№ 4 (2023)
Теория и история культуры
Анатолий Васильевич Тихонов и Казанская Народно-Инструментальная оркестровая школа
Аннотация
Статья посвящена описанию многогранной творческой, исполнительской и педагогической деятельности Анатолия Васильевича Тихонова (1938-2012) - профессора Казанской и Санкт-Петербургской консерваторий, вошедшего в историю народно-инструментальной культуры Татарстана как создатель Казанской народно-инструментальной оркестровой школы в 60-70-е гг. XX века.



Иностранные предприниматели в истории отечественного нотоиздательского дела второй половины XIX – начала XX века: культурные традиции и профессиональный опыт
Аннотация
В статье рассматривается история отечественного нотоиздательского дела второй половины XIX – начала XX века. Автором изучены особенности нотоиздания в период руководства предприятиями иностранными коммерсантами, такими как А.Б. Гутхейль и Ю.Г. Циммерман, приехавшими в Россию в основном из Германии и ставшими крупнейшими производителями и ведущими представителями отрасли. Проведена исследовательская работа по выявлению универсальных характеристик, являющихся основой их деятельности, среди которых династическое ведение бизнеса представляется существенным и важным моментом приобретения высокого торгового статуса, деловой репутации, формирования корпоративных традиций. В них заключены будущие достижения ряда нотоиздательских фирм, продолживших свою работу и в настоящее время.



Аксиологическое измерение человеческого бытия в творчестве титанов возрождения
Аннотация
В статье рассматривается аксиология человеческого бытия в творчестве титанов Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Компаративный анализ живописных методов, произведений, отражающих идеологию гуманизма кватроченто, позволил автору статьи экстраполировать полученные результаты исследования на современное состояние культуры, обозначить тренды дальнейшего применения аксиологического подхода к человеку и его бытию.



Проблема безопасного поведения личности в эпоху постмодернизма
Аннотация
В статье рассматривается проблема безопасного поведения личности в условиях постмодерна. В постмодернизме личность видится как конструкт, формирующийся в процессе взаимодействия с различными социокультурными исходными точками. Автор приходит к выводу, что такие характерные проявления постмодернизма, как размывание идентичности, когда личность становится многозначной и фрагментированной, а также релятивизм, отсутствие норм и универсальных истин могут вызвать чувство потери идентичности и безопасности, могут привести к моральной дезориентации и неопределенности, что, в свою очередь, способствует созданию чувства уязвимости и опасности. Анализируя взгляды известных философов на проблему безопасного поведения личности в эпоху постмодерна, автор заключает, что поиск безопасности в условиях постмодернизма возможен через достижение, во-первых, субъективной безопасности, когда в условиях отсутствия объективных истин, личность может стремиться к субъективной безопасности через развитие критического мышления, самоанализа, эмпатии и диалога с другими. Во-вторых, через развитие социокультурной гибкости, что проявляется в способности адаптироваться к различным социокультурным контекстам и принимать разнообразие мировоззрений и, соответственно, способствовать укреплению личной безопасности в эпоху постмодерна.



Деятельность попечительских советов в сфере книжного и библиотечного дела в дореволюционной России
Аннотация
Статья посвящена деятельности отечественных попечительских советов в области книжного и библиотечного дела, чьё влияние к концу ХIХ века становится особенно значимым: Комитета попечительства о народной трезвости, Казанского городского комитета попечительства о народной трезвости, попечительств при церквях, попечительства Казанского учебного округа и др.
Русские меценаты, объединившись в попечительские общества, обеспечивали «благоустройство» всех вверенных им заведений, в числе которых были библиотеки и читальни для народа, а именно – занимались комплектованием библиотек учебных заведений округа, координировали деятельность с Министерством народного просвещения, контролировали репертуар и обеспеченность книжными изданиями, приобретаемыми библиотеками вверенного ему округа. Деятельность попечительств обеспечила существование на территории России на рубеже ХIХ-ХХ веков широкой сети бесплатных библиотек и читален.



