Том 15, № 3 (2025)

Обложка

Статьи

Способы оптимизации работы городской транспортной сети

Дудайти Г.Г., Сазонов А.И., Ларин М.Д., Тришин А.С.

Аннотация

Обоснование. В условиях ускоренной урбанизации оптимизация логистической инфраструктуры становится важнейшим направлением в обеспечении устойчивого и эффективного функционирования городской мобильности. Увеличение плотности транспортных потоков, рост требований к экологической безопасности и ограниченность городского пространства требуют внедрения комплексных решений, основанных на цифровых технологиях и системной интеграции различных видов транспорта.

Цель. Обоснование эффективных подходов к оптимизации городской транспортной сети с использованием цифровых технологий, интеллектуальных транспортных систем и мультимодальных решений, направленных на повышение пропускной способности, сокращение задержек и снижение экологической нагрузки.

Материалы и методы. В качестве методологической основы используются принципы системного анализа, сравнительное изучение реализованных транспортных решений, а также имитационное моделирование транспортных потоков с использованием программного комплекса SUMO, позволяющего оценить эффективность различных сценариев управления городской мобильностью. Моделирование проводилось для типовой городской агломерации с учетом параметров реального трафика.

Результаты. Применение адаптивного светофорного регулирования снижает среднюю задержку на перекрестках до 45%, а выбросы CO2 – до 24 % по сравнению с базовым сценарием. Кроме того, проведенный анализ современных технологических и организационных решений подтвердил высокую эффективность интеграции интеллектуальных транспортных систем, платформ обработки больших данных и мультимодальных стратегий в обеспечении устойчивого функционирования городской транспортной сети.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):7-26
pages 7-26 views

Совершенствование алгоритмов прогнозирования энергопотребления электромобиля для точной оценки запаса хода с учетом реальных параметров рельефа местности и текущих метеорологических факторов

Матвиюк В.В.

Аннотация

Обоснование. Точное прогнозирование энергопотребления электромобилей представляет критически важную задачу для повышения эффективности эксплуатации транспортных средств и снижения тревожности водителей относительно запаса хода. Современные методы прогнозирования демонстрируют недостаточную точность при учете комплексного влияния топографических характеристик местности и динамически изменяющихся метеорологических условий.

Цель – разработка инновационной архитектуры ансамблевых алгоритмов машинного обучения, интегрирующей модели XGBoost, BiLSTM и Extra Trees Regressor для прогнозирования энергопотребления с учетом параметров рельефа и погодных факторов.

Материалы и методы. Методологическая основа исследования базируется на комплексном применении ансамблевых алгоритмов машинного обучения, адаптированных для решения задач многофакторного прогнозирования энергопотребления электромобилей в условиях сложной пространственно-временной изменчивости внешних факторов. Выбор методов обусловлен необходимостью обработки гетерогенных данных высокой размерности и обеспечения робастности прогнозов при наличии шума и пропусков в исходных данных. Основу алгоритмической архитектуры составляет трехуровневая ансамблевая модель, интегрирующая XGBoost для обработки табличных данных, BiLSTM для моделирования временных зависимостей и Extra Trees Regressor для захвата нелинейных взаимодействий между признаками. Данная комбинация обеспечивает синергетический эффект, позволяющий компенсировать индивидуальные ограничения каждого алгоритма и достигать высокой точности прогнозирования в различных условиях эксплуатации

Результаты. В рамках данного исследования разработана инновационная архитектура ансамблевых алгоритмов машинного обучения, интегрирующая модели XGBoost, BiLSTM и Extra Trees Regressor для прогнозирования энергопотребления с учетом параметров рельефа и погодных факторов. Экспериментальная валидация проведена на выборке, включающей 2847 поездок электромобилей различных моделей с общим пробегом 156843 км в условиях разнообразных топографических и климатических характеристик. Предложенная гибридная модель достигает средней абсолютной ошибки 4.2 кВт·ч/100км и коэффициента детерминации R² = 0.971, что превосходит базовые алгоритмы на 23.8%. Интеграция высокоточных цифровых моделей рельефа с разрешением 30 метров и метеорологических данных реального времени обеспечивает повышение точности прогнозирования энергопотребления на холмистой местности на 31.4% по сравнению с методами, не учитывающими топографические факторы. Анализ важности признаков выявил, что наклон дороги и температура окружающей среды объясняют 42.6% и 18.3% дисперсии энергопотребления соответственно. Разработанные алгоритмы демонстрируют высокую адаптивность к различным условиям эксплуатации и обеспечивают надежное прогнозирование запаса хода для электромобилей в реальных условиях эксплуатации.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):27-51
pages 27-51 views

Генезис проблемы неэффективного состояния транспортно-логистического производства в Российской Федерации

Судоргин Р.О., Каштанов И.Ю., Соловьев Н.В.

