Том 12, № 3 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства

Писарева С.А., Тряпицына А.П.

Аннотация

Актуальность анализа современного состояния университетского образования будущих педагогов обусловлена необходимостью обобщения практики, сложившейся в результате перманентного реформирования в Российской Федерации системы высшего педагогического образования. Цель: выявление особенностей системы высшего педагогического образования в России, сложившейся в результате реализации различных проектов модернизации в XXI в. Контекстом анализа является развиваемая по инициативе Министерства просвещения практика обеспечения единства образовательного пространства подготовки педагогических кадров («Ядро высшего педагогического образования»). Показано, что современная система высшего педагогического образования, имеющая единую институциональную основу, содержательно выстраивается вариативно в вузах разной ведомственной подчиненности, тем самым создавая реальные трудности в формировании единого пространства подготовки педагогов.Участники исследования: эксперты – преподаватели разных вузов (n = 55) и школьные педагоги (n = 802) в разных предметных областях, разного возраста, из разных регионов России. Методы (инструменты). Методы качественного и количественного анализа первичных данных, анализ кейсов крупнейших вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов. Источники анализа: 1) данные мониторинга высшего образования (2022 г.), представленные на открытом сайте «Мониторинг ВО»; 2) кейсы крупнейших вузов разного ведомственного подчинения, осуществляющих подготовку педагогов; 3) экспертные оценки преподавателей вузов и школьных педагогов. Результаты: установлено, что в результате перманентного реформирования педагогического образования на протяжении XXI в. в России сложилась распределенная модель подготовки педагогов в вузах разной ведомственной подчиненности, что, в свою очередь, способствует расширению среды вариативности поиска концепций и технологий реализации педагогического образования. Основные выводы: выявлено, что объективная необходимость сохранения автономии университетов в части концептуализации, проектирования и реализации научно-образовательной деятельности вступает в противоречие в части формирования единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров («Ядро высшего педагогического образования»). Полученные результаты актуальны для согласования в научно-профессиональном сообществе методологических ориентиров дальнейшего развития системы высшего педагогического образования как основы выработки общих подходов к обеспечению единства подготовки педагогов в вузах разной ведомственной подчиненности. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):196-208
pages 196-208 views

Признаки антропологической парадигмы в профессиональном образовании

Максимова Е.А.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена развивающимся полипарадигмальным подходом в педагогической науке и практике. Разнообразное содержание множества параллельно существующих парадигм оказывает влияние как на методологию постановки проблем в области образования, так и на решение практико-ориентированных задач образовательного процесса. Цель: выявление некоторых признаков антропологической парадигмы и определение возможности их развития в профессиональном образовании. Результаты: отмечено, что доминирующая образовательная парадигма определяется спецификой уклада общества. Сопоставлены разные подходы к определению количества и содержания парадигм в образовании. Показана непродуктивность противопоставления классической парадигмы во всех вариантах ее модернизации и парадигмы гуманистической. Высказано предположение, что антропологическая парадигма обладает потенциалом для их сближения. Определены некоторые признаки антропологической парадигмы – перенос акцента с информации на знание, технологизация профессиональной деятельности, виртуализация занятости. Показано, как эти признаки проявляются в профессиональном образовании. Основные выводы: в соответствии с внутренней логикой развития системы образования точечные изменения, вызванные обнаруженными признаками, могут стать потенциальными точками ее роста.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):209-214
pages 209-214 views

Индивидуально-психологические предпосылки самореализации личности специалистов информационных технологий

