Том 21, № 2 (2024)
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Цифровые горизонты: изучение проблем удержания учителей в общеобразовательных сельских школах Мьянмы через призму информатизации
Аннотация
Постановка проблемы . Рассматриваются многоаспектные проблемы удержания учителей в сельских государственных общеобразовательных школах Мьянмы с уделением особого внимания аспектам информатизации образования. В изолированных районах, сталкивающихся с уникальными социально-экономическими ограничениями, текучесть кадров учителей стала насущной проблемой, влияющей на качество образования. Методология. Используется качественный анализ деятельности педагогов с целью выявления основных факторов, влияющих на удержание учителей в селе. Основные выводы указывают на неадекватность инфраструктурных объектов, ограниченные возможности профессионального развития и социокультурные барьеры в качестве основных сдерживающих факторов. Результаты. Показано, что информатизация - интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование - может способствовать решению обозначенных проблем. Информатизация не только улучшает процессы преподавания и обучения, но и служит катализатором для мотивации учителей и удовлетворенности работой. Заключение. Даны рекомендации по управленческим решениям, подчеркивающим необходимость согласованного подхода, сочетающего традиционные образовательные стратегии с современными решениями в области ИКТ для создания более стабильного и эффективного контингента педагогических кадров в сельских районах Мьянмы.



Формирование цифровой исследовательской компетентности будущего учителя математики в рамках проектной деятельности
Аннотация
Постановка проблемы. Формирование цифровой образовательной среды уже на уровне школьного образования является необходимым условием успешного решения задачи подготовки кадров для цифровой экономики, приоритетным направлением проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Применение специализированных программных продуктов при обучении математике играет важную роль в интеллектуальном развитии обучающихся, включая школьников, обладающих высоким уровнем математических способностей и требующих индивидуализированного подхода в обучении. Как никогда ранее актуальной для вузов, ведущих подготовку учителей, становится проблема формирования соответствующей профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей математики. Цели исследования - анализ опыта формирования у студентов специальной цифровой исследовательской компетентности в рамках выполнения ими проектных заданий с применением цифровых технологий и формулировка предложений по совершенствованию процесса освоения будущими учителями математики цифровых инструментов обучения геометрии на этапе получения ими высшего образования. Методология: осуществлен анализ возможностей применения системы динамической геометрии GeoGebra в математических практико-ориентированных проектных исследованиях студентов - будущих учителей математики. В ходе выполнения проектных заданий применялись методы экспериментальной математики и визуализации геометрических объектов. Результаты: изучены возможности применения специализированных динамических систем геометрии для организации проектно-исследовательской деятельности студентов; спроектирована и апробирована сквозная предметно-методическая линия овладения будущими учителями математики компетенциями в области разработки и применения цифровых образовательных ресурсов обучения геометрии, навыками организации проектной деятельности учащихся, обладающих высоким уровнем математических способностей; предложены индивидуализированные подходы к обучению самих студентов, будущих учителей математики, в контексте формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях развития индивидуализации школьного образования. Заключение: представлен практический опыт применения цифровых инструментов студентами в практико-ориентированных проектных исследованиях, проведение которых привело к интересным результатам, обладающим элементами новизны.



Развитие цифровой компетентности преподавателей и педагогических работников вузов
Аннотация
Постановка проблемы. В настоящее время цифровые технологии являются неотъемлемой частью всех социальных институтов. Такая глобальная цифровизация среды жизнедеятельности человека изменяет саму парадигму мышления нового поколения. Современному преподавателю необходимо соответствовать новым запросам социокультурной среды. Это определяет актуальность выработки научно-обоснованных моделей формирования и оценки уровня цифровой компетентности преподавателей. Методология . Основным методом выбран анализ результатов опроса преподавателей вузов России о проблеме цифровой компетентности представителей профессорско-преподавательского состава и иных работников (сотрудников) вузов. Проведен библиометрический анализ открытых источников по теме формирования цифровых компетенций преподавателей вузов и мониторинг научных публикаций по ключевым словам «цифровизация», «цифровые технологии», «цифровая компетентность преподавателя». Результаты . В исследовании отображены результаты опроса о наличии некомпетентных представителей из числа профессорско-преподавательского состава и из числа иных работников (сотрудников) отделов вузов России, а также результаты опроса о соответствии уровня материально-технического оснащения вузов запросам современного цифрового общества. Предложена модель оценивания уровня цифровой компетентности педагогических работников вузов. Заключение . В процессе исследовательской работы утверждена необходимость проектирования процесса формирования цифровой компетентности прежде всего профессорско-преподавательского состава, а также иных работников отделов вузов. Для решения исследуемой проблемы предлагается структурирование модели цифровой подготовки по категориям и определение уровня необходимой цифровой компетентности для каждой категории.



ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Учебная цифровая медицинская среда как средство обучения информатике студентов-медиков
Аннотация
Постановка проблемы. Будущий врач должен владеть базовыми и профессиональными теоретическими знаниями, иметь определенные практические медицинские навыки, а также навыки работы с информационными системами и цифровыми программами. Cтудентов медицинского вуза важно подготовить к работе в цифровой среде здравоохранения для эффективного функционирования в современных медицинских учреждениях в будущей профессиональной деятельности. Необходимо внедрение цифровой медицинской среды как в процесс обучения студентов-медиков, так и в их профессиональную деятельность, что значительно повысит качество лечебной и профилактической деятельности врачей, а также снизит количество врачебных ошибок. Методология . Каждая цифровая среда здравоохранения рассчитана на определенную область медицины, то есть для решения узкого круга задач. Поэтому создание и апробация универсальной цифровой системы интеллектуального анализа медицинских данных, полученных из разных приборов и от разных врачей, являются важными задачами и методами исследования. Результаты . Создана учебная цифровая медицинская среда, главной целью которой является интеграция и анализ медицинских данных и электронная поддержка будущих врачей при назначении лабораторных и инструментальных обследований, постановке диагноза и назначении соответствующего лечения. Заключение . Главным преимуществом разработанной учебной цифровой медицинской среды является ее универсальность, так как она подходит для врача любой специальности, обеспечивая непрерывное взаимодействие между ними. Цифровая среда будет использоваться как в процессе обучения студентов-медиков, так и в их будущей профессиональной деятельности.



Оценка цифровой компетентности преподавателей: инструменты оценки
Аннотация
Постановка проблемы. Анализируются плюсы и минусы трех наиболее часто используемых инструментов саморефлексии, оценивающих цифровые компетенции преподавателей: SELFIEforSchools, SELFIEforTEACHERS и «Колесо цифровой компетентности» (Digital Competence Wheel). Исследование направлено на решение двух ключевых вопросов: 1) какие цифровые компетенции являются ключевыми для педагогов в настоящее время? 2) какие инструменты оценки широко применяются для измерения этих компетенций? Методология. Проведено пилотное тестирование «Колеса цифровых компетенций» для оценки его потенциала и возможности применения в системе высшего образования. Результаты. Зафиксирован беспрецедентный уровень использования технологий в образовании и обучении как итог пандемии COVID-19. Переход к онлайн-обучению изменил требования к роли и компетенциям преподавателей. Растущая потребность в развитии и использовании соответствующих цифровых компетенций в учебной среде стала важнейшим компонентом современных систем высшего образования. Заключение. Цифровые компетенции включают в себя совокупность знаний, навыков и установок, связанных с эффективным использованием технологий для выполнения задач, решения проблем и безопасного, творческого, независимого и этичного общения. Система «Цифровые компетенции педагогов» (The Digital Competence of Educators Framework) - один из основных инструментов, специально разработанных для поддержки педагогов.



ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Потенциал продуктивного использования цифрового сервиса LearningApps в обучении иностранным языкам
Аннотация
Постановка проблемы. Активное развитие дистанционных технологий оказало серьезное влияние на сферу образования и привело к формированию новой цифровой образовательной среды в высшей школе. Особенности формирования иноязычной компетенции с помощью онлайн-игр стали предметом изучения. Целью исследования является апробация метода продуктивного использования обучающимися высших учебных заведений сервиса LearningApps в процессе обучения иностранным языкам. Методология. Основными методами выбрано анкетирование и социологический опрос, связанные с внедрением цифровых инструментов в вузе, позволяющие оценить отношение всех участников к внедрению онлайн-игр в процесс изучения иностранных языков. Результаты. Изучение процесса цифровой коммуникации позволило оценить роль геймификации обучения с использованием онлайн-игр с помощью цифровых дидактических платформ. Игровые технологии в цифровой образовательной среде показали свою эффективность в подготовке студентов - будущих специалистов в различных областях. Применение элементов геймификации активизирует познавательную деятельность обучающихся и поддерживает их интерес к изучаемому предмету. Заключение. Интерактивные игровые тренажеры служат для развития алгоритмического мышления обучающихся на уроках иностранного языка. Геймификация процесса обучения иностранным языкам с использованием цифрового сервиса LearningApps показала, что продуктивное применение данного ресурса позволяет не только ускорить процесс автоматизации грамматических навыков, но и развить творческий потенциал обучающихся в ходе самостоятельного создания ими онлайн-игр, а также обеспечить автономность и индивидуализацию учебного процесса.