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена анализу неэффективности транспортно-логистического производства в РФ, особенно в автотранспортной отрасли. Показано, что текущая структура, основанная на интересах отдельных компаний, не обеспечивает долгосрочной устойчивости. Рост грузооборота (126,5% с 2001 г.) при минимальном увеличении объёмов перевозок (5,9%) свидетельствует о экстенсивном развитии и низкой эффективности использования ресурсов.

Цель. Выявить причины неэффективности автотранспортной системы РФ и предложить пути её реструктуризации на основе анализа статистических данных и организационной структуры отрасли.

Материалы и методы. Использованы данные Росстата, Минтранса РФ и аналитических центров (2001–2023 гг.) по грузообороту, объёмам перевозок и доле транспорта в ВВП. Проведён сравнительный анализ динамики показателей, выявлена диспропорция между ростом ВВП (в 20 раз) и перевозок (10,4%). Исследована структура автотранспортной системы, включая распределение грузовых автомобилей и транспортной работы между ИП (36,6%) и юридическими лицами (63,4%). Применены методы статистического анализа, системного подхода и экспертных оценок (например, опрос Ernst & Young).

Результаты. Установлено, что автотранспортная система РФ характеризуется высокой фрагментарностью, доминированием ИП (56% подвижного состава) и низкой прозрачностью рынка. Предложена модифицированная модель управления с акцентом на прямую связь макроуровня (государственное регулирование) и микроуровня (предприятия), что позволит повысить устойчивость отрасли.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):52-71
pages 52-71 views

Автоматизированный мониторинг инфраструктуры парковки с использованием методов машинного обучения и компьютерного зрения

Кривоногова А.Е., Исавнин А.Г.

Аннотация

Обоснование. В статье исследуется актуальная проблема дефицита парковочных пространств в современных городских условиях. Авторами разработано инновационное решение на основе автоматизированной системы мониторинга, использующей методы компьютерного зрения и глубокого обучения. Проведен комплексный анализ существующих мировых аналогов систем управления парковками с выделением их конкурентных преимуществ и существенных ограничений. В качестве методологической основы предложена детализированная процессная модель, представленная в нотации BPMN 2.0, которая включает описание архитектуры решения, алгоритмы обработки видеоданных и методику обучения нейронной сети. Особое внимание уделено разработке специализированного шаблона отчетности, обеспечивающего наглядное представление статистических данных о занятости парковочных мест в режиме реального времени.

Цель – повышение эффективности управления парковочной инфраструктурой за счет внедрения интеллектуальных алгоритмов автоматического распознавания.

Материалы и методы. В работе применяется комплекс современных методов, включая технологии машинного обучения (с акцентом на использование модели YOLOv8m), принципы системного анализа и синтеза, а также методы статистической обработки данных.

Результаты. Экспериментальные результаты подтверждают эффективность предложенного подхода, демонстрируя стабильно высокую точность детектирования свободных парковочных мест, превышающую 80%. В перспективе развития системы авторы выделяют три ключевых направления: обеспечение масштабируемости для работы с крупными парковочными комплексами, оптимизацию пользовательских интерфейсов и дальнейшее повышение точности детектирования за счет совершенствования алгоритмов. Полученные результаты имеют значительную практическую ценность для решения актуальных задач smart city и оптимизации городской инфраструктуры.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):72-91
pages 72-91 views

Теоретико-множественная модель трансграничной системы

Король Р.Г.

Аннотация

Обоснование. Устойчивость международного товарообмена обеспечивает развитая система трансграничных переходов, формируемая на уровне страны, региона и рассматриваемой приграничной территории. Трансграничная система рассматривается в виде взаимосвязанных множеств объектов, факторов, ресурсов, показателей, процессов и технологических связей. Теоретико-множественное моделирование позволяет описать функционирование трансграничных переходов различных видов транспорта и структурно представить составляющие элементы модели. Для обеспечения пропуска транспортных и грузовых потоков необходимо наличие соответствующей терминально-логистической инфраструктуры. Терминально-логистические объекты в работе рассматривается, как обеспечивающая и обслуживающая инфраструктура трансграничного перехода. Создание и развитие приграничной терминально-логистической инфраструктуры должно осуществляться с помощью предложенного индекса достаточности терминально-логистического обеспечения трансграничного перехода. Также сформулирован комплексный критерий, согласно которому должно осуществляться формирование терминально-логистической инфраструктуры трансграничного перехода.

