№ 2 (2022)

Обложка

Весь выпуск

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ХИМИИ

Шабанова И.А., Ковалёва С.В.

Аннотация

Охарактеризован комплексный подход к оцениванию универсальных учебных действий обучающихся при выполнении экспериментальной работы по химии и знаний, необходимых для этого. Предложены диагностические материалы для выставления итоговой оценки, включающие тестовые задания, кейсы, кроссенсы, отчет о выполненной работе, которые представлены в модульных картах для практических работ. Рассмотрены разработанные критерии оценки тестовых заданий входного контроля, критерии оценивания результатов работы обучающихся с кейсами, кроссенсами, оформления отчета по практической работе и шкалы оценивания, на основе которых выставляется итоговая оценка. Представлены результаты по апробации диагностических материалов к практической работе по химии в старшей школе, позволяющих поэтапно осуществить подготовку к работе, ее выполнению и качественному оформлению полученных результатов.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):7-15
pages 7-15 views

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Петрова Т.А.

Аннотация

Рассматриваются некоторые факторы реализации национального проекта, имеющего колоссальное значение для государства и для каждого человека, так как это связано с формированием человеческого капитала в новой реальности современного развития общества, где важнейшими компетенциями выступают способность неординарно и креативно мыслить, умение логически выстроить цепочку аргументированных доказательств, умение работать в команде и слышать мнение других и их анализировать.Проект охватывает практически все стороны образовательного процесса, но претерпел изменения, которые, с нашей точки зрения, не являются оптимальными, так как один из проектов в рамках общего проекта наиболее важен, он касается непосредственно самого близкого окружения ученика – это педагог, который является базисом образовательного процесса и должен иметь отдельный проект с понятными и адекватными целями, задачами и финансовой оценкой труда педагога. Важнейшей нерешенной проблемой остается проблема дальнейшего содержания, ремонта, обновления оборудования, которое должно уложиться в рамки муниципального задания, что довольно сложно сделать при актуальном алгоритме формирования заданий. Необходимо обеспечение парадигмы места и роли преподавателя в образовательном процессе как базисного элемента системы образования, непременного фактора формирования человеческого капитала для развития экономики в целом.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):16-23
pages 16-23 views

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ШКОЛАХ ТАДЖИКИСТАНА

Якубова А.А., Саидов З.З.

Аннотация

Анализируется ситуация стимулирующего чтения русской художественной литературы в школах Республики Таджикистан, а также ситуации с ее изучением учителями в школах страны, где она изучается как второй язык начиная со 2-го класса. Литературное чтение остается основным средством школьного предмета «Русский язык» и является неотъемлемой частью изучения русского языка в коммуникативно-языковом пространстве Таджикистана, несмотря на значительный отток русско-язычного населения. Подавляющее большинство таджикской интеллигенции, в том числе высокопоставленные государственные деятели, стремятся сохранить с Россией общее культурное, научное, образовательное и информационное пространство. Поэтому сегодня ученые направляют свое внимание на формирование читательской компетенции учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан.Рассматриваются возможности стимулирования читательской активности молодежи через моду как социокультурный феномен в условиях влияния библиотек. Раскрываются такие понятия, как «самостоятельное стимулирование чтения», «режим чтения» и «режим читателя» с точки зрения науки о читателе. Уделено внимание «модному» общению среди таджикских школьников и даны характеристики механизмов нынешнего понятия «чтения»: заражение, имитация, внушение/убеждение; указаны возможности их использования для стимулирования читательской активности школьников таджикских школ. В исследовании говорится об уровне сложности прохождения педагогической организации чтения русской литературы в общеобразовательных школах с таджикским языком обучения.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):24-31
pages 24-31 views

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР С ПРИРОДОЙ ДЛЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

Гефан Г.Д.

Аннотация

Рассматривается проблема выбора преподавателем стратегии обучения в зависимости от неоднородного контингента студентов. Предполагается, что возможно использование одной из стратегий пассивного, активного или интерактивного обучения. Выбор наилучшей стратегии обучения зависит от состава студентов. Модель образовательного процесса математически формализуется в терминах теории игр с природой. Вводятся четыре категории обучающихся, соотносимые с различными стратегиями (состояниями) «природы». Студенты могут быть охарактеризованы не только наличием способностей, но и уровнем мотивации, причем вероятностное распределение студентов по этим характеристикам может быть известным (стохастическая неопределенность) или неизвестным. Для расчетов использовалась одна и та же матрица игры, но с разными предположениями о распределении студентов по типам и с разными критериями принятия решения.Использование изложенных подходов в практике обучения позволяет добиться более высокой эффективности образовательного процесса.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):32-39
pages 32-39 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК ОТВЕТ НА ВНЕШНИЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ

Поздеева С.И.

