Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 3 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Специальная тема номера: Человек покупающий – человек продающий: антропология торговли (люди, товары, структуры, отношения)

О торговле в Европе: слово антропологам

Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А.

Аннотация

Настоящая статья представляет собой введение к специальной теме номера: “Человек покупающий – человек продающий: антропология торговли (люди, товары, структуры, отношения)”, в которую вошли статьи С.А. Сидневой, А.А. Новика, А. Мажиа, О.Д. Фаис-Леутской, Ю.В. Бучатской, И.А. Кучеровой. Тема посвящена современному состоянию торговли в ряде регионов Европы. Детальный анализ этого вида экономической деятельности позволяет осветить локальную специфику торговых операций, их механизм, знаковость товара, сохранившиеся архаичные традиционные элементы “старой торговли”, человеческие взаимоотношения участников “игр обмена” и другие аспекты этого культурного феномена. Торговля, особенно в современных развитых обществах, нечасто предстает объектом антропологического изучения, а известные экономико-антропологические исследования, в том числе в сфере антропологии торговли, в основном посвящены реалиям Глобального Юга или обществ смешанной экономики. В этой связи публикации нашего блока приобретают особую актуальность, они основаны на “живом” полевом материале и представляют собой попытку этнографической реконструкции и антропологического анализа торговли на примере ряда европейских регионов (Греции, Косово, Сардинии, Сицилии, Германии, Исландии). Предлагаемый материал отличается новизной и не имеет аналогов в научном дискурсе.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):5-12
pages 5-12 views

Роль λαϊκή αγορά (“народного рынка”) в современном греческом городе

Сиднева С.А.

Аннотация

Исследование посвящено феномену λαϊκή αγορά (“народного рынка”) в современном греческом городе. Исторически рынок в Греции играл важную роль не только как место торговли, но и как сосредоточение общественно-политической жизни. Само слово αγορά, восходящее к древнегреческому глаголу ἀγορεύω (“публично говорить”), означало не только рыночную площадь, но и народное собрание в Древней Греции. В современном обществе, на первый взгляд, “народный рынок” почти утратил свою политическую функцию. С коммерческой точки зрения, его должны были вытеснить сетевые магазины, супермаркеты и онлайн-торговля, особенно в период пандемии ковида. Однако сегодня в Греции это явление не теряет своей актуальности и даже приобретает новые функции. В крупном городе “народный рынок” встраивается в идеологию экологичности выставляемого на продажу товара и в дискурс, связанный с идентичностью современного грека. Кроме того, такая торговая структура в городском квартале в какой-то мере сохраняет архаичные функции социализации жителей, обмена информацией, барометра политических настроений. Для сельских жителей λαϊκή αγορά – это возможность реализовать свой продукт, обменяться информацией и войти в контакт с городской средой. На международном уровне, за пределами Греции, греческий народный рынок иногда позиционируется как особый бренд.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):13-29
pages 13-29 views

Покупая и продавая на Балканах: кейс Косово

Новик А.А.

Аннотация

В исследовании в парадигме антропологии анализируется трансформация торговых отношений, торговых сделок, включенности мужчин и женщин разных возрастов, представителей различных этнических групп, конфессий и страт общества в круговорот товаров и услуг на территории Косово/Косово и Метохии на рубеже ХХ–XXI вв. Из тихой “провинции” Османской империи, королевской Югославии и СФРЮ историческая область превратилась в передовой край противостояния как балканских элит, так и международных сил. Оставляя по возможности в стороне многовекторную дискуссию относительно статуса территории/края/государства, автор фокусируется на социальных и культурных аспектах торговли – вида деятельности и сферы экономики, которые напрямую и остро затрагивают всех без исключения жителей региона: албанцев, сербов, турок, горан или цыган; мусульман или христиан; людей богатых, бедных или среднего достатка. Растущий во всем мире (как в бизнес-сообществе, так и среди профессиональных исследователей культуры и общества) интерес к корпоративной антропологии обусловлен значением этнического фактора для стратегии развития отдельных государств и глобальной экономики вообще, что предполагает сбор эмпирики и попытку оценить риски ведения хозяйственных, торговых, научных и иных проектов, напрямую затрагивающих жизнь людей и влияющих на их социальное самочувствие.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):30-52
pages 30-52 views

Торговля как фактор культурных изменений: пример Сардинии (пер. с ит. О.Д. Фаис-Леутской)

Мажиа А.