Целью исследования является разработка теоретико-множественной модели трансграничного перехода и комплексного критерия формирования приграничной терминально-логистической инфраструктуры.

Методология. Работа выполнена с использованием теоретических методов исследования: анализ, сравнение, моделирование и формализация.

Результаты. Разработана и описана теоретико-множественная модель системы трансграничных переходов на макроуровне, мезоуровне и микроуровне. Сформулирован индекс достаточности терминально-логистического обеспечения трансграничного перехода и комплексный критерий формирования терминально-логистической инфраструктуры трансграничного перехода.

Область применения результатов. Сформированная теоретико-множественная модель системы трансграничных переходов является частью научно-исследовательской работы, направленной на повышение эффективности функционирования транспортной системы Дальнего Востока.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):92-107
pages 92-107 views

Расчет показателей надежности информационной системы в условиях интервальной неопределенности

Калашников П.В.

Аннотация

Обоснование. В приведенном исследовании рассматриваются ключевые вопросы, связанные с оценкой значений параметров функциональной надежности информационной системы в условиях неопределенности и неполноты информации.

Целью исследования является разработка эффективных методов оценки значений параметров функциональной надежности информационной системы в условиях интервальной неопределенности обеспечивающих ее стабильное функционирование.

Материалы и методы. Расчет значений параметров надежности информационной системы проводится на основе методов интервального анализа и основных инструментов обработки данных в случае рассматриваемого типа неопределенности.

Научная новизна. В проведенном исследовании основные подходы к расчету параметров функциональной надежности информационной системы рассматриваются в контексте неопределенности, описываемой на основе интервальных данных, что позволяет давать более корректные оценки и учитывать имеющие место на практике погрешности.

Результаты. Предложенный в статье подход имеет большую теоретическую и практическую значимость и выступает в качестве базового инструмента расчета параметров функциональной надежности информационной системы в условиях интервальной неопределенности, позволяющей учитывать факторы погрешности и определять допустимые интервалы отклонения параметров от расчетных номинальных значений.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):108-124
pages 108-124 views

Цифровые двойники и шкала Харрингтона в управлении надежностью железнодорожной автоматики и телемеханики

Горелик А.В., Истомин А.В., Кузьмина Е.В.

Аннотация

Обоснование. Современные системы железнодорожной автоматики и телемеханики представляют собой сложные технические комплексы, требующие внедрения современных методов мониторинга и управления. Интеграция технологий цифровых двойников с системой оценки коэффициента готовности через шкалу Харрингтона обусловлена необходимостью перехода от реактивного обслуживания к предиктивному управлению надежностью, что является актуальной научно-технической задачей.

Цель – разработка комплексного подхода к оценке и управлению надежностью технического обеспечения железнодорожной автоматики на основе интеграции технологий цифровых двойников и шкалы Харрингтона для коэффициента готовности.

Материалы и методы. В работе используется комплексный подход, сочетающий: математическое моделирование цифровых двойников устройств ЖАТ; статистический анализ показателей надёжности (коэффициента готовности, времени восстановления); применение шкалы Харрингтона для унифицированной оценки технического состояния; анализ практических данных эксплуатации стрелочных переводов, рельсовых цепей и светофоров.

Результаты. Разработана интегрированная система оценки надёжности, позволяющая: повысить коэффициент готовности оборудования на 0,17-0,25%; снизить эксплуатационные расходы на 25-30%; сократить количество отказов на 40-60%; визуализировать техническое состояние через унифицированную оценочную шкалу. Доказана экономическая эффективность внедрения системы с годовым экономическим эффектом до 566 тысяч рублей на один стрелочный перевод. Результаты исследования могут быть применены для создания систем предиктивного обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):125-140
pages 125-140 views

Исследование комплексных подходов к цифровизации транспортных систем с применением методов искусственного интеллекта

Подберёзкин А.А., Остроух А.В., Борзенков А.М., Шмонин А.М., Пронин Ц.Б.

Аннотация

Обоснование. Требуется перейти от «точечных» решений к комплексной цифровизации транспортных систем, объединяющей инфраструктурный мониторинг покрытия, оперативное управление движением и стратегическое планирование. Для этого целесообразно интегрировать машинное обучение (прогнозы), генетические алгоритмы (оптимизация) и мультиагентное моделирование (проверка устойчивости).