Применение средств анимации в медиапространстве акции «Библионочь» для развития навыков командной работы обучающихся магистратуры
Аннотация
Постановка проблемы. Модернизация современного библиотечного образования предполагает умения применять средства информатизации, в частности компьютерной анимации, в работе над проектами и навыки командной работы. Их сформированность во много определяет профессиональную самореализацию многофункциональных специалистов библиотечного дела. Исследование направлено на обоснование эффективности использования средств анимации в медиапространстве акции «Библионочь» для развития навыков командной работы обучающихся магистратуры. Методология. Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение при определении содержания и проблем развития навыков командной работы в библиотечно-информационном образовании, включения средств анимации в реализацию медиапроектов. Для разработки дидактической анимации используется платформа Renderforest. В исследовании задействовано 68 магистрантов Орловского государственного института культуры. Изучение средств анимации и применение их для проектирования медиапространства библиотеки реализовано в рамках занятий дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании». Для оценки сформированности навыков командной работы обучающихся магистратуры использована методика В. Стефансона. С ее помощью определены уровни их развития, взаимосвязанные с качествами личности. Для статистической обработки применены критерий хи-квадрат Пирсона и метод Фишера (угловое преобразование). Результаты . Сформулированы идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения в системе подготовки специалистов библиотечного дела с учетом цифровизации библиотечно-информационного обслуживания. Уточнен дидактический потенциал средств анимации для повышения качества библиотечного образования, в частности для развития навыков командной работы магистрантов: умений прислушиваться к альтернативному мнению других членов команды, принимать стандарты и ценности группы, следовать социальным и морально-этическим нормам коллектива. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в дидактической системе. Заключение . Использование средств анимации в медиапространстве акции «Библионочь» способствует формированию навыков командной работы обучающихся магистратуры: новые возможности коллаборации и проектной деятельности, инновационный опыт работы и т. д. Однако существуют факторы, осложняющие процесс командообразования в медиапространстве библиотек: отсутствие четкого лидерства в библиотеке, недостаток коммуникации между сотрудниками, слабая мотивация, низкий социальный статус профессии.



Применение образовательных данных в предметном обучении в вузе
Аннотация
Постановка проблемы. Цифровые технологии активно внедряются во все процессы обраовательной системы, в том числе и в так называемые «сквозные технологии», к которым относятся среди прочих большие данные, используемые как инструменты управления в рамках образовательных систем. Однако описанных примеров практического использования анализа образовательных данных не для управления вузом, а в конкретном предметном обучении, пока мало. Цель исследования - определить, как большие данные могут быть использованы для верификации пробелов в знаниях и прогресса в обучении и соответствующей корректировки образовательного маршрута в рамках отдельно взятого предмета в вузе. Методология . Исследование проводилось в ПетрГУ на базе корпуса студенческих текстов ПАКТ (Петрозаводский аннотированный корпус текстов). ПАКТ - база данных, постоянно в текущем режиме пополняемая текстами студентов на немецком языке. Тексты проверяются экспертами, которые размечают ошибки и выставляют оценку за работу. Вся информация об ошибках собирается в общую базу данных, визуализация которой доступна в личном кабинете преподавателя. В работе приводятся графики и таблицы из этой базы данных и определяется, насколько они позволяют анализировать развитие отдельно взятого студента, отдельной академической группы или целого курса в освоении иностранного языка. Результаты . Подтверждена целесообразность сбора больших данных в виде текущих выполняемых работ студентов, которые затем можно эффективно примененять в предметном обучении в вузе. Лингвистический корпус ПАКТ позволяет, с одной стороны, отслеживать прогресс в освоении отдельных тем, а, с другой стороны, верифицировать пробелы в знаниях обучающихся и адаптировать учебные методы к потребностям. Заключение . Цифровизация образования может и должна развиваться в направлении создания баз данных, включающих работы студентов по различным предметам. Перспективы использования таких больших данных в предметном обучении огромны, поэтому это направление, пока слабо развивающееся в силу разных причин, безусловно заслуживает более пристального внимания со стороны всех участников системы - от рядового преподавателя до исследователей и управленцев, отвечающих за цифровую трансформацию образования.



РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
Технология дополненной виртуальности в образовании: таксономия типов дополненной виртуальности
Аннотация
Постановка проблемы. Описывается наименее изученная из всех иммерсивных технологий - технология дополненной виртуальности и ее образовательный потенциал. Выделены различные подходы к реализации дополненной виртуальности путем добавления в нее реальных объектов. Методология. Анализируются наиболее эффективные сферы применения дополненной виртуальности: передача, копирование, модифицированный перенос, модифицированная копия. Использование дополненной виртуальности в образовании позволяет поместить учащегося в виртуальную среду и значительно повысить реалистичность образовательного моделирования (по сравнению с технологией виртуальной реальности) за счет поддержания взаимодействия с реальным миром. Перенос - это реализация реального объекта в виртуальном пространстве в пределах прямой видимости. Эта технология позволяет эффективно передать внешний вид объекта, однако снижает эффект погружения. Наиболее продуктивное использование может произойти при работе с людьми и при наличии реальных объектов. Копия представляет собой отображение виртуальной копии без функциональных изменений, представленной в виде 3D-модели вместо реального объекта, позволяет достичь максимального погружения и реализовать относительно точное взаимодействие. Модифицированный перенос - это реализация реального объекта в поле зрения с функциональными и визуальными изменениями в виртуальном пространстве. Данная технология наиболее эффективна при проведении виртуальных экскурсий с реальным гидом и максимальном погружении с частичным присутствием реальных объектов. Ее можно использовать при демонстрации физических явлений с реальными объектами. Модифицированная копия - это отображение виртуальной копии с функциональными или визуальными изменениями по отношению к исходному объекту. Рекомендуется использовать ее при отсутствии реальных объектов или при отработке практических навыков. Результаты. Каждый метод дополнения виртуальности имеет свои преимущества, недостатки, технологии реализации и области применения. Выбор зависит от образовательной задачи и условий обучения. Заключение. Использование дополненной виртуальности в образовании дает возможность поместить учащегося в виртуальную среду и значительно повысить реалистичность образовательного моделирования (по сравнению с технологией виртуальной реальности) за счет поддержания взаимодействия с реальным миром. Выбор одного из четырех основных способов добавления реальности должен определяться целями, содержанием и методами обучения. Методы, которые используются в образовании, могут сочетаться в различных комбинациях. Это позволяет применять дополненную виртуальность для различных образовательных целей.



Элемент «Глоссарий» LMS Мoodle для организации интерактивного мероприятия «Круглый стол онлайн» при обучении иностранным языкам в вузе
Аннотация
Постановка проблемы. Круглый стол является надежным способом организации коммуникативной деятельности студентов при обучении иностранным языкам. Применение образовательной среды Moodle и инновационных методик работы в ней позволяет преподавателю организовать круглый стол онлайн. Представлена авторская методика разработки, создания и внедрения в электронный курс, подготовленный на платформе LMS Moodle, интерактивного мероприятия «Круглый стол онлайн» для формирования и развития коммуникативных навыков у студентов вуза через использование элемента «Глоссарий» при обучении иностранным языкам. Предложено определение интерактивного вида работы - круглого стола онлайн. Методология. Протестированы и проанализированы возможности инструмента «Глоссарий» LMS Moodle для создания на его основе интерактивных коммуникативных заданий в формате круглого стола онлайн. Результаты. Приведены примеры и даны пояснения к заданиям круглого стола онлайн, направленным на развитие коммуникативных навыков обучаемых. Детально показана технология разработки и внедрения интерактивных заданий круглого стола онлайн при помощи элемента «Глоссарий» в электронный курс LMS Moodle. Заключение. Сделан вывод об эффективности использования элемента «Глоссарий» для внедрения интерактивных заданий в формате круглого стола онлайн для развития коммуникативных навыков у студентов вузов при обучении иностранным языкам.


