Том 12, № 4 (2015)

Статьи

Формирование профессионально значимых качеств студентов средствами иностранного языка

Агеенко Н.В., Федорова Т.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Отмечено, в современных условиях развития общества необходимо развитие духовно богатой личности, обладающей творческим потенциалом, высокой профессиональной культурой, нравственностью. Выявлено, что изучение языковой личности и, в частности, ее речевого поведения на иностранном языке с использованием комплекса методов различных наук является актуальной задачей современного научного познания. В ходе анализа концепции трехуровневого устройства языковой личности определена корреляция с тремя типами коммуникативных потребностей - контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения - коммуникативной, интерактивной и перцептивной, что отражает характер деятельности журналиста и тесно связано с ее функциями. В статье предложен алгоритм формирования профессионально значимых качеств студентов в различных видах деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):6-13
pages 6-13 views

Информационно-дидактическая база для формирования общекультурных компетенций бакалавров техники и технологий средствами иностранного языка

Власова И.В., Банарцева А.В.

Аннотация

В статье обосновывается совокупность общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники технического университета, а также требования к уровням их сформированности. Представлена информационно-дидактическая база формирования общекультурных компетенций в процессе обучения студентов иностранному языку, в структуре которой содержаться: базовое учебное пособие для бакалавров техники и технологии по иностранному языку, пакет междисциплинарных учебных комплексов, научные и научно-популярные журналы, ресурсы Интернет в рассматриваемой предметной области. Дается краткое описание базового учебного пособия, предназначенного для профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов специальности 020201 «Фундаментальная и прикладная химия», профиль подготовки«Фармацевтическая химия» химико-технологического факультета.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):13-20
pages 13-20 views

К вопросу качества высшего образования в России

Гнутова А.А., Нечитайло С.А.

Аннотация

В условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг на успех могут рассчитывать лишь вузы, обеспечивающие образование наивысшего качества. Современный мир коренным образом меняет отношение потребителей к высшему образованию, вынуждая изменяться и саму систему высшего образования. Качество образовательных услуг становится гарантией привлекательности вуза и доверия к нему потребителей. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты основных проблем высшего образования в России. Внимание уделено проблемам качества обучения, малого процента занятости профессорско-педагогического состава высшего учебного заведения в науке, проблема большого числа вузов на количества населения, проблема оплаты труда преподавателей и др.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):20-29
pages 20-29 views

Социальный интерес А. Адлера и соматическое здоровье детей

Гудзовская А.А., Санин А.А.

Аннотация

В статье поднимаются проблемы взаимосвязи болезни и психологических особенностей человека. Социальный интерес рассматривается как психологический фактор, способствующий сбережению соматического здоровья. Социальный интерес - понятие, введенное А.Адлером, для обозначения чувства сопричастности, включенности в общность, переживания ответственности и заботы о ней. А.Адлер рассматривает социальный интерес как врожденный, который развивается только при соответствующих условиях воспитания. Обсуждаются результаты эмпирического исследования социального интереса 10-12- летних здоровых детей и детей, больных туберкулезом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):30-41
pages 30-41 views

Проблемы адекватности психологических и психолингвистических моделей

Доброва В.В.

Аннотация

Рассматривается проблема адекватности психологических и психолингвистических моделей. Анализируются онтологический и операциональный подходы к вопросу о достоверности моделей, представители которых выдвигают различные критерии адекватности моделей. Рассматриваются требования к психологическим моделям. Анализируются примеры психологических и психолингвистических моделей с целью определения их адекватности. Психологическое моделирование не подразумевает совершенно точное соответствие оригинала и модели. Оно совмещает критерии различных подходов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):42-52
pages 42-52 views

Структурно-функциональная модель формирования проектных умений студентов в корпоративном образовательном взаимодействии

Елизарова Е.А., Доброва В.В.

Аннотация

Рассматривается проектная деятельность, формируемая в процессе корпоративного образовательного взаимодействия. Предлагается структурно-функциональная модель формирования проектных умений студентов в корпоративном образовательном взаимодействии на основе исследования, проведенного на базе кафедры иностранных языков СамГТУ. Анализируются и обсуждаются такие понятия как модель, процесс, формирование, методологические основания, закономерности и условия осуществления проектной деятельности. На основе выделенных критериев сформированности проектных умений определятся показатели уровня развития проектных умений, а также предлагается характеристика основных этапов проектной деятельности учащихся.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):52-64
pages 52-64 views

Прикладные аспекты когнитивной психологии

Кистанова О.А.

