01 EDN: https://elibrary.ru/CSRLQJ
- Onyibor, N., Okoye, P. C. N., & Dike-Aghanya, A. A. (2021). Effects of perceived leadership style and organizational commitment on job satisfaction among non-teaching employees of federal universities in South-East Nigeria. International Journal of Research in Education and Sustainable Development, 1(5), 103–116. https://doi.org/10.46654/IJRESD.1503 EDN: https://elibrary.ru/ULHYCI
- Organ, D. W. (1988). Organisational Citizenship Behaviour: The Good Soldier Syndrome. Lexington Books. 160 p.
- Padmanabhanunni, A., & Pretorius, T. (2022). Job satisfaction goes a long way: The mediating role of teaching satisfaction in the relationship between role stress and indices of psychological well-being in the time of COVID-19. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(24), 17071. https://doi.org/10.3390/ijerph192417071 EDN: https://elibrary.ru/PUZJLP
- Roberts, B. W. (2018). A revised sociogenomic model of personality traits. Journal of Personality, 86, 23–35. https://doi.org/10.1111/jopy.12323
- Roberts, B. W., Luo, J., Briley, D. A., Chow, P. I., Su, R., & Hill, P. L. (2017). A systematic review of personality trait change through intervention. Psychological Bulletin, 143, 117–141. https://doi.org/10.1037/bul0000088 EDN: https://elibrary.ru/YXRKVT
- Snow, R. E., & Sternberg, R. J. (1984). Education and intelligence. В книге: Handbook of human intelligence. Cambridge University Press.
- Specht, J., Egloff, B., & Schmukle, S. C. (2011). Stability and change of personality across the life course: The impact of age and major life events on mean-level and rank-order stability of the Big Five. Journal of Personality and Social Psychology, 101, 862–882. https://doi.org/10.1037/a0024950
- Wang, H., Burić, I., Chang, M., & Gross, J. (2023). Teachers' emotion regulation and related environmental, personal, instructional, and well-being factors: A meta-analysis. Social Psychology of Education. https://doi.org/10.1007/s11218-023-09810-1 EDN: https://elibrary.ru/IFMXPM
- Wang, Y., Derakhshan, A., & Zhang, L. J. (2021). Researching and practicing positive psychology in second/foreign language learning and teaching: The past, current status and future directions. Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.731721 EDN: https://elibrary.ru/YCRGQX
- Wright, T. A. (2003). Positive Organizational Behavior: An Idea Whose Time Has Truly Come. Journal of Organizational Behavior, 24, 437–442. https://doi.org/10.1002/job.197
Дополнительные файлы