Кудинов С.И., Беляева Е.Н.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена слабой разработанностью проблемы профессиональной самореализации ИТ-специалистов. Специфика профессиональной деятельности данной категории сотрудников определяет специфические требования к их индивидуально-психологическим особенностям, обеспечивающим успешность самореализации специалистов, осуществляющих информационно-компьютерную деятельность. Цель: выявление специфики самореализации ИТ-специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями. Гипотеза: совокупность определенных индивидуально-личностных характеристик образует разные индивидуально-психологические типы ИТ-специалистов, которые выступают в качестве предпосылки профессиональной самореализации субъекта деятельности данной профессии. Участники: сотрудники ведущих российских ИТ-компаний (г. Москва) (N = 154), женщины (n = 42) и мужчины (n = 112) в возрасте от 22 до 44 лет (средний возраст 32,09 ± 5,71). Методы (инструменты): для исследования индивидуальных и личностных характеристик ИТ-специалистов были задействованы индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (ИТО), личностный опросник Г. Айзенка (EPI), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла. При выявлении специфики самореализации ИТ-специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями использовался многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С. И. Кудинова. Результаты: установлено, что у специалистов ИТ-сферы ведущими в структуре индивидуальных черт являются тревожность, стеничность, экстраверсия и лабильность. Доминирующими копинг-стратегиями выступают поиск социальной поддержки, вступление в социальный контакт, осторожные действия. В результате кластерного анализа выделены и охарактеризованы типы индивидуальности ИТ-специалистов – интровертированно-уверенный, экстравертированно-активный, эстравертированно-про социальный. Представлены данные о конфигурации видов самореализации в каждом кластере по результатам сравнительного анализа. Установлено, что специалисты, обладающие набором индивидуально-психологических характеристик по типу «интровертированно-уверенный», демонстрируют наиболее высокие показатели по всем видам самореализации – личностной, социальной и профессиональной. Это позволяет рассматривать указанный тип индивидуальности в качестве основного предиктора эффективной самореализации личности ИТ-специалистов. Основные выводы: 1) существует определенная специфика в проявлении самореализации ИТ-специалистов с разными индивидуально-типологическими особенностями; 2) подчеркивается практическая значимость исследования в контексте психологического сопровождения профессиональной самореализации ИТ-специалистов сучетом их личностных характеристик.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):215-226
pages 215-226 views

Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход

Белых Т.В.

Аннотация

Актуальность. Изучение в сравнительном аспекте индивидуально-психологических особенностей личности с зависимостью и без зависимости от использования социальных сетей в студенческом возрасте с применением интегративного подхода позволяет обнаружить связь разноуровневых характеристик в структуре индивидуальности и выявить латентные, ресурсные возможности личности для осуществления психопрофилактики и психокоррекции данного типа аддикции. Цель: изучение индивидуальнопсихологических особенностей студентов, имеющих и не имеющих зависимости от использования социальных сетей с применением интегративного подхода. Гипотеза: характер интеграции психодинамических, личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности имеет специфические особенности у студентов вуза с выраженной зависимостью от использования социальных сетей. Участники. 154 студента 1–3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 18,6, SD = 0,61, среди них юношей 45%, девушек – 55%. Методы (инструменты): для выявления психодинамических свойств в структуре индивидуальности – опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов); для изучения личностных и социально-психологических свойств – фрайбургский личностный опросник, модифицированная форма «В» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел, адаптация А. А. Крылова и Т. И. Ронгинской), методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раге), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина); для измерения степени зависимости личности от использования социальных сетей – опросник зависимости от социальных сетей (В. П. Шейнов, А. С. Девицын). Результаты: выявлены значимые различия в интеграции разноуровневых индивидуально-психологическихсвойств в структуре индивидуальности устудентов в сравниваемых выборках. Основные выводы: зависимость от использования социальных сетей проявляется у студентов симптомокомплексом характеристик – низкой психодинамической ресурсностью в коммуникативной сфере, высокой эмоциональностью и ее лабильностью, невротичностью, склонностью к депрессивным состояниям и психологическими затруднениями в реализации межличностной коммуникации. Независимость от использования социальных сетей сопровождается наличием моторной и коммуникативной выносливости на психодинамическом уровне интегральной индивидуальности, интровертированностью, высокой скоростьюинтеллектуальной переработки информации и усвоения коммуникативных навыков, а также общительностью на личностном уровне. Сравниваемые группы отличаются характером вклада психодинамических особенностей в проявление зависимости от использования социальных сетей, что может оказывать влияние на проявление общительности при контактном взаимодействии и определять склонность к чрезмерной погруженности в сетевую и интернет-коммуникацию. Данные могут быть использованы для оптимизации процесса интернет-коммуникации в учебных целях за счет понимания психодинамических оснований как причины предрасположенности студентов к формированию зависимости от коммуникации в социальных сетях, а также стать основой для разработки психологических развивающих и психопрофилактических программ, направленных на предупреждение данного вида аддикции.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):227-235
pages 227-235 views

Личностные корреляты самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза

Енин В.В.

