Problems and prospects for employment of young Russian teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article raises the problems related to the peculiarities of building a professional career of graduates with pedagogical education. Despite the constant demand in the labor market, educational organizations are in a situation of chronic shortage of teaching staff. The aim of the article is to analyze the difficulties and challenges faced by young teachers not only during employment, but also during the period of adaptation in an educational institution. Based on a large array of statistical data, as well as sociological studies conducted by the research teams of Institute of Sociology of FCTAS RAS and RSUH, risk factors and channels of leaving the labor market of young teachers-professionals shown. The article poses, firstly, the problem of insufficiently meaningful choice and, as a consequence, motivation of future teachers during their enrollment in the university, the formation of “professional ballast” of students unmotivated for the profession of teacher. Secondly, the problem of lack of necessary vacancies, insufficient salary, uncomfortable working conditions. Thirdly, the problem of adaptation to work in an educational institution: the lack of stress resistance, professionalism, communication competence, responsibility and initiative. It is concluded that in order to attract young teachers to schools it is necessary to take thoughtful measures to retain motivated people in the profession, starting from the university stage and ending with the creation of favorable conditions for their career development in the workplace.

About the authors

Marina B. Bulanova

Russian State University for the Humanities

Email: marina_bulanova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-0001-6315
SPIN-code: 5827-6351
ResearcherId: W-4429-2018
Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Theory and History of Sociology, Faculty of Sociology Moscow, Russia

References

  1. Буланова М. Б. Педагог: грани профессионального становления // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 4. С. 89–98. doi: 10.28995/2073-6401-2022-4-89-98. EDN QKSYMM.
  2. Тощенко Ж. Т. К классификации профессий: социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа) // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 66–76. doi: 10.31857/S013216250019104-7. EDN IPODKV.
  3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023. EDN DMQCRN.
  4. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи. М. : Норма, 2011. 335 с. ISBN 978-5-91768-174-0. EDN QOMKVB.
  5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция образа труда в культурном пространстве молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 6. С. 243–259. doi: 10.15838/esc.2019.6.66.14. EDN EWTSRI.
  6. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский [и др.]. Белгород : Эпицентр, 2021. 500 с. ISBN 978-5-6045221-7-2. EDN SUHSWJ.
  7. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. Социология труда. Условия труда педагогов. М. : Юрайт, 2024. 298 с. ISBN 978-5-534-10961-0.
  8. Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования. М. : РГГУ, 1999. 281 с. ISBN 5-7281-0289-1.
  9. Бергис Т. А., Кривуля Ю. С. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 47–49. doi: 10.26140/knz4-2020-0901-0013. EDN BMCNKZ.
  10. Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. doi: 10.31857/S013216250004949-6. EDN RBKSMV.
  11. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60–70. doi: 10.31857/S013216250008798-0. EDN PJKRKN.
  12. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 71–79. doi: 10.31857/S013216250014215-9. EDN NTSRIF.
  13. Шевченко П. В. Изменение статусных характеристик учителя московской школы // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 72–83. doi: 10.31857/S013216250020284-5. EDN AFVECQ.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».