Аннотация

Рассматриваются особенности когнитивной психологии и раскрываются возможности ее применения в лингвистике. Когнитивная психология как наука, изучающая познание окружающей действительности, развивалась в течение многих десятилетий. В настоящее время знания, накопленные ею, успешно применяются в исследовании языковых единиц. Единицы языка отражают представления человека о реальности, образуя языковую картину мира. Языковые единицы, означающие наименование эмоций, анализируются нами с психокогнитивной точки зрения и с применением психокогнитивных методов. Изучая особенности ситуаций и условий возникновения того или иного эмоционального состояния, мы исследуем его когнитивное содержание. Итогом нашей работы является подтверждение с помощью конкретных примеров междисциплинарного характера когнитивной психологии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):64-69
pages 64-69 views

Психолингвистические и психологические особенности экфрасиса

Крутская С.В., Нуртдинова Л.Р.

Аннотация

В статье анализируются психолингвистические и психологические особенности восприятия читателем художественных образов, которые автор создаёт в своём произведении. Процесс чтения и восприятия образов рассматривается с точки зрения сотворчества. Данный процесс анализируется на примере использования автором стилистического приёма экфрасиса. Даётся сформулированное авторами понятие экфрасиса и приведён краткий исторический путь его развития в художественной литературе. На примере использования данного стилистического приёма авторами данной работы противопоставляются этический и эстетический планы восприятия художественных образов в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Показано, как при помощи экфрасиса О.Уальду удаётся сформировать нравственную позицию читателя.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):69-75
pages 69-75 views

Аналитические умения в структуре готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности

Меньшенина С.Г.

Аннотация

Рассматривается структура готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности, основу которой составляют аналитические умения. Цель профессиональной подготовки - готовность к аналитической деятельности - может быть достигнута, если в ходе образовательного процесса в вузе ведется целенаправленная работа по развитию аналитических умений, базирующихся на аналитических операциях (анализ, синтез, классификация и др.). Структура готовности к аналитической деятельности включает взаимосвязанные компоненты (когнитивный, информационно-аналитический, технологический, рефлексивный), отобранные в соответствии с методологическим принципом идентификации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сформированные аналитические умения являются показателем готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):75-81
pages 75-81 views

Учебник в контексте современных образовательных технологий

Прядильникова Н.В., Депцова Т.Ю., Нечитайло А.А.

Аннотация

Авторы статьи предприняли попытку раскрыть приоритетные направления содержания, структурирования и создания концептуальной модели учебника нового поколения. Опираясь на существующие каноны предлагают свое видение учебника, раскрывающего в диалоговой и интерактивной форме знаниевый уровень учебных дисциплин и их междисциплинарных связей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):81-90
pages 81-90 views

Особенности соотношения перфекционизма и нарциссизма

Пушкина А.В.

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь нормального и патологического перфекционизма с различными видами нарциссизма. Исследователи данных феноменов выделяют много родственных черт у этих явлений, однако в проведенных исследованиях перфекционизма и нарциссизма отмечается противоречие: в одних исследованиях получена прямая зависимость между данными феноменами, в других исследованиях не получена связь между перфекционизмом и нарциссизмом. Нами выявлено, что патологический перфекционим в большей степени связан с деструктивным нарциссизмом, в меньшей с дефицитарным. Следовательно, патологический перфекционизм связан в большей мере с искажением отношения к себе, нежели недостаточным умением формирования целостного самоотношения и возможностью формировать различное представление о себе. Чем выше в структуре личности нормальный перфекционизм, тем более позитивно индивид представляет себя, способен опираться на свой позитивный опыт. На основании полученных взаимосвязей сделано предположение о периоде и причине формирования патологического перфекционизма: период формирования патологического перфекционизма соответствует преэдипальному периоду, формируется в результате нарушения симбиотических отношений.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):91-97
pages 91-97 views

Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку

Ревина Е.В.