Искусствоведение
К вопросу интерпретации изображений «Без лица» в персидской миниатюре XIV – XVII вв.
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об истоках художественного приёма изображения со скрытым завесой лицом в произведениях персидской миниатюрной живописи классического периода. Традиционалистский ракурс анализа, применяемый в исследовании, позволяет интерпретировать данный приём как следствие воплощения смыслообразующей концепции «скрытое – явленное», корни которой находятся в священных текстах исламской традиции.



Роль геометрических узоров в народном декоративном искусстве Средней Азии IX-XV вв.
Аннотация
Статья посвящена изложению теоретических и практических основ инженерной графики, широко применявшейся в восточной архитектуре IX-XV века на территории Средней Азии. В статье также описана технология резьбы по дереву, распространенная в области народного творчества и являющаяся одним из древнейших видов художественной деятельности в указанном регионе. Авторами раскрывается значимость инженерной графики для восточной архитектуры, как основного средства декорирования зданий и сооружений; прослеживается идея применения традиционных национальных образцов инженерной графики в современной архитектуре. Актуальность данной работы обусловлена интересом социума и деятелей науки к истории искусства древних государств Средней Азии, культурные, духовно-религиозные и торговые обмены с которыми исчисляются многими столетиями, начиная с эпохи принятия ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году.



Онлайн-курс изотерапии «Арт-Микс (рисуй и выздоравливай)» в практике организации инклюзивного образования в вузе
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме разработки, внедрения и эффективности дистанционных программ в художественном направлении при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья и непосредственно с проблемами слуха. В ней рассказывается об опыте составления курса изо-терапии «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» студентами Казанского государственного института культуры в ходе реализации акселерационной программы стартапов при поддержке Министерства здравоохранения. Статья будет полезна при составлении подобных программ и курсов.



Хакатон «Цифровая Арт-Терапия» как форма активизации бизнес-мышления студентов-дизайнеров
Аннотация
В статье описан опыт участия студентов-дизайнеров в хакатоне «Цифровая арт-терапия». Студенты познакомились со стратегическими инструментами менеджмента: шаблоном бизнес-модели, разработанным Александром Остервальдером, и методикой бережливого производства. Проектирование по созданию цифрового продукта происходило в коллективной деятельности. Рассмотрены сложности, с которыми столкнулись участники и организаторы мероприятия. Результаты анкетирования показали эффективность проведенного хакатона, у студентов повысилась мотивация, развились способности работы в цифровой среде, появился интерес к предпринимательской деятельности. Доказано, что опыт участия будущих дизайнеров в хакатонах положительно сказывается на развитии бизнес-мышления и профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.



Специфические возможности балетного театра в антикоррупционном воспитании и просвещении современного зрителя
Аннотация
В статье рассматривается влияние репертуара балетного театра на формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей современного зрителя. Раскрываются специфические возможности «языка танца» воздействовать на зрителя. Актуальность темы определена в связи с нахождением проблем репертуарного плана в балетных театрах, выявлением противоречий между интересами, предпочтениями публики и современными реалиями. В статье рассматриваются две хореографические постановки: балет О. Виноградова «Ревизор» и балет Л. Каннито «Крестный отец», в которых изобличается такое асоциальное явление, как коррупция. Представлен сравнительный анализ этих спектаклей, выявлен их воспитательный и просветительский потенциал.



Функции музыкального фольклора в драматическом спектакле (на примере постановок Казанского Татарскоготеатра юного зрителя им. Г. Кариева)
Аннотация
Целью настоящей статьи является определение функций музыкально-поэтического фольклора в драматическом спектакле на примере постановок Казанского татарского театра юного зрителя им. Г.Кариева. Цель потребовала решения следующих задач: систематизировать жанры музыкального фольклора, используемые в каждом из анализируемых спектаклей, раскрыть причины обращения к тем или иным их формам – религиозным или светским, традиционным или стилизованным, определить их место и роль в театральном тексте и характер связи с драматургией спектакля. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы взаимодействия музыкальной и театральной культуры.



Национальный балетный спектакль на татарской сцене на этапе становления
Аннотация
В статье рассмотрены предпосылки становления татарского национального балетного спектакля в первой половине XX века; влияние работы татарской драматической труппы на его формирование. Акцентировано внимание на деятельности балетмейстера Гая Хаджиевича Тагирова в драматической труппе, в открывшемся в 1939 году Татарском государственном оперном театре. Рассмотрена его роль в возникновении национального балета на татарской сцене, в подготовке несостоявшейся декады татарского искусства в Москве, намеченной на август 1941 года.