Аннотация

В статье в парадигме антропологии и истории рассматривается фактическое зарождение феномена торговли как фактора изменения мировоззрения населения горных районов Сардинии – этого закрытого пастушеского ареала. Автор анализирует специфику кустарной, внутриостровной, преимущественно мелкой коммерции и ее агентов, ассортимент предлагаемой продукции, отношение местных жителей к людям, продающим им товары. В сравнительно-сопоставительном плане осмысляются особенности видения пространства и движения как представителями пастушеской/крестьянской среды, так и торговцами. Различие во взглядах этих групп населения во многом повлияло на восприятие коммерческой деятельности сельским сообществом и на его взаимоотношения с торговым сословием. Исследование основано на полевых материалах автора и отличается новизной, поскольку проблема эндогенных метаморфоз традиционного общества, тем более применительно к Сардинии, не анализировалась ранее в свете торговых процессов; актуальность работы предопределена тем, что многие сложившиеся в древности черты внутренней коммерции прослеживаются в современных торговых явлениях в регионе.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):53-70
pages 53-70 views

Исторические рынки как особые пространства Италии

Фаис-Леутская О.Д.

Аннотация

Автор в рамках проекта по антропологическому исследованию итальянской торговли рассматривает известный, но фактически малоизученный феномен – исторические рынки. Доживший до наших дней этот древний торговый институт не утратил витальности и пользуется необычайно высокой популярностью у населения. В статье делается попытка обратиться к тем сторонам бытия исторических рынков, которые не представали еще объектом научного анализа (к гендерной, этнической и социальной их специфике, взаимоотношениям продавцов и покупателей), рассматриваются причины высокого рейтинга этих архаичных торговых структур. Кроме того, проверяется и успешно подтверждается гипотеза, согласно которой исторические рынки – это не просто локусы торговли, это особые социокультурные пространства, своего рода “места памяти”, что отличает их от рынков в обычном понимании. Учитывая слабую изученность данной темы в научном дискурсе, автор широко использует полевые материалы.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):71-89
pages 71-89 views

“Дисперсный” рынок: продажа овощей в квартале овощеводов Бамберга

Бучатская Ю.В.

Аннотация

В статье на основе полевых наблюдений, бесед, персональных интернет-страниц и информационных изданий детально рассмотрена торговля бамбергскими овощами в традиционном овощеводческом квартале. Автор задается вопросами: почему, несмотря на логистические и транспортные неудобства, покупка овощей у производителя пользуется спросом и популярна в сегодняшней Германии? что могут противопоставить удобству супермаркета и что предложить искушенному жителю состоятельного немецкого города продавцы, сами вырастившие свою продукцию? Собранный полевой материал показывает, что продажа/приобретение овощей в лавках на “дисперсном” рынке занимает определенную нишу в культуре потребления горожан и реализует специфический, эмоционально нагруженный покупательский опыт, говорящий о превращении торговли в культурное событие (об ивентизации торговли). Этот иной опыт потребления конструируется целенаправленно как укорененный в традиции и отсылающий к некому идеализируемому прошлому и представлениям о родине, а также к концепту городской аутентичности.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):90-113
pages 90-113 views

Исландские сувениры: “взгляд туриста” vs “местный взгляд”

Кучерова И.А.

Аннотация

Статья посвящена послекризисной репрезентации Исландии в сувенирах как результату взаимодействия “взгляда туриста” и “местного взгляда”. На материалах полевых исследований автора и публицистических текстов рассматриваются изменения, происходящие в сувенирной продукции под влиянием туристического бума; местные стратегии продвижения “правильных” исландских сувениров; динамика сдвига наиболее популярных сувениров в “местную” или “туристическую” сторону под влиянием “обоюдного взгляда”.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):114-136
pages 114-136 views

История науки

Матвей Николаевич Хангалов: интеллектуальная биография выдающегося этнографа

Базаров Б.В., Жамбалова С.Г.

Аннотация

Статья посвящена малоисследованной биографии выдающегося бурятского этнографа и фольклориста, народного учителя Матвея Николаевича Хангалова. На архивных и литературных источниках рассмотрены история семьи Хангаловых, педагогическая, общественная и научная деятельность ученого, его обширное наследие. В статье прослеживается хронология исследований и издания работ М.Н. Хангалова, анализируются география его полевых выездов и научные контакты. Выявлены исторические, связанные с особенностями развития монголоведения и этнографии в Российской империи условия, способствовавшие наиболее полной реализации научного потенциала ученого.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):137-156
pages 137-156 views

Статьи и материалы

Обратная миграция в Африку: след в мифологии?

Березкин Ю.Е.