Аннотация

Ставится проблема профессионального развития педагога как процесса постоянного изменения внешних требований к перечню и уровню сформированности профессиональных компетенций и списку профессионально-личностных качеств. В качестве внешних вызовов данного процесса выделена ориентация на развитие самоуправляемого обучающегося и реализация антропологической миссии современного образования. Анализируются разные подходы к профессиональному развитию педагога: освоение образовательных технологий, вовлечение в образовательные инновации, развитие исследовательских умений. Подчеркивается, что освоение инновационных технологий требует особой готовности педагога, разный уровень которой проявляется в различных позициях по отношению к технологиям: нерешительные, скептики, новаторы, исследователи. Обосновано, что в инновации должны быть вовлечены все педагоги и на это должна быть нацелена их управленческая и методическая поддержка в образовательной организации. Доказано, что формирование исследовательской культуры педагога связано с развитием той области его профессиональных интересов, которая может стать предметом особого изучения и реального изменения на уровне образовательной практики. В заключении выделены три направления развития педагогической деятельности: развитие профессиональной мобильности, открытого профессионализма и диалогизация совместной профессиональной деятельности.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):40-47
pages 40-47 views

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Кузеванова А.А.

Аннотация

Дается обоснование необходимости разработки образовательной программы подготовки будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы, описывается ее структура и содержание. Делается вывод о том, что процесс подготовки необходимо выстраивать с точки зрения вовлечения участников образовательного процесса в совместную деятельность, а также использовать образовательные технологии, позволяющие студентам быть субъектами собственного образования.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):48-55
pages 48-55 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Селиванова Е.А.

Аннотация

Актуализируется необходимость подготовки педагогов к формированию и оценке функциональной грамотности, в которой выделяется такое направление, как креативное мышление. Утверждается мнение о значимости развития креативного мышления у педагогов. Проводится обзор методов развития креативности у взрослых обучающихся и предлагается использовать возможности обмена знаниями. Ставится цель: описать применение метода обмена знаниями в развитии креативного мышления у педагогов.Выделено пять содержательных линий развития креативного мышления у педагогов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки: а) актуализация проблемы развития креативного мышления педагогов в соответствии с требованиями государственной образовательной политики; б) содействие в исследовании креативного потенциала педагогических работников; в) анализ психолого-педагогических условий развития креативности личности; г) обсуждение возможностей цифровых образовательных платформ для определения действенных средств развития креативного мышления; д) проведение групповой рефлексии существующих средств развития креативного мышления и способов обмена знаниями между педагогами. Описывается опыт их реализации в учреждении дополнительного профессионального образования педагогов. Приведены подтверждающие результаты эффективности реализации данных содержательных линий. Теоретическая ценность исследования выражена в обогащении андрагогического подхода методом обмена знаниями. Практическая значимость статьи заключается в возможности внедрения данных направлений по развитию креативного мышления педагогов в учреждения дополнительного профессионального образования.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):56-64
pages 56-64 views

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Крюковская Н.В., Мёдова Н.А.

Аннотация

Рассматриваются тенденции подготовки дефектологов с учетом исторического аспекта и анализа современного состояния проблемы. Определены основные направления, определяющие тенденции формирования междисциплинарных компетенций, обозначены причины и проанализирован имеющийся исторический опыт подготовки полифункциональных специалистов.Различные виды профессиональной деятельности педагога-дефектолога в условиях инклюзивного образования предполагают наличие профессиональных и личностных компетенций, что диктует необходимость расширения междисциплинарного подхода за счет пересмотра методик проведения лекционных занятий через использование поисковой, исследовательской деятельности студентов, решение различных профессиональных задач в рамках содержания учебной программы на основе использования принципа трансдисциплинарности. Проанализированы различные формы проведения лекционных и практических занятий, определены организационные параметры.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):65-72
pages 65-72 views

НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО И НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитриева И.А.

