The Works of Gleb Uspensky and Russian Symbolism: “She Straightened Out” and Zinaida Gippius’ Short Story “The Goddess”

Мұқаба

Толық мәтін

Ашық рұқсат Ашық рұқсат
Рұқсат жабық Рұқсат берілді
Рұқсат жабық Тек жазылушылар үшін

Аннотация

The article is devoted to the analysis of the previously unnoticed connection between Gleb Uspensky’s story “She Straightened Out” (1885) and Zinaida Gippius’ story “The Goddess” (1893). The starting point of this research is the T.V. Dyachuk’s paradoxical thesis about the influence of the personality and creativity of Gleb Uspensky on the aesthetic and religious searches of the thinkers of the Silver Age. During the analysis of the Gippius’ story it was found that the connection between the two texts is based on the main female character’s image, which is created by “layering” associations with the statue of Venus. It is also noted that the key characteristics of this image, as well as the image of the statue of Venus de Milo in the Uspensky’s text, are visuality and sacrality. The image of the main male character is also analyzed: his main features (absent name, “spectator” behavior and experienced “straightening” effect) reveal the connection of the story with the story “She Straightened Out”. Other numerous coincidences in the Gippius’ text at the lexical, figurative and semantic levels are also described. The key device influencing the structure of the story “The Goddess” is the qui pro quo: a catastrophic substitution of the “goddess” by an “ordinary young lady” is performed in text. It is concluded that the functioning of the source text in the story is implicit: the ideas and images of “She Straightened Out” were perceived by Gippius as related and, transformed, embodied in her own text without setting them to be recognized by the reader and/or to be polemic with Uspensky.

Авторлар туралы

Ja. Dzhamalova

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: rus-classic-lab@yandex.ru

Әдебиет тізімі

  1. Пруцков Н.И. Глеб Успенский // История русской литературы: В 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 9. Ч. 1.
  2. URL: https://feb-web.ru/feb/irl/il0/il9/il9–275-.htm (дата обращения: 22.09.2024)
  3. Дячук Т.В. Творчество Г.И. Успенского в историко-литературной перспективе: контекст и поэтика: монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 348 с.
  4. Гиппиус З.Н. Жизнь и литература // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2005. Т. 9. С. 291–298.
  5. Гиппиус З.Н. Светлое озеро // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2001. Т. 3. С. 312–359.
  6. Гиппиус З.Н. О литературной прозе // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2003. Т. 7. С. 347–354.
  7. Гиппиус З.Н. Богиня // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2001. Т. 1. С. 297–314.
  8. Успенский Г.И. Выпрямила // Успенский Г.И. Собр. соч.: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 10. Кн. 1. С. 246–272.
  9. Зенкин С.Н. Imago in fabula. Интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с.
  10. Гиппиус З.Н. О пошлости // Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2003. Т. 7. С. 89–93.
  11. Мережковский Д.С. Иваныч и Глеб // Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 227–246.
  12. Успенский Г.И. Письмо А.В. Успенской от 10 мая 1872 г. // Успенский Г.И. Собр. соч.: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 13. С. 105–113.
  13. Степанов А.В. Венера Милосская – «Выпрямила» (Анализ очерка Г. Успенского) // Русский язык в школе. 2013. № 10. С. 49–52.
  14. Mondry H. Pure, Strong and Sexless: The Peasant Woman’s Body and Gleb Uspensky. Amsterdam; New York: Editions Rodopi B.V., 2006. 289 p.
  15. Токарев Д.В. «Долго-долго смотрел на неё»: эротическое и идеологическое в визуальной метафорике рассказа Глеба Успенского «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. Т. 165. № 5. С. 63–82.
  16. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_ literaturnoe_obozrenie/165_nlo_5_2020/article/22687/ (дата обращения: 22.09.2024).
  17. Дмитриевская Л.Н. Пейзажное живописное полотно как деталь в литературном произведении // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 72. № 8. С. 118–121.
  18. Успенский П.Ф. Гипотеза Якобсона, Глеб / Иванович и перверсия: безумие Г.И. Успенского и его рассказ «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. Т. 165. № 5. С. 44–62.
  19. Криволапова Е.М. «Вне времени»: метафизическое и реальное в творчестве Зинаиды Гиппиус // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 51. № 4. С. 195–203.
  20. Магомедова Д.М. Переписывание сюжета о «новых людях» в русской прозе конца XIX – начала ХХ вв. (В.В. Вересаев и З.Н. Гиппиус) // Новый филологический вестник. 2018. Т. 45. № 2. С. 118–127.
  21. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2018-00020
  22. Магомедова Д.М. Между Ибсеном и Достоевским: «переписывание классики» в повести З.Н. Гиппиус «Зеркала» // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. № 6. С. 16–22.
  23. https://doi.org/10.31857/S160578800029101-7

© Russian Academy of Sciences, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».