Аннотация

Актуальность: изучение личностных детерминантсамоэффективности студентов медицинского вуза является актуальной проблемой, так как позволяет выявить их вклад в формирование адекватного образа «профессионального Я» в структуре Я-концепции у будущих врачей. Цель: изучение взаимосвязи личностных особенностей у студентов вуза с разной выраженностью самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности. Гипотеза: предположительно наличие различий в актуализации связей между личностными свойствами у студентов, которые в процессе обучения в медицинском вузе проявляют высокий и низкий уровень самоэффективности. Участники: студенты 3–4-го курсов Ставропольского государственного медицинского университета (N = 187, из них 105 девушек и 82 юноши; средний возраст 20 лет, SD = 0,78). Методы (инструменты): тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукс, М. Шеер, адаптация А. В. Бояринцевой), направленный на изучение выраженности предметной и коммуникативной самоэффективности; шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем) для диагностирования выраженности общей самоэффективности; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова) для выявления стилей саморегуляции и выраженности ее общего уровня; опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т. В. Корнилова) для диагностики выраженности общей и межличностной толерантности-интолерантности к неопределенности. Применена процедура измерения выраженности самоэффективности личности в учебно-профессиональной деятельности (на основе самооценки). Результаты: в сравниваемых группах существуют различия в специфике связей междутакими личностными особенностями, как стиль саморегуляции, толерантность / интолерантность к неопределенности, самоэффективность. Основные выводы: у студентов с разным уровнем самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности отличаются характер связей между толерантностью / интолерантностью к неопределенности, стиль саморегуляциии и выраженность самоэффективности. Формирование образа «Я-профессионал» у студентов-медиков может успешно осуществляться за счет освоения многовариативных способов саморегуляции, развития способности принимать профессиональные решения в условиях неопределенности, оптимальной выраженности разных видов самоэффективности.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):236-245
pages 236-245 views

Ретроспективное исследование становления этнической идентичности в детском возрасте: анализ этнических автобиографий старшеклассников

Гриценко В.В., Муращенкова Н.В., Ефременкова М.Н.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью выявления ресурсного потенциала этнической идентичности в современных условиях и противоречивыми данными о ее формировании у лиц, социализация которых проходит в этнически однородной среде. Цель: ретроспективное изучение становления этнической идентичности у старшеклассников, проживающих в моноэтничном российском регионе – Смоленской области. Исследовательские вопросы: в каком возрасте дети, проживающие в моноэтничной среде, приобретают первые сведения о своей и других этнических группах; какие чувства испытывают дети к своей этнической группе в процессе идентификации с ней; какова роль семьи в формировании этнической идентичности детей. Участники: 185 учащихся общеобразовательных школ г. Смоленска, идентифицировавших себя как русских, в возрасте от 15 до 18 лет, средний возраст 16,3 года, 59,5% – девушки. Методы (инструменты): методика «Этническая автобиография» (П. В. Румянцева), направленная на изучение формирования этнической идентичности в детском возрасте. Обработка результатов исследования осуществлялась посредством методов частотного и контент-анализа. Результаты: большая часть школьников приобрела первые знания о русском и других этносах в дошкольном и младшем школьном возрасте и испытывала позитивные чувства в отношении своей этнической принадлежности. У трети старшеклассников выявлено индифферентное отношение к своей этнической принадлежности. Вклад семьи в формирование этнической идентичности ослабевает в ситуации, когда родители принадлежат к разным национальностям или дети не знают, какова их национальность. Основные выводы: развитие этнической идентичности у большинства старшеклассников, проживающих в моноэтничной русской среде, происходит в процессе семейного воспитания, является ровным, без особых потрясений и изменений, характеризуется позитивным отношением к принадлежности к русскому этносу; индифферентное отношение к своей этнической принадлежности у части старшеклассников может, с одной стороны, свидетельствовать о ее неактуальности и незначимости для детей, проживающих в моноэтнической среде, а с другой – рассматриваться как показатель «скрытой» идентичности, способной актуализироваться при определенных условиях. Полученные выводы необходимо учитывать для повышения эффективности межкультурного взаимодействия и развития национально-гражданской российской консолидации.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):246-255
pages 246-255 views

Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников

Шустова Л.П., Камаева Е.В., Файзрахманов А.П.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью потенциала образовательного пространства кадетских учреждений в ракурсе влияния на самореализацию воспитанников. Цель: изучить возможности образовательного пространства кадетской школы-интерната в аспекте определения комплекса условий для самореализации обучающихся. Гипотеза: моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната, включающее теоретико-методологическое обоснование, выявление ресурсов и условий успешной самореализации кадет, определение критериев, показателей и диагностического инструментария, разработку и апробацию курсов внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, инновационных технологий, методов, форм и социокультурных практик будет способствовать успешной самореализации кадет. Исследование рассчитано на три года (2021–2024 гг.). Методы: теоретический анализ научной литературы; анализ и обобщение опыта работы педагогов кадетских школ-интернатов; моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната. Теоретическая модель включает в себя концептуальный, ресурсно-средовой, мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты образовательного пространства кадетской школы-интерната. В качестве ведущей деятельности, предоставляющей кадетам возможности для самореализации, рассматривается участие в проектах. Для изучения самореализации разработана авторская анкета «Изучение самореализации кадет в образовательном пространстве кадетской школы-интерната» (авторы Е. В. Камаева, Л. П. Шустова, Н. А. Лобанкова), позволяющая диагностировать удовлетворенность воспитанников условиями образовательного пространства кадетской школы-интерната с позиции их самореализации в различных видах деятельности. Результаты: осуществлен теоретический анализ проблемы создания образовательных пространств кадетских учреждений; выявлены ресурсы и условия успешной самореализации воспитанников кадетской школы-интерната, определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать результативность данного процесса; выявлены направления и содержание деятельности по самореализации кадет. Основные выводы: моделирование и апробация на практике образовательного пространства кадетской школы-интерната будут способствовать успешному развитию процессов личностного и профессионального самоопределения кадет и самореализации в различных видах общественно-полезной деятельности. Разработанное на основе педагогической модели учебно-методическое и научно-методическое обеспечение процесса самореализации воспитанников кадетской школы-интерната может быть использовано для создания образовательных пространств кадетских учреждений Ульяновской области и России.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):256-266
pages 256-266 views

Теоретико-методические основания в развитии художественного образования обучающихся

Саяпина Н.Н., Аль-Джазаери М.К.

Аннотация

Актуальность исследования определяется потребностью педагогической теории и практики в исследованиях, освещающих вопросы художественного образования, касающиеся его теоретических и методических аспектов. Цель: изучение теоретических и методических оснований развития художественного образования обучающихся. Обращено внимание на содержание Концепции художественного образования как документа федерального уровня, вырабатывающего стратегию культурной политики Российского государства в обозначенной сфере и регламентирующего в системе художественного образования соответствующий процесс в образовательных организациях разного уровня. Результаты. Показано, что создание теорий художественного образования достаточно сложный процесс. Их поиск приводит к базовым научным теориям – теории художественного восприятия и теории художественного творчества, которые раскрываются через их прикладной аспект. Интересующее нас изобразительное искусство обусловливает рассмотрение теорий изобразительного искусства в разные исторические периоды. Данные теории выступают теоретическим основанием в области как художественного образования, так и изобразительного искусства. Представлены созданные разными авторами основные направления обучения изобразительному искусству в школе. Отмечено, что изучение обозначенных направлений и соответствующих им образовательных программ по изобразительному искусству позволит сделать выбор в пользу той программы, которая будет вписываться в Основную образовательную программу конкретной образовательной организации, и на основе представленных в ней идей, методик обучения изобразительному искусству будет отражать видение результатов развития изобразительной деятельности обучающихся, опора на которые и явится методическим основанием в развитии художественного образования. Основные выводы: подчеркивается необходимость проведения теоретических и методических изысканий в области художественного образования, преодоления проблем в создании «стройных» теорий художественного образования, теорий изобразительного искусства и методик обучения на основе накопленного отечественными и зарубежными теоретиками и практиками опыта.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):267-275
pages 267-275 views

Проблематика международного форума «Гуманизация образовательного пространства» в Год педагога и наставника: аналитический обзор

Шабанова Н.А., Бронникова Ю.О.

Аннотация

Подведены итоги международного форума «Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей личности», состоявшегося 19–20 апреля 2023 г. в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского, посвященного Году педагога и наставника и организованного совместно с Барановичским государственным университетом (Республика Беларусь) и Ферганским государственным университетом (Республика Узбекистан).
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(3):276-284
pages 276-284 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».