Ценности общественной жизни в XXI веке сильно изменились. Специалистам для успешной социализации сегодня необходимы: критическое мышление, готовность к изменениям, обоснованность своей диспозиции, осознанное принятие решений, активное управление ситуацией. Этот набор личностных качеств психологи обозначили как субъектность. Во все времена она не утрачивала своей профессиональной значимости для педагогов, а сегодня становится для них еще более актуальной. Субъектность будущих педагогов, обучаемых в колледжах и университетах, следует рассматривать как приспособительное качество личности, требующее креативности ума и поведения. Диспуты о психологическом содержании субъектности, ее типах, детерминантах формирования и изменения однозначно не определили ее как теоретическую категорию научной психологии. Цель проведенного эмпирического исследования - выявить типы субъектности будущих педагогов в учебной деятельности. Изучалось развитие субъектности будущих педагогов в процессе обучения. Предполагалось, что доминирующий тип сознания студента определяет конфигурацию его субъектности, которую можно изменить в процессе обучения. Субъектность представлена как психологический конструкт, интегрально описывающий способность личности произвольно изменять себя и окружающую реальность. Ее критерии, обуславливающие отличие от сознания, - ценностно-смысловая ориентация и саморегуляция, проявляющиеся в активно преобразующей деятельности. Субъектность изучалось у 314 студентов педагогических вузов и колледжей на протяжении четырех лет обучения. Тип преобладающего сознания диагностировался по индикаторам «деятельный» и «созерцательный», а общительность - по показателям «коммуникабельность» и«рефлексивность». Результаты представлены в виде графических профилей субъектности, которые по доминирующему в профиле индикатору классифицированы на четыре типа: «философ», «организатор», «фасилитатор», «учитель» с их последующим описанием. Психологическое сопровождение обучаемых проводилось с целью повышения их субъектности. Это достигалось в тренингах путем развития осознанности, социальной активности, самооценки, притязаний. В завершающей диагностике будущих педагогов отмечено повышение рефлексии и субъектности по выделенным показателям: в группе учащихся колледжа - с 17 до 32 %, в группе очного обучения студентов университета - с 16 до 22 %, в студенческой группе заочного обучения - с 12 до 23 %.