Цель – оценить эффект такой интеграции по совокупности метрик (задержки, издержки, риск, прибыль, сервис) и интегральной функции F.

Материалы и методы. Инфраструктурный уровень: компьютерное зрение (YOLO), mAP≈0.84; прогноз дефектообразования (XGBoost), ошибка ≤12%. Оперативный уровень: краткосрочные прогнозы интенсивности (LSTM/XGBoost, RMSE 8–10%) и оптимизация фаз светофоров генетическим алгоритмом. Стратегический уровень: прогноз спроса и тарифов, оптимизационные сценарии. Устойчивость решений проверялась в мультиагентной имитации; сравнение велось с базовыми («как есть») сценариями.

Результаты. Суммарные задержки снижены на 37%, совокупные логистические издержки – на 12%, прибыльность выросла на 10–11%; при росте спроса на 20% выполнено >90% доставок в SLA. Интегральная функция

F улучшилась на 22-24%. Показана робастность планов и чувствительность к весам критериев.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):141-166
pages 141-166 views

Анализ качества транспортно-логистического обслуживания в современных условиях

Никифорова Г.И.

Аннотация

Обоснование. Статья представляет собой исследование качества транспортно-логистического обслуживания в современных условиях. Проводится анализ транспортной отрасли Российской Федерации с оценкой конкурентных преимуществ по основным четырем группам: производительных факторов, смежных и обеспечивающих отраслей, параметров внутреннего спроса, структуры и стратегии компаний отрасли и внутриотраслевой конкуренции. С использованием официальных статистических данных описаны и систематизированы признаки стадий экономического роста для транспортной сферы, проанализировано современное положение по этим признакам, отмечены катализаторы перехода из одной стадии в другую. Представлено описание реализации проектов международных транспортных коридоров с участием России, как признака перехода к стадии нововведений. Анализируются конкурентные преимущества отечественной транспортной отрасли, характерные для второй и третьей стадий экономического роста, оцениваются ресурсы, технологический потенциал и качество транспортно-логистической услуги для железнодорожного транспорта. Выводится комплексный показатель качества транспортно-логистического обслуживания, условия для его расчета. Определяются весовые коэффициенты для реализации качества ресурсов, технологии и конечной транспортно-логистической услуги.

Цель – повышение конкурентных преимуществ с использованием комплексного показателя качества транспортно-логистического обслуживания.

Материалы и методы. В статье использовались анализ существующего положения в сфере транспортно-логистического обслуживания, формулировка признаков перехода к стадии нововведений, вывод формулы комплексного показателя качества транспортно-логистического обслуживания.

Результаты. Определено положение транспортной сферы как переходной от конкуренции на основе инвестиций к конкуренции на основе нововведений. Обосновано, что качество транспортно-логистического обслуживания должно базироваться на трех составляющих – качестве ресурсов, качестве технологий и качестве конечной транспортно-логистической услуги. Реализация конкурентных преимуществ транспортно-логистического обслуживания может достигаться путем увеличения значения комплексного показателя качества при соблюдении ряда условий.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять в системе железнодорожных перевозок, в работе операторских и транспортно-логистических компаний.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):167-181
pages 167-181 views

Оценка целесообразности организации выделенных полос для городского пассажирского транспорта общего пользования на участке улично-дорожной сети

Котенкова И.Н., Рассоха В.И., Дрючин Д.А.

Аннотация

Обоснование. В данной статье авторами приведены результаты обзора научных работ в области повышения эффективности использования городской улично-дорожной сети на основе реализации мероприятий по организации приоритетного движения городского пассажирского транспорта общего пользования. Отмечено отсутствие сформированной и структурированной научной и нормативно-правовой базы в области определения условий целесообразной организации выделенных полос для движения транспортных средств городского пассажирского транспорта общего пользования.

В качестве одного из возможных решений обозначенной проблемы предложен критерий оценки целесообразности организации выделенных полос, разработана методика расчёта данного критерия, определяемого с учётом перераспределения транспортных потоков между смежными участками городской улично-дорожной сети.

Цель – повышение эффективности использования городской улично-дорожной сети на основе обеспечения приоритетных условий движения городского пассажирского транспорта общего пользования.

Материалы и методы. В работе реализованы методы математического и статистического анализа, методы планирования натурного эксперимента, теория вероятности. Статья базируется на комплексе источников, включающих в себя: документацию нормативно-правового характера и научные работы в области организации движения и организации городских пассажирских перевозок.