Профессиональная подготовка исполнителя народной песни к деятельности в условиях развития креативных индустрий
Аннотация
Работа раскрывает актуальную проблему подготовки к современной креативной деятельности исполнителя народной песни. Анализируются примеры современных форм многофункциональной творческой работы певца. Рассмотрены разнообразные виды творчества певцов разных стран XX-XXI вв. Авторы считают, что сегодня необходима корректировка учебных планов подготовки по направлению «Искусство народного пения» с учетом реализации концептуальных государственных программ развития креативных индустрий до 2030 года. Получение смежных творческих навыков студентами-вокалистами позволит им быть качественно подготовленными специалистами в условиях конкуренции на рынке труда. Предлагается ввести новые дисциплины в учебный план программы бакалавриата «Искусство сольного народного пения», которые подготовят студентов-вокалистов к работе в условиях креативной экономики. Авторы вводят новый термин – креативно-многофункциональная личность, сочетающая традиционные и современные виды творчества в условиях креативной экономики.



Символические архетипы «МАТЕРИ», отраженные в образах скульптуры постсоветского пространства
Аннотация
В статье рассматриваются символические архетипы «матери» в образах скульптуры постсоветского пространства. Автор выявляет присутствие архетипа «матери» в мемориальных комплексах всех республик бывшего СССР, используя методы конструктивизма и метод сравнительного анализа, опираясь на психоаналитическую психологию К.Г. Юнга и социально-ролевую концепцию Э. Игли. В статье представлена новая классификация символических типов скульптурных композиций образа матери на постсоветском пространстве: «защитница», «благословляющая», «хранительница», «скорбящая». На основе выявленной типологии определены черты общие и отличные в характеристиках представлений о матери в художественных воплощениях скульптуры различных этносов постсоветского пространства. Полученные данные могут быть использованы в сфере конструирования государственной символической политики, а также в межкультурных коммуникациях на постсоветском пространстве.



Особенности трактовки саксофона во французских операх 1850-60-х годов
Аннотация
Статья посвящена малоисследованному периоду бытования саксофона в симфоническом (оперном) оркестре. Проанализированы партитуры малоизвестных на сегодняшний день опер французских композиторов XIX века: Ж.-Ж. Кастнера, Ф. Галеви, Дж. Мейербера, А. Тома. В них сложились характерные для дальнейшего использования саксофонов топосы, в которых они трактуются как инструменты, участвующие в церемониях, военной музыке, как экзотически звучащие или выражающие глубокую степень переживаний героев. Рассмотрены наиболее важные фрагменты партитур, их драматургическое значение, особенности взаимодействия с другими инструментами оркестра.



Народные художественные промыслы как вид арт-терапии на примере традиционного Ныртинского кружевоплетения республики Татарстан
Аннотация
Данная статья посвящена арт-терапии как одному из методов борьбы со стрессом. Цель исследования – дать характеристику народным художественным промыслам на примере ныртинского кружевоплетения как одного из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства, сделав акцент на необходимость возрождения традиций конкретного вида промысла, а также рассмотреть теоретические и практические формы арт-терапии со студентами вузов культуры.



Терапевтический потенциал мультимодальных арт-технологий в сохранении и укреплении психического здоровья личности
Аннотация
Cтатья посвящена обоснованию терапевтического потенциала мультимодальных арт-технологий в сохранении и укреплении психического здоровья личности. Автор раскрывает междисциплинарную основу мультимодальных арт-технологий, анализирует основные механизмы их воздействия, специфику функций каждой из модальностей воображения и различные возможности переходов между ними с целью восстановления способности человека быть в контакте с действительностью и решать актуальные жизненные задачи, как базовой составляющей психического здоровья и психологического благополучия личности.



