№ 1(846) (2023)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

Проблемное поле искусственного интеллекта в образовательной сфере

Алейникова Д.В.

Аннотация

Современная образовательная парадигма неразрывно связана с появлением и привлечением в социальную сферу новых технологий, основанных на глубокой обработке информации. Искусственный интеллект вносит значительные изменения в существующие реалии педагогической действительности. В статье рассматриваются проблемные вопросы, обусловленные включением «умных» алгоритмов в образование высшей школы.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):9-12
pages 9-12 views

Лингва франка в актуальном измерении юридической деятельности и юридического общения: лингводидактический аспект

Буденная С.Ю.

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования лингва франка профессионального общения в юридической сфере, определению лингводидактических условий иноязычной подготовки профессиональных кадров в области права. В результате исследования условий соизучения английского и китайского языков в перспективе межкультурного юридического взаимодействия сделан вывод о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию методического аппарата, адекватного правовой реальности XXI века.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):13-19
pages 13-19 views

Чтение на иностранном языке как образовательная цель в контексте межкультурного общения

Коряковцева Н.Ф.

Аннотация

В статье чтение на иностранном языке рассматривается как образовательная цель в контексте обучения межкультурному общению. Отмечается, что результатом чтения на иностранном языке является интерпретация глубинных смыслов иноязычного текста и собственный смысловой продукт читающего. Подчеркивается важность обеспечения у читающего способности в разных ситуациях чтения к критической интерпретации содержания в отличие от потребительского «считывания» информации на денотативном уровне текста.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):20-25
pages 20-25 views

Диверсификация как фактор развития российского высшего образования

Лебедева Н.В., Донина О.И.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы диверсификации как одного из путей модернизации высшего образования в России. Проводится теоретический анализ понятия «диверсификация образования», выделяются основные подходы к реализации диверсификационных процессов в системе российского высшего образования, даются ключевые характеристики диверсификации, а также определяются условия методологического, кадрового, организационно-управленческого обеспечения диверсификации.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):26-32
pages 26-32 views

Проектная организация подготовки магистров к педагогической деятельности

Рыблова А.Н.

Аннотация

Статья представляет теоретическое обоснование сущности и видов проектов, их преимуществ и специфики применения для подготовки магистров к педагогической деятельности. Автор предлагает алгоритм организации проектной деятельности и информационно-методическое обеспечение реализации профессионально значимых разноуровневых проектов, разрабатываемых каждым магистрантом для обучающихся разного возраста и уровня владения умениями межкультурной коммуникации в различных образовательных учреждениях.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):33-37
pages 33-37 views

Составляющие педагогического общения в условиях профессионально ориентированного обучения иностранным языкам (нелингвистические направления подготовки)

Харламова Н.С., Фролова И.Ю.

Аннотация

В центре внимания авторов теоретические и практические вопросы педагогического общения и их развитие применительно к профессионально направленному обучению иностранным языкам: роль преподавателя, умение ставить конечные цели, распределение учебного времени и оценка деятельности обучаемого. Авторы подчеркивают важность профессиональной подготовки преподавателя в современных условиях обучения. Педагогическое общение рассматривается как фактор оптимизации обучения в условиях многозадачности.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):38-43
pages 38-43 views

Особенности организации научно-исследовательской работы в области педагогики в 1920–1940-х годах

Юркина Л.В., Сухова Н.Н.

Аннотация

В статье рассматривается специфика организации научно-исследовательской работы в области отечественной педагогики в 1920-1940-х годах. Выделены два этапа генезиса представлений о научно-исследовательской работе. Отмечена роль педагогических вузов в развитии научноисследовательских программ. Описан опыт организации научно-исследовательской работы студентов и ее популяризации. Выявлены общие черты и отличия современного и исторического этапа исследований в области педагогики.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):44-51
pages 44-51 views

Реализация межкультурного подхода при обучении в условиях амбивалентной социокультурной среды

Яроцкая Л.В., Аляутдинова К.Ш.

