№ 1(846) (2023)
Педагогические науки
Проблемное поле искусственного интеллекта в образовательной сфере
Аннотация
Современная образовательная парадигма неразрывно связана с появлением и привлечением в социальную сферу новых технологий, основанных на глубокой обработке информации. Искусственный интеллект вносит значительные изменения в существующие реалии педагогической действительности. В статье рассматриваются проблемные вопросы, обусловленные включением «умных» алгоритмов в образование высшей школы.
 9-12
				
					9-12
				
						 
			
				 
				
			
		Лингва франка в актуальном измерении юридической деятельности и юридического общения: лингводидактический аспект
Аннотация
Статья посвящена проблеме использования лингва франка профессионального общения в юридической сфере, определению лингводидактических условий иноязычной подготовки профессиональных кадров в области права. В результате исследования условий соизучения английского и китайского языков в перспективе межкультурного юридического взаимодействия сделан вывод о необходимости дальнейшей работы по совершенствованию методического аппарата, адекватного правовой реальности XXI века.
 13-19
				
					13-19
				
						 
			
				 
				
			
		Чтение на иностранном языке как образовательная цель в контексте межкультурного общения
Аннотация
В статье чтение на иностранном языке рассматривается как образовательная цель в контексте обучения межкультурному общению. Отмечается, что результатом чтения на иностранном языке является интерпретация глубинных смыслов иноязычного текста и собственный смысловой продукт читающего. Подчеркивается важность обеспечения у читающего способности в разных ситуациях чтения к критической интерпретации содержания в отличие от потребительского «считывания» информации на денотативном уровне текста.
 20-25
				
					20-25
				
						 
			
				 
				
			
		Диверсификация как фактор развития российского высшего образования
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы диверсификации как одного из путей модернизации высшего образования в России. Проводится теоретический анализ понятия «диверсификация образования», выделяются основные подходы к реализации диверсификационных процессов в системе российского высшего образования, даются ключевые характеристики диверсификации, а также определяются условия методологического, кадрового, организационно-управленческого обеспечения диверсификации.
 26-32
				
					26-32
				
						 
			
				 
				
			
		Проектная организация подготовки магистров к педагогической деятельности
Аннотация
Статья представляет теоретическое обоснование сущности и видов проектов, их преимуществ и специфики применения для подготовки магистров к педагогической деятельности. Автор предлагает алгоритм организации проектной деятельности и информационно-методическое обеспечение реализации профессионально значимых разноуровневых проектов, разрабатываемых каждым магистрантом для обучающихся разного возраста и уровня владения умениями межкультурной коммуникации в различных образовательных учреждениях.
 33-37
				
					33-37
				
						 
			
				 
				
			
		Составляющие педагогического общения в условиях профессионально ориентированного обучения иностранным языкам (нелингвистические направления подготовки)
Аннотация
В центре внимания авторов теоретические и практические вопросы педагогического общения и их развитие применительно к профессионально направленному обучению иностранным языкам: роль преподавателя, умение ставить конечные цели, распределение учебного времени и оценка деятельности обучаемого. Авторы подчеркивают важность профессиональной подготовки преподавателя в современных условиях обучения. Педагогическое общение рассматривается как фактор оптимизации обучения в условиях многозадачности.
 38-43
				
					38-43
				
						 
			
				 
				
			
		Особенности организации научно-исследовательской работы в области педагогики в 1920–1940-х годах
Аннотация
В статье рассматривается специфика организации научно-исследовательской работы в области отечественной педагогики в 1920-1940-х годах. Выделены два этапа генезиса представлений о научно-исследовательской работе. Отмечена роль педагогических вузов в развитии научноисследовательских программ. Описан опыт организации научно-исследовательской работы студентов и ее популяризации. Выявлены общие черты и отличия современного и исторического этапа исследований в области педагогики.
 44-51
				
					44-51
				
						 
			
				 
				
			
		Реализация межкультурного подхода при обучении в условиях амбивалентной социокультурной среды
Аннотация
В статье определяются особенности славяно-тюркского взаимодействия в современных условиях, обосновывается понятие «амбивалентная социокультурная среда», аргументируется возможность реализации межкультурного подхода при обучении русскоязычных студентов киргизскому языку в контекстах амбивалентной социокультурной среды. Вопрос об отборе актуального содержания обучения для этих условий связывается с его оценкой в координатах дивергентных и конвергентных процессов, охватывающих значимые для традиционных славяно-тюркских связей контексты общения.
 52-56
				