Педагогика и образование
Об истинности, достоверности и обоснованности научных понятий в гуманитарном познании
Аннотация
В статье рассматривается модель гуманитарного познания на основе системообразующей и структуроопределяющей роли научных понятий, оцениваемых по критериям истинности, достоверности и обоснованности. Раскрывается универсальность научных понятий, излагаются представления об их истинности в соотношении с достоверностью и обоснованностью. Осуществлен анализ достоверности и обоснованности научных понятий как автономных феноменов. Истинность, достоверность и обоснованность раскрываются в сопряжённом единстве.



Особенности развития научного наставничества и научной школы
Аннотация
В статье представлено авторское видение усиления роли научного наставничества, обусловленного наметившимися ориентирами развития образования и науки: фундаментальность и научная составляющая образовательных программ, подготовка молодых ученых, новые направления научных исследований. Научное наставничество автором рассматривается как академическая научная школа, ресурс капитализации образовательной организации, фактор интеллектуализации образовательной организации, базис фундаментальности и развития, основа подготовки научно-педагогических кадров, способ приобщения к истории педагогики и педагогической мысли.
Особую актуальность приобретает движение наставничества в ситуации переориентации вектора отечественного образования. Делается вывод, что научные школы способствуют в значительной мере осмыслению и генерации знаний, нравственных, культурных ценностей в процессе подготовки научно-педагогических кадров.



Структурно-функциональная модель профессионально-личностного развития студента технического вуза
Аннотация
Статья посвящена разработке структурно-функциональной модели профессионально-личностного развития студента технического вуза с использованием информационных технологий. В целевом и методологическом блоках модели представлены основные цель и задачи процесса развития, концептуальные подходы и принципы реализации профессиональной подготовки. Ведущий содержательный блок модели раскрыл этапы работы и комплекс педагогических условий для реализации эффективности внедрения практической исследовательской работы. В итоге результативный блок через выявление критериев и уровней профессионально-личностного развития определил основной результат исследования: повышение уровня профессионально-личностного развития студента технического вуза.



А.А. Кирсанов как исследователь проблемы индивидуализации обучения
Аннотация
В числе прочих знаменательных дат 2023 года – столетний юбилей одного из видных советских и российских ученых-педагогов, академика РАО Анатолия Александровича Кирсанова (1923-2010), автора трудов по проблемам индивидуализации и дифференциации обучения, проектирования содержания профессионального образования, методологических и методических основ профессиональной педагогической подготовки преподавателей высшей технической школы, инженерной педагогики. Последние годы своей жизни он возглавлял созданный им Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы Поволжья и Урала Казанского национального исследовательского технологического университета, руководил работой диссертационного совета по педагогическим наукам. Предлагаемая статья посвящена раннему периоду научного творчества ученого, когда он занимался проблемами индивидуализации и дифференциации обучения, который до сих пор незаслуженно не был предметом анализа исследователей. Между тем, именно в этот период происходило становление А.А. Кирсанова как ученого, доктора педагогических наук, профессора. Многие его педагогические идеи того периода актуальны и сегодня.



Организация самостоятельной работы студентов в формате смешанного обучения
Аннотация
Рассмотрена самостоятельная работа студентов, её место и роль в сфере высшего образования. Анализируется понятие самостоятельной работы с точки зрения знаний и умений, а также тех качеств личности, которые предъявляются к выпускнику вуза и будут востребованы в ближайшем будущем. Проанализированы нормативные документы, определяющие требования к самостоятельной работе, установлены причины увеличения доли самостоятельной работы в учебном процессе, описана роль и функции преподавателя в ходе самостоятельной работы студентов. Затронуты проблемы реализации часов, отводимых на самостоятельную работу и способы их решения. Обосновывается идея о том, что необходимо включать новые способы и формы организации самостоятельной работы. Представлены преимущества смешанного обучения для организации самостоятельной работы студентов. Определены виды и уровни самостоятельной работы, возможности их комбинирования в электронном сопроводительном курсе в смешанном формате обучения. Представлены условия результативности самостоятельной работы студентов, даётся описание особенных принципов организации самостоятельной работы в рамках современной парадигмы образования. В заключении даны рекомендации для преподавателей по проектированию самостоятельной работы студентов в смешанном формате обучения.