Аннотация

Представлена модель тьюторского сопровождения молодого и начинающего педагога в учреждении среднего профессионального образования. Охарактеризованы такие ее компоненты, как целевой, организационно-подготовительный, содержательный, результативно-рефлексивный. Обозначены основные функции тьютора в системе среднего профессионального образования: диагностическая, информационная, методическая и др. Описываются необходимые мероприятия, которые способствуют подготовке молодых педагогов к самостоятельной и эффективной преподавательской деятельности в рамках программ «Шаг к успеху» и «Путь к мастерству».
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):73-82
pages 73-82 views

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДИФФУЗИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сошенко И.И.

Аннотация

Беспрецедентное теоретическое и практическое значение в последнее десятилетие приобрела проблема развития социальных инноваций, в том числе в сфере образования. Это обусловлено переходом к становлению современного общества, развитие которого основано на знаниях, и финансовым кризисом 2008 г. Социальные инновации изменяют сложившиеся социальные практики, преимущественно реализуются в форме проектов, содержание которых направлено на решение общественно значимых социальных проблем, нуждаются в управлении на всех стадиях жизненного цикла (от идеи до диффузии). В образовательных организациях для обеспечения диффузии социальных инноваций в сфере образования целесообразно задействовать наставничество. На основе анализа успешных кейсов диффузии социальных инноваций в сфере образования рассматривается наставничество как: а) подготовка педагогического коллектива к изменениям социальной практики; б) механизм восстановления контекста социальной инновации и ее воспроизводства; в) актив образовательной организации, работающий на рынках «без денег»; г) механизм воспроизводства педагогических кадров. Обоснована значимость трехкомпонентной системы наставничества в образовательной организации: наставничество для наставников, наставничество для педагогов и наставничество обучающихся. Материалы статьи могут стать основой для продолжения исследований диффузии социальных инноваций в сфере образования и трансформации сложившихся систем наставничества в образовательных организациях.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):83-91
pages 83-91 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫМИ ЗНАНИЯМИ ПЕРЕВОДЧИКА

Емельянова Я.Б.

Аннотация

Рассматривается вопрос самостоятельной подготовки переводчика к профессиональной деятельности, в частности расширения своих языковых знаний и обеспечения аутентичности речи на иностранном языке в рамках определенной предметной области. В качестве эффективного инструмента достижения данной цели предлагается использовать узкоспециализированное чтение.Обосновывается актуальность использования узкоспециализированного чтения в обозначенном контексте: оно обеспечивает выход на предпочтительный для носителей языка способ описания конкретного фрагмента действительности, способствует формированию прочного всестороннего знания новых языковых средств и развитию способности самостоятельного конструирования знания иностранного языка.Определены условия, обеспечивающие успешность использования узкоспециализированного чтения для достижения поставленных целей: 1) понимание характера языковых средств, обеспечивающих аутентичность речи; 2) умение замечать языковые средства, обеспечивающие аутентичную речь в рамках определенной тематики и 3) умение адекватно их использовать в своей речи. Описан алгоритм формирования знаний, навыков и умений, необходимых при работе с узкоспециализированным чтением, который может быть реализован на занятиях по практике иностранного языка на программах подготовки переводчиков.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):92-104
pages 92-104 views

ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТЫЛА

Кузяев И.З.

Аннотация

Освещается проблема оценки уровня сформированности компетентности экологической безопасности у курсантов факультета тыла. Задачи разработки методики и измерения компетентности как предмета контроля результатов обучения являются актуальными и в то же время вызывают трудность и в теоретическом, и в практическом плане, так как общепризнанные методы в системе образования отсутствуют. Исследование нацелено на изучение имеющихся в современной педагогике подходов, методов для оценки компетентности экологической безопасности, а также на разработку критериев в соответствии с дублинскими дескрипторами для ее компонентов и описание уровней. Особое внимание уделено интегративному и ассессмент-центр подходам как наиболее значимым для диагностики компетентности экологической безопасности. В соответствии с дублинскими дескрипторами предложены пять главных критериев оценки когнитивного, ценностно-мотивационного и деятельностно-практического компонентов компетентности экологической безопасности. В целях определения динамики развития компетентности выделены и описаны характерные особенности каждого из пяти компонентов на низком, среднем и высоком уровнях. Во-первых, для каждого уровня раскрывается объем и содержание знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мероприятия по сохранению окружающей среды и природных ресурсов. Во-вторых, охарактеризованы такие сущностные индикаторы, как совокупность интересов, целей, потребностей и мотивов, убеждений по обеспечению экологической безопасности. В целом можно сказать, что проблему контроля и оценки качества формирования компетентности экологической безопасности у курсантов возможно решить с применением дублинских дескрипторов.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):105-113
pages 105-113 views

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ НАСЛЕДИЮ В ТУРИЗМЕ

Кузнецова Н.В., Гасанова Р.Р., Аршинова В.В., Арпентьева М.Р.