					52-56
				
						 
			
				 
				
			
		Психологические науки
Особенности мотивационной сферы личности представителей студентов технических и гуманитарных направлений подготовки в период дистанционного обучения
Аннотация
В данной статье были рассмотрены особенности мотивационной сферы личности представителей технических и гуманитарных направлений подготовки в период дистанционного обучения. Выявлены различия по показателям выраженности познавательного, интроецированного мотива, мотива саморазвития, самоуважения и амотивации; по показателю удовлетворенности потребности в связи с другими людьми, по показателю успеха как психического состояния, отношения к неопределенным ситуациям, а также толерантности к неопределенности.
 57-62
				
					57-62
				
						 
			
				 
				
			
		Параметры эмоционального интеллекта в овладении иностранным языком подростками-кадетами
Аннотация
Произвольное использование эмоций в коммуникации позволяет демонстрировать эмоциональные компетенции и, возможно, развивать адекватные способности эмоционального интеллекта. Подростковый возраст характеризуется интимно-личностным общением, становлением рефлексии, сензитивностью к эмоциональным переживаниям. Эмпирическим путем выявлены и обсуждаются параметры эмоционального интеллекта и их взаимосвязь с видами речевой деятельностью при обучении иностранному языку подростков-кадетов.
 63-70
				
					63-70
				
						 
			
				 
				
			
		Связь эмпатии и изменений диаметра зрачка при восприятии фотоизображений различных категорий
Аннотация
Представлены результаты исследования, направленного на проверку гипотезы о связи изменений диаметра зрачка при восприятии испытуемыми фотоизображений различных категорий с особенностями эмпатии. В исследовании приняли участие 62 испытуемых, диаметры зрачков которых регистрировались посредством айтрекера. Были выявлены паттерны изменения диаметра зрачка для трех групп испытуемых с разным соотношением структурных компонентов эмпатии.
 71-78
				
					71-78
				
						 
			
				 
				
			
		Психологические особенности персональных концепций безопасности студентов-лингвистов
Аннотация
Исследование посвящено изучению содержательных и структурных особенностей персональных концепций безопасности студентов-лингвистов. Установлено, что студенты-лингвисты обладают сформированными персональными концепциями безопасности. Данные концепции выстраиваются по похожим ментальными конструкциям, но различаются по ракурсу (опасность / безопасность) рассмотрения реальности (жизнь / профессия). Персональные концепции безопасности студентов варьируют в зависимости от Я-концепции личности.
 79-85
				
					79-85
				
						 
			
				 
				
			
		Юридические науки
Смарт-контракт: отдельные проблемы определения и правовой регламентации
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы становления и широкого проникновения в общественные отношения смарт-контрактов, концепции, объясняющие их правовую природу, доктринальные взгляды на модели правового регулирования, используемые в зарубежных правопорядках и в Российской Федерации. При наличии различных подходов в оценке исследуемого феномена внимание авторов в большей степени сконцентрировано на его характеристике как особого вида гражданско-правового договора.
 86-91
				
					86-91
				
						 
			
				 
				
			
		Перспективы использования технологии распределенного реестра в предотвращении коррупции
Аннотация
Статья посвящена практическому применению блокчейна для предотвращения и борьбы с коррупцией. Выявлены перспективы, риски и ограничения применения блокчейна, определены направления дальнейшей работы органов власти для реализации цифровой трансформации процессов предотвращения и борьбы с коррупцией с использованием распределенного реестра.
 92-98
				
					92-98
				
						 
			
				 
				
			
		Соотношение права на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и обязанности «минимизации вреда (ущерба)»
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы соотношения права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и обязанности «минимизации вреда» при этом. Проведенный лексический и правовой анализ обязанности «минимизации вреда» в случаях, когда возникает право применения указанных силовых мер, дает основания полагать, что в действующее законодательство необходимо внести некоторые изменения.
 99-104
				
					99-104
				
						 
			
				 
				
			
		 
						 
						 
						 
					 
						 
									