Аннотация

В статье рассматривается мировое распределение нескольких мифологических мотивов, которые в Африке встречаются лишь на северо-востоке. В соответствующих повествованиях описываются времена первопредков либо объекты и существа, находящиеся у пределов нашего мира, а также странствия героев к этим пределам. Вне Африки данные мотивы отсутствуют в Центральной Азии и Сибири, но встречаются на западе, юге и юго-востоке Евразии, в Океании и в Новом Свете. Учитывая такое распределение, можно предположить, что подобные эпизоды и образы появились на ранних этапах заселения ойкумены (безусловно, до начала освоения Нового Света) и были перенесены в Африку в ходе обратных миграций, начавшихся с финального плейстоцена и, возможно, раньше. Речь, скорее всего, идет об остатках ранней мифологии, сохранившихся на окраинах ойкумены.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):157-179
pages 157-179 views

Традиции возделывания и хранения репы на Русском Севере: взгляд этнолингвиста

Осипова К.В.

Аннотация

Статья опирается на корпус лексических и ономастических данных, собранных в ходе полевых исследований на территории Архангельской, Вологодской и Костромской областей, а также на материалы лексикографических и этнографических источников. В этнолингвистическом аспекте рассмотрены топонимы и географические термины, мотивационно связанные со словом репа (репище, Репная Яма и др.), а также комплекс культурно-языковых фактов, относящихся к выращиванию и хранению репы. Методы ареально-типологического и контекстного анализов лексики позволили восстановить особенности возделывания репы при подсечно-огневом земледелии и обнаружить влияние прибалтийско-финских бытовых практик на севернорусскую традицию. Охарактеризована география распространения репищ как названия лесных участков, выжженных и расчищенных под посев репы, льна и ржи, а также традиции организации “репных ям” – лесных необорудованных хранилищ для репы.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):180-200
pages 180-200 views

Разбивание посуды в свадебном обряде донских казаков: ареальное варьирование семантики и прагматики действия

Гревцова Т.Е.

Аннотация

Разбивание посуды на свадьбе известно всем славянам. Оно сопровождает важнейшие этапы обряда и символизирует смену социального статуса молодых. В донской традиции разбивание посуды также обнаруживает ряд значений, объединенных символикой ритуального перехода участников свадьбы, прежде всего новобрачной. Зачастую “битье горшков” – это лишь первый элемент микрообряда, включающего различные манипуляции с посудой и ее осколками. “Подметание черепков” является наиболее устойчивой частью такого микрообряда, оно может объединяться с другими элементами или совершаться как самостоятельный акт. В памяти старожилов донских станиц и хуторов долгое время сохранялись действия (разбивание горшка на животе у свекрови или тещи; сажание в горшок курицы или петуха; бросание черепков в костер и перепрыгивание через него), за которыми стоят архаичные народные представления, связанные с заключением брака. Однако сегодня разбивание посуды в донской традиции все больше становится развлекательным и соревновательным элементом свадьбы.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):201-220
pages 201-220 views

Крах этнонационализма в “финно-угорских” республиках РФ: итоги переписи 2021 г. как свидетельство кризиса этнических элит

Шабаев Ю.П.

Аннотация

В статье анализируются итоги переписи населения 2021 г. (официально именуемой “Всероссийская перепись населения 2020 года”), которые показали очень существенное снижение численности финно-угорских народов РФ. Отметим, что две предыдущие постсоветские переписи уже фиксировали эту четко обозначившуюся негативную тенденцию, но данные 2021 г. свидетельствуют о том, что темпы сокращения численности титульных групп в республиках, которые с начала 1990-х годов стали называть “финно-угорскими”, нарастают. Комментаторы итогов последней кампании, с одной стороны, пытаются полученные результаты представить как “культурную катастрофу” и заявить о “провале” принятой в стране модели этнополитики, с другой – обвинить организаторов переписи в грубых ошибках, исказивших ее результаты. Однако логика этнокультурного развития финно-угров и этнокультурные ориентации молодежи, выявленные в результате многолетних социологических опросов, говорят о том, что перепись достаточно верно показала динамику изменений, происходящих среди российских финно-угров, а оценивать эти процессы как “гуманитарную катастрофу” можно лишь с позиций этнонационализма, которые весьма сильны на “финно-угорских территориях” в силу самого характера регионального этнокультурного и этнополитического менеджмента.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):221-244
pages 221-244 views

IN MEMORIAM

Сергей Александрович Арутюнов (01.07.1932–21.12.2023)

Аннотация

День зимнего солнцестояния 2023 г. для многих поделил время на “до” и “после”. Ушел из жизни Сергей Александрович Арутюнов. Вопрос – куда – остается открытым для человечества ровно столько, сколько человечество существует, однако Сергей Александрович своей жизнью и мыслью сделал эту тайну всех тайн для нас чуть более понятной.

Этнографическое обозрение. 2024;(3):245-248
pages 245-248 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».