Аннотация

Представлены результаты изучения специфики, состояния и перспектив развития туризма для реализации целей самосовершенствования и приобщения к богатствам цивилизационного наследия, анализа проблем организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения туристической деятельности на примере духовно-эзотерического туризма. Дана характеристика туризма как инновационной сферы образования, в которой человек реализует задачи самосовершенствования и приобщения к цивилизационному наследию. Подготовка психологов-педагогов в сфере организации, осуществления и психолого-педагогического сопровождения туристической активности выступает не только как канал расширения их внепрофессиональных компетенций и возможностей, обеспечивая еще одной востребованной и интересной профессией, но и усиливает собственно профессиональные компетенции.Делаются выводы о том, что в процессе подготовки специалистов группы «человек–человек», включая педагогов и психологов, знакомство с туристической деятельностью, ее компетенциями служит важным каналом развития будущего профессионала, переосмысления узкопрофессиональных практик, технологий и моделей, их насыщения, обогащения туристическими технологиями. Важную роль в этом процессе играли и играют компетенции, связанные с осмыслением жизненных и профессиональных ценностей, духовно-нравственными аспектами бытия, структурирующими цивилизационное наследие человечества. Именно они и воспитательные возможности туризма выступают основным фокусом внимания в основной, дополнительной и продолжающейся (пере)подготовке специалистов.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):114-125
pages 114-125 views

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Красникова А.В.

Аннотация

Представлена характеристика модульной программы подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся, разработанной на примере основной профессиональной образовательной программы «История и Право» ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», целью которой является обеспечение готовности студентов педагогического вуза к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения обучающихся. На основании изученной научно-исследовательской литературы и данных анкетирования среди студентов и преподавателей выделены проблемы, возникающие в процессе подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Методологическим основанием разработанной модульной программы являются системный, междисциплинарный, правовой и гуманитарный подходы. Дана характеристика структурных компонентов модульной программы – психолого-педагогического, правового, методического, практического модулей. Раскрыты их цель, содержание и место в системе подготовки студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Определено значение использования образовательных технологий в процессе подготовки студентов к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся. Выявлены педагогические условия выбора образовательных технологий в подготовке студентов педагогического вуза к ранней профилактике противоправного поведения обучающихся.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):126-135
pages 126-135 views

ПСИХОЛОГИЯ

САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА КАК РЕГУЛЯТОР ИХ УСПЕВАЕМОСТИ

Великова С.А.

Аннотация

Самооценка, являясь компонентом структуры личности, оказывает влияние на всю деятельность субъекта как на процесс, так и на ее результат, в том числе и на учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении. Несмотря на различие подходов к пониманию ее определения, структуры, ученые сходятся в одном, что, выполняя различные функции, будь то регулирующая либо оценочная, контрольная, стимулирующая и др., самооценка мобилизует и раскрывает интеллектуальные, творческие возможности студента гуманитарного института как будущего специалиста, причем конкурентоспособного и инициативного на рынке труда с адекватновысокой самооценкой.На основании применения трех методик по исследованию самооценки личности И. О. Будасси «Тест на самооценку личности», Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн «Диагностика самооценки», В. А. Зобкова «Мотивационно-оценочный опросник», анализа результатов деятельности осуществлено эмпирическое исследование, где сделан ряд выводов по заявленной проблеме.Анализ полученных результатов показал, что студенты разных курсов и направлений гуманитарного института имеют значимо отличную компониальную выраженность самооценки, а также взаимосвязи ее параметров с текущей успеваемостью.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):136-145
pages 136-145 views

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Буравлева Н.А., Каракулова О.В., Атаманова И.В., Богомаз С.А.

Аннотация

Современная ситуация характеризуется изменениями в различных сферах жизни человека, приводит к существенной перестройке его активности, деятельности, состояния. В условиях транзитивности, растущей неопределенности становится актуальным определение психологических ресурсов личностной готовности к деятельности молодежи. В исследовании приняли участие студенты университетов г. Томска (N = 263). В нем был использован регрессионный и кластерный анализ. Результаты исследования показали, что в качестве психологических ресурсов личностной готовности к деятельности обучающихся следует рассматривать эмоциональный интеллект, мотивацию, ценности сохранения и открытости, целеполагание и рефлексию. Результаты анализа имеют теоретическую и практическую значимость. Они актуализируют вопрос рассмотрения компетенций будущих специалистов, которым предстоит работать в новых условиях, обращают внимание на то, что образовательный процесс должен быть ориентирован не только на приобретение фундаментальных знаний и профессиональных умений студентами, но и на развитие их личности.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):146-155
pages 146-155 views

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реева О.Ю.