Аннотация

В статье определяются особенности славяно-тюркского взаимодействия в современных условиях, обосновывается понятие «амбивалентная социокультурная среда», аргументируется возможность реализации межкультурного подхода при обучении русскоязычных студентов киргизскому языку в контекстах амбивалентной социокультурной среды. Вопрос об отборе актуального содержания обучения для этих условий связывается с его оценкой в координатах дивергентных и конвергентных процессов, охватывающих значимые для традиционных славяно-тюркских связей контексты общения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):52-56
pages 52-56 views

Психологические науки

Особенности мотивационной сферы личности представителей студентов технических и гуманитарных направлений подготовки в период дистанционного обучения

Дворецкая Т.А.

Аннотация

В данной статье были рассмотрены особенности мотивационной сферы личности представителей технических и гуманитарных направлений подготовки в период дистанционного обучения. Выявлены различия по показателям выраженности познавательного, интроецированного мотива, мотива саморазвития, самоуважения и амотивации; по показателю удовлетворенности потребности в связи с другими людьми, по показателю успеха как психического состояния, отношения к неопределенным ситуациям, а также толерантности к неопределенности.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):57-62
pages 57-62 views

Параметры эмоционального интеллекта в овладении иностранным языком подростками-кадетами

Подпругина В.В., Юшкина И.В.

Аннотация

Произвольное использование эмоций в коммуникации позволяет демонстрировать эмоциональные компетенции и, возможно, развивать адекватные способности эмоционального интеллекта. Подростковый возраст характеризуется интимно-личностным общением, становлением рефлексии, сензитивностью к эмоциональным переживаниям. Эмпирическим путем выявлены и обсуждаются параметры эмоционального интеллекта и их взаимосвязь с видами речевой деятельностью при обучении иностранному языку подростков-кадетов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):63-70
pages 63-70 views

Связь эмпатии и изменений диаметра зрачка при восприятии фотоизображений различных категорий

Троицкая Е.А., Марченко О.П.

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на проверку гипотезы о связи изменений диаметра зрачка при восприятии испытуемыми фотоизображений различных категорий с особенностями эмпатии. В исследовании приняли участие 62 испытуемых, диаметры зрачков которых регистрировались посредством айтрекера. Были выявлены паттерны изменения диаметра зрачка для трех групп испытуемых с разным соотношением структурных компонентов эмпатии.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):71-78
pages 71-78 views

Психологические особенности персональных концепций безопасности студентов-лингвистов

Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В.

Аннотация

Исследование посвящено изучению содержательных и структурных особенностей персональных концепций безопасности студентов-лингвистов. Установлено, что студенты-лингвисты обладают сформированными персональными концепциями безопасности. Данные концепции выстраиваются по похожим ментальными конструкциям, но различаются по ракурсу (опасность / безопасность) рассмотрения реальности (жизнь / профессия). Персональные концепции безопасности студентов варьируют в зависимости от Я-концепции личности.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):79-85
pages 79-85 views

Юридические науки

Смарт-контракт: отдельные проблемы определения и правовой регламентации

Василишин И.И., Назинцева А.П.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы становления и широкого проникновения в общественные отношения смарт-контрактов, концепции, объясняющие их правовую природу, доктринальные взгляды на модели правового регулирования, используемые в зарубежных правопорядках и в Российской Федерации. При наличии различных подходов в оценке исследуемого феномена внимание авторов в большей степени сконцентрировано на его характеристике как особого вида гражданско-правового договора.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):86-91
pages 86-91 views

Перспективы использования технологии распределенного реестра в предотвращении коррупции

Назаренко Г.В.

Аннотация

Статья посвящена практическому применению блокчейна для предотвращения и борьбы с коррупцией. Выявлены перспективы, риски и ограничения применения блокчейна, определены направления дальнейшей работы органов власти для реализации цифровой трансформации процессов предотвращения и борьбы с коррупцией с использованием распределенного реестра.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):92-98
pages 92-98 views

Соотношение права на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и обязанности «минимизации вреда (ущерба)»

Плэмэдялэ И.Г.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы соотношения права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и обязанности «минимизации вреда» при этом. Проведенный лексический и правовой анализ обязанности «минимизации вреда» в случаях, когда возникает право применения указанных силовых мер, дает основания полагать, что в действующее законодательство необходимо внести некоторые изменения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(1(846)):99-104
pages 99-104 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».