Результаты. В статье предложен критерий оценки целесообразности организации выделенной полосы на участке городской улично-дорожной сети, разработана методика расчёта значений предложенного показателя с учётом интенсивности движения транспортных средств, структуры транспортных потоков и особенностей организации дорожного движения. На основе предложенных расчётных формул разработана математическая модель, позволяющая выявить параметрическую область, характеризующую условия, определяющие целесообразность организации выделенной полосы для движения транспортных средств городского пассажирского транспорта общего пользования.

Область применения результатов: научно-исследовательская деятельность в области организации городских пассажирских перевозок и организации движения; решение прикладных задач, связанных с разработкой схем организации дорожного движения и организации работы городского пассажирского транспорта.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):182-202
pages 182-202 views

Аналитические модели управления в системе распределения ресурсов транспортного комплекса

Халтурин Р.А., Плетнев М.Г., Каштанов И.Ю.

Аннотация

Обоснование. Управление распределением ресурсов в транспортном комплексе значительно осложняется наличием неопределенных информационных состояний, характерных для таких сложных многоуровневых систем. Традиционные модели управления часто оказываются неадекватными, так как не в полной мере учитывают эту стохастическую неопределенность и эргатическую природу системы, предполагающую взаимодействие разнородных технических элементов и человеческих коллективов с потенциально противоречивыми целями. Это обусловливает необходимость разработки специализированных аналитических моделей, основанных на robust mathematical аппарате, таком как теория энтропии, для формализации процессов принятия решений и повышения эффективности распределения ресурсов в условиях неполной информации.

Цель – разработка аналитических моделей управления системой распределения ресурсов в транспортном комплексе, основанных на принципах измерения энтропии и теории принятия решений в условиях неопределенности, направленных на формализацию процедур оценки эффективности и выбора оптимальных решений.

Материалы и методы. В исследовании используются теоретические основы энтропии К. Шеннона для количественной оценки неопределенности в системе. Основным методическим инструментом является модель исследования функций неопределенности второго рода, предназначенная для систем с дискретными состояниями, какими являются системы распределения ресурсов. Для формирования системы распределения вероятностей информационных состояний применяется модель, основанная на оценках Фишберна. Математический аппарат включает построение матриц оценочных функционалов (2) для различных вариантов решений и критериев. Анализ эффективности решений проводится с использованием графоаналитической модели для множества взаимоисключающих вариантов, в частности, и для априорных распределений вероятностей.

Результаты. Разработана и представлена графоаналитическая модель определения эффективности в системе, иллюстрирующая пространство решений для заданного предпочтения априорных. Показано, что применение модели, основанной на оценках Фишберна, решает основную задачу снятия неопределенности. Однако установлено, что только эта модель не позволяет выявить вероятностные характеристики, соответствующие максимуму оценочного функционала на всем множестве состояний внешней среды. Для решения этой проблемы модель дополнена условием целеполагания (4). Кроме того, продемонстрированы принципиальные отличия между методом оценок Фишберна и альтернативными методами – методом районирования по принципу доминирования вероятностей возможных состояний внешней среды (ДВСС) и методом районирования по принципу соблюдения иерархического соотношения вероятностей возможных состояний внешней среды (СИСС). Проведен сравнительный анализ этих методов на гипотетическом примере.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):203-221
pages 203-221 views

Концепция проектирования многоуровневой иерархической структуры управления ресурсами в пассажирской транспортной системе

Халтурин Р.А., Судоргин Р.О.

Аннотация

Обоснование. Пассажирский транспортный комплекс представляет собой сложную эргатическую систему, объединяющую разнородные технологические, инфраструктурные элементы и человеческие коллективы с зачастую противоречивым целеполаганием, находящиеся в различном ведомственном подчинении. Его функционирование происходит в условиях стохастической неопределенности показателей, что приводит к значительным трудностям при традиционном подходе к распределению ресурсов. Существующие методы управления не в полной мере учитывают специфику таких систем, что обуславливает необходимость разработки новых теоретических и методических основ для проектирования эффективной многоуровневой структуры управления ресурсами, устойчивой к воздействию неопределенных факторов внешней и внутренней среды.

Цель. Разработка концепции проектирования многоуровневой иерархической структуры распределения ресурсов для пассажирской транспортной системы, соответствующей её уникальным характеристикам как комплексной эргатической структуры, функционирующей в условиях присущей ей стохастической неопределенности.