Аннотация

Обсуждаются аспекты влияния показателей эмоциональных проявлений детско-родительских взаимоотношений и видов родительского воздействия в семьях, воспитывающих старших дошкольников.Рассмотрены виды родительского отношения и особенности эмоциональных проявлений родителей при выстраивании детско-родительского взаимодействия. Приведен анализ взаимосвязей видов родительского отношения с показателями эмоциональной составляющей детско-родительских взаимоотношений, включающей когнитивный и поведенческий компоненты. Сделан вывод, что социально одобряемые проявления родительства усиливают состояния волнения и тревоги за детей, ведут к чрезмерному контролю и симбиотическим отношениям.Выявлен и рассмотрен комплекс характеристик, описывающий эмоциональные проявления родителей, способствующий преобразованию симбиотических отношений и авторитарного контроля детей старшего дошкольного возраста в гармоничные партнерские отношения, способствующие формированию самостоятельной личности.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):156-165
pages 156-165 views

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сурьянинова Т.И., Степаненко А.А., Дубашевская Е.А.

Аннотация

Отсутствие специальных условий, способствующих облегчению развития и реализации человека с глубокой патологией зрения, приводит к увеличению вероятности образования негативных установок в отношении самого себя. Негативное самоотношение отражается на способности включаться в совместную деятельность, затрагивая прежде всего лидерский потенциал. В результате снижается познание самого себя и активность в межличностном взаимодействии.Большинство работ направлено на отслеживание воздействия дефекта зрения на психическое развитие и на изучение процессов компенсации. Целью исследования является изучение особенностей самоотношения и лидерского потенциала, влияющих на включенность в совместную деятельность, считающейся движущей силой психического развития.Представлены данные экспериментального исследования особенностей самоотношения и лидерского потенциала у лиц с ограниченными возможностями зрения и их влияния на развитие сотрудничества в рамках совместной деятельности. Описаны полученные результаты по методикам «Самоотношение» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Способность к лидерству» Р. С. Немова и «Арка» А. С. Чернышева, С. В. Сарычева, модифицированный вариант. Рассмотрены различия в самоотношении и способности к лидерству у тотально слепых людей в сравнении со здоровыми, проанализировано влияние выявленных особенностей на развитие сотрудничества в совместной деятельности. Взаимосвязь особенностей самоотношения и лидерского потенциала позволяет создавать оптимальные условия для развития личности людей с ограниченными возможностями зрения.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):166-178
pages 166-178 views

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Кувшинова И.А., Новожилова Д.А., Чернобровкин В.А.

Аннотация

Рассмотрена проблема развития межполушарного взаимодействия у детей с расстройствамиаутистического спектра (РАС). Изучены результаты исследований российских и зарубежных авторов относительно морфологических различий мозолистого тела у людей с РАС, в которых выявлен специфический нейронный маркер, дающий новый вектор направления коррекционной работы. Учитывая, что мозолистое тело обеспечивает межполушарное взаимодействие, авторы предположили, что его развитие у детей с РАС в процессе коррекционной работы позволит снизить такие проявления, как нескоординированная работа рук, трудности пространственной организации движений и действий, упрощение программы в динамическом праксисе, а также улучшить концентрацию внимания, повысить стрессоустойчивость. С целью доказательства эффективности применения нейрогимнастики был проведен эксперимент, где для оценки уровня развития межполушарного взаимодействия использованы фрагменты нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста по Ж. М. Глозман, в частности ряд адаптированных проб, количественная оценка которых сопоставлена с обозначенными уровнями. Описаны результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапа. В качестве экспериментального фактора выступали дополнительные методики, в частности нейрогимнастика, включенная в занятия с детьми экспериментальной группы сначала как замена традиционной разминки, а затем в структуру самих занятий. Результаты сравнительного анализа динамики развития межполушарного взаимодействия на начало и конец эксперимента позволили заключить, что короткие ежедневные занятия нейрогимнастикой могут ускорить развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС и приблизить его к уровню нормально развивающихся детей.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(2):179-187
pages 179-187 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».