Аннотация

Подчеркивается необходимость знаний иностранного языка, а также знаний о стране изучаемого языка, продиктованная требованиями современного общества. Создание реальной ситуации на занятиях по иностранному языку является на сегодняшний день безусловной необходимостью. Решение этой проблемы автор видит в использовании аутентичных видеоматериалов. Особое внимание автор уделяет при этом высокой мотивации учащихся. Опираясь на анализ взглядов исследователей на проблему аутентичности материала, автор обосновывает идею о том, что акцент следует делать на аутентичности материала, погружении в ту обстановку, в которой происходит коммуникация. Аудиовизуальные средства должны использоваться при этом целенаправленно и рационально. Целью статьи является решение проблемы поиска методов внедрения аутентичного видеоматериала на занятиях по иностранному языку. Проблема рационального использования аутентичных видеоматериалов представлена в разработке программы использования аутентичных видеоматериалов на уроках немецкого языка. Анализ учебно-методической литературы и собственная практика показали, что аутентичные видеоматериалы обладают большими потенциальными возможностями для решения учебных, образовательных задач. Использование подобных материалов представляется автору крайне важным, так как они являются образцом современного иностранного языка и создают иллюзию участия в повседневной жизни страны
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):98-103
pages 98-103 views

Развитие креативного мышления студента технического вуза

Рындак В.Г., Москвина А.В., Лабзина П.Г.

Аннотация

Обоснована необходимость развития у будущих инженеров креативного мышления на основе работы с профессионально ориентированной литературой на иностранном языке, что осуществляется посредством определенных педагогических средств и технологий. В ходе теоретического анализа и опыта практической деятельности было подтверждено предположение о том, что указанной цели отвечают коммуникативно-познавательные задачи, направленные на восприятие, понимание и создание собственного дискурса, так как указанные процессы требуют выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование в ходе девербализации, декодирования, экспликации информации, что в свою очередь приводит к развитию гибкости, широты, беглости и оригинальности мышления и способствует его креативной направленности. Представлено содержание программы и гуманитарных технологий, обеспечивающих реализацию исследуемой проблемы.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):104-112
pages 104-112 views

Психологические аспекты перинатальной безопасности

Савицкая Е.М.

Аннотация

В последние годы растет интерес специалистов (психологов, психотерапевтов, акушеров-гинекологов, педиатров и др.) к практическому применению теоретических разработок перинатальной психологии. Однако до сих пор осведомленность пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности ее получения находится на низком уровне. Подготовка к беременности и родам в настоящее время заключается в основном в укреплении здоровья будущих родителей и улучшении материально-бытовых условий семьи. Вместе с тем существует много психологических факторов, которые могут сказаться на перинатальном развитии ребенка и повлиять на его состояние. Это, прежде всего, психологическая готовность женщины к предстоящей беременности, мотивы зачатия ребенка, гестационная доминанта, психоэмоциональное состояние беременной женщины, перинатальное общение и взаимодействие с ребенком. Для обеспечения перинатальной безопасности с целью здорового развития ребенка необходимо более активное взаимодействие всех заинтересованных специалистов с будущими родителями.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):112-118
pages 112-118 views

Преподавание психолингвистики как способ формирования профессиональных компетенций у медицинских психологов

Слоева Е.А., Прядильникова Н.В., Боклин А.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению аспектов преподавания психолингвистики как учебной дисциплины, способствующей формированию профессиональных компетенций у студентов медицинского университета. Описана специфика и структура курса, его тематическое наполнение и содержание основных разделов. Представлены образцы разноуровневых заданий для студентов с учетом специфики их будущей профессии. Предложены эталоны выполнения заданий. В основу заданий положено исследование, проведенное на кафедре психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии совместно с кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики СамГМУ, кафедрой издательского дела и книгораспространения СГАУ.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):118-125
pages 118-125 views

Интегративный подход в обучении младших школьников иностранному языку

Старцева Н.В.

Аннотация

Рассматриваются способы повышения эффективности обучения иностранному языку младших школьников. На наш взгляд, одним из таких способов является интегративный подход. Интегративный подход в обучении является специфической формой обеспечения комплексности, целостности знаний обучающихся, формирования у них системного мышления и научного мировоззрения. Рассматриваются способы реализации интегративного подхода в современных УМК (учебно-методический комплект), использующихся в младших классах средней школы. Выявлены предметные области, с которыми может интегрироваться предмет «Иностранный язык». Применение заданий интегративного характера на уроках иностранного языка не только делают процесс обучения эффективнее, но и повышают мотивацию учащихся к обучению в целом.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):126-136
pages 126-136 views

Формирование навыков делового общения в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых вузов (на материале видеофильмов «The Devil Wears prada» и «Promised Land»)

Суханова И.Ю.