Материалы и методы. В основе исследования лежит системный подход, включающий анализ, представление, расчет и синтез сложных систем. В качестве теоретической базы использованы теория многоуровневых иерархических систем, теория принятия решений в условиях неопределенности и вероятностные методы анализа. Для формализации процесса распределения ресурсов предложен аппарат логических операторов (ЛО), представленных в виде морфологических матриц, которые агрегируют показатели эффективности различных видов транспорта для множества взаимоисключающих информационных состояний. Это позволяет проводить расчет оценочных функционалов с учетом вероятностных распределений и весовых коэффициентов, характеризующих важность каждого параметра.

Результаты. Разработана концепция представления системы распределения ресурсов как многоэшелонной иерархической структуры. Базовым компонентом разработанной иерархической структуры выступают логические операторы (ЛО), расположенные на низовом уровне управления и отвечающие за консолидацию данных, поступающих от различных транспортных модальностей, а также за учет их текущих информационных статусов. Предложена математическая модель в виде матрицы оценочных функционалов, позволяющая формализовать расчет эффективности распределения ресурсов для различных сценариев. Введено понятие «района» как совокупности ЛО на одном эшелоне, что позволяет структурировать систему по территориальному или функциональному признаку. Полученная модель обеспечивает основу для последующего анализа и синтеза оптимальной структуры управления в условиях неполной информации.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):222-243
pages 222-243 views

Оптимизация распределения ресурсов в транспортной системе

Преображенский А.П., Аветисян Т.В., Львович Я.Е.

Аннотация

Обоснование. В исследовании приведено рассмотрение задачи, связанной с распределением ресурсов внутри транспортной системы. Показано, каким образом происходит формирование многокритериальной модели. Выделена краткосрочная (текущее распределение ресурсов) и долгосрочная (стратегическое распределение ресурсов) задача. Дано обоснование использования многокритериального подхода. Структура транспортной системы представляется в виде графа. Подробно рассмотрены принципы распределения ресурсов в транспортной системе при различных условиях. Рассмотрены особенности решения задачи, связанной оптимизацией транспортной системы с точки зрения распределения взаимозависимых ограниченных ресурсов. Предлагаемые подходы являются универсальными, позволяющими учесть особенности различных транспортных компаний.

Цель – разработка модели, позволяющей оптимизировать распределение ресурсов внутри транспортной системы.

Материалы и методы. Основные методы исследования связаны с применением теории графов и многокритериальной модели.

Результаты. В данной статье подробным образом проведено рассмотрение основных принципов и особенностей распределения ресурсов в транспортной системе. Вследствие инвариантности используемых моделей они могут быть использованы в самых разных транспортных компаниях, требуется лишь осуществить настройку соответствующих параметров. Результаты работы могут быть использованы в логистических компаниях для повышения эффективности их работы.

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):244-267
pages 244-267 views

Архитектура информационных технологий железнодорожного вокзального комплекса

Ульяницкая В.И.

Аннотация

Обоснование. В исследовании рассмотрена сложность обработки информационных потоков железнодорожных вокзальных комплексов (далее – ЖВК), ввиду непрерывности, массовости, разнородности поступающей информации для клиента, а также отсутствию информационной логистической системы железнодорожного вокзала, как самого фактора управляемости. Задачей такого типа является поиск организационных решений по повышению эффективности функционирования системы управления, на основе параметров информационных потоков ЖВК.

Отличительным решением применительно к ЖВК, в нашем случае рассматривается необходимость интеграции моделей коммуникаций, и их трансформация в жизненный цикл ЖВК. Предлагается, что, скорректировав жизненный цикл системы ЖВК, с учетом возможных погрешностей и влияния информационных потоков, позволит выявить закономерности, в основании которых лежат предпосылки к обращениям пассажиров.

Цель – повышение эффективности управления ЖВК, на основе учета и оптимизации параметров информационных потоков.

Материалы и методы. В работе используется методы практического и теоретического уровня: причинно-следственные связи, картирование и анализ данных анализ и др.

Результаты. Определение принципов функционирования коммуникационной среды и информационных потоков ЖВК, как отдельного структурного компонента логистической системы, решит поставленную задачу. В данной статье предложена архитектура информационных технологий ЖВК и модель коммуникации Теодора Ньюкомба, на примере информационного поля ЖВК (модифицированная).

Транспорт и информационные технологии. 2025;15(3):268-280
pages 268-280 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».