Аннотация

Рассматривается возможность и необходимость формирования у студентов навыков делового общения на занятиях по английскому языку. Автором предложен опыт использования аутентичных художественных фильмов, которые призваны не только поддерживать интерес студентов к дисциплине, но и формировать коммуникативные навыки и навыки делового общения. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, современный специалист должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии, анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции, понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурной коммуникации, владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов. Основной целью нашего исследования является разработка эффективных упражнений, направленных на формирование навыков делового общения в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых вузов. Достижение этой цели позволит решить ряд важнейших педагогических задач. Автором описан комплекс упражнений, выполняемый перед просмотром видео, во время него и после него. Проанализировано сочетание аудио-и видеоряда, а также социокультурное содержание фильмов. Теоретические выводы публикации подтверждены практическими примерами. Важную роль играет дидактическое использование аутентичных художественных фильмов. Очевидна также и необходимость разработки учебных пособий с опорой на их вокабуляр и богатый лингвокультурологический материал. Автор делает вывод о том, что правильно подобранные аутентичные видеофильмы знакомят студентов с особенностями делового английского языка, а также бизнес-этикетом, а обучение на основе видео способствует высокой мотивации студентов и улучшает их коммуникативные навыки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):137-150
pages 137-150 views

Профессиональная корреспонденция в курсе делового иностранного языка в техническом вузе

Федорова Т.А.

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития иноязычной коммуникативной компетенции в курсе делового иностранного языка. Особую роль в этом процессе играют методики работы с аутентичной профессиональной корреспонденцией. Публикация затрагивает практический аспект.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):150-154
pages 150-154 views

Профессионально-этическая направленность студента как будущего специалиста

Шишкина О.Ю., Горшкова Л.А.

Аннотация

Профессиональное образование влияет на формирование различных способностей студентов. Формирование нравственной направленности студентов осуществляется в деятельности преподавателя, которая предстает как объективно существующий элемент процесса. Период обучения в ВУЗе является значимым, так как на этом этапе происходит процесс формирования личности в профессиональной деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):155-166
pages 155-166 views

Организация клубной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту учебы, жительства

Шинкаренко О.В., Логунов Д.В.

Аннотация

Обосновывается, что учащимся необходимы навыки ведения здорового и спортивного образа жизни, умение организации данной деятельности, что обеспечит им условия для поддержания на хорошем уровне своего здоровья. Это важно для ведения их учебной деятельности, отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов для учащихся по физической культуре. Актуальным становиться формирование у молодежи основ организации клубной, физкультурно оздоровительной и спортивной работы по месту жительства. Имея навыки организации данной работы, они могут оказать содействие в подготовке и приеме нормативов комплекса ГТО. В статье показаны проблемы по решению поставленных задач: Недостаточное количество спортивных сооружений, спортивных клубов по месту жительства, слабая организация работы по месту учебы, жительства с населением. Отсутствие скоординированной работы по приобщению молодежи к занятиям физической культуры и спортом между образовательными учреждениями и государственными, не государственными, общественными и другими организациями. Встает проблема подготовки к приемам нормативов комплекса ГТО. В статье предлагается система мер дляОлег Валерьевич Шинкаренко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры«Физическое воспитание и спорт»Дмитрий Вячеславович Логунов, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт»решения данных проблем, что позволит: увеличить количество молодежи занимающихся массовой физической культурой и спортом; на более высоком и качественном уровне провести подготовку молодежи к сдачи нормативов комплекса ГТО; активизирует жизненную позицию у молодежи и другого населения по ведению здорового и спортивного образа жизни; обучит умению организовывать и проводить занятия физической культурой в условиях активного отдыха и досуга; привлечет к решению проблем организации клубной физкультурно оздоровительной и спортивной работы, ведению здорового и спортивного образа жизни среди молодежи и всех заинтересованных государственных, не государственных, общественных и других организации микрорайона.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;12(4):166-172
pages 166-172 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».