Образование и рынок труда: грани взаимодействия
Аннотация
Сегодня на рынке труда происходят качественные изменения, однако наряду с этим, к сожалению, продолжает иметь место перевес специалистов одних направлений подготовки при колоссальном дефиците других. Такая ситуация наблюдается и в области финансового менеджмента. В статье представлены результаты исследования работодателей в этой области, выявлены основные проблемы взаимодействия образования и работодателей, предложены способы их решения. Данные рекомендации могут быть использованы в процессе коллаборации вузов и рынка труда.



Потенциал мультикультурной архитектуры современного европейского языкового пространства
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования и текущих преобразований в языковом ландшафте европейского региона, который представляет интерес не только для исследователей-лингвистов, но и для представителей большинства гуманитарных и социальных наук. Исторические нарративы доказывают особенность и специфику региона как примера с большим количеством представленных в мире языков и культур. Интерес представляет бинарность восприятия процесса формирования языкового поля Европы вследствие изменения базисного измерителя этого процесса, а именно сочетание функционирования английского языка как языка-доминанта и английского как иностранного/второго языка. Европейский центр современных языков как центр содействия качественному языковому образованию в Европе представлен проводником языковой политики континента, находясь на стыке исследований культуры, языка, педагогической теории и практики, способен выступать в качестве катализатора реформ в области языкового образования.



О чтении, культуре чтения и их отражении в содержании теоретических общепрофессиональных дисциплин библиотековедческо-библиографоведческого цикла
Аннотация
Памяти Аркадия Соколова
С вступлением человечества в цифровую эпоху культура чтения переживает переломный момент. Проявления трансформации чтения наблюдаются в течение двадцати последних лет, но предсказать перспективы чтения и его статуса в будущем никто не берется. Этот неоднозначный вопрос чаще сопровождается культурным пессимизмом (конец книжной культуры близок), предсказанием диверсификации конкретных средств массовой информации (культура печати найдет свою новую нишу) и технологическим оптимизмом (впереди – цифровые инновации). В контексте данных дискуссий можно говорить о парадоксальном несоответствии: документальный поток изобилует рассуждениями, исследованиями о цифровых технологиях, цифровой культуре, цифровой трансформации общества и т.п., но обнаруживает дефицит информации по культуре чтения в целом, культуре чтения в современной ситуации и их отражении в содержании подготовки библиотекарей.
Статья представляет собой размышления о трансформации культуры чтения, реалиях цифрового чтения в современном мире, форме их отражения в библиотечно-библиографической теории, в том числе на основе обобщения опыта подготовки библиотечных кадров.



Научно-методическое обеспечение в обучении лиц пожилого возраста
Аннотация
В связи с повсеместной демографической ситуацией возрастающего количества лиц пожилого возраста актуальным становится их обучение. Данная статья посвящена изучению понятия научно-методическое обеспечение, и чем оно является для обучения лиц данной возрастной категории. Были рассмотрены в сравнении следующие понятия: учебно-методическое, методическое и научно-методическое обеспечение. Цель написания работы - сформулировать определение исследуемого понятия, а именно, научно-методического обеспечения обучающего процесса для лиц пожилого возраста. В процессе работы авторы провели анализ научных публикаций по исследуемой теме. Для формулирования определения научно-методического обеспечения авторами работы был использован метод контент-анализа.



Информационный менеджмент в системе современного библиотечно-информационного образования
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы эффективного управления информацией в рамках образовательной программы подготовки библиотечно-информационных специалистов. Анализируются современные тенденции информационного менеджмента и возможности использования его методов и технологий в процессе организации образовательного процесса. Приводятся результаты изучения опыта работы Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова в области организации управления информацией применительно к образовательной программе «Библиотечное дело».



Социально-хореографические практики как инструмент развития физической и творческой активности молодежи
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли социально-хореографических практик в развитии физической, творческой, социальной активности молодежи. Рассмотрены особенности применения современных социально-хореографических практик, дана характеристика некоторых из них. Сделан вывод о том, что социально-хореографические практики могут выступать одним из универсальных средств формирования и развития творческого начала личности и повышения физического потенциала молодежи.



Педагогический потенциал стартапов «цифровой» АРТ-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров
Аннотация
Статья посвящена исследованию педагогического потенциала стартапов цифровой арт-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров. Авторами представлены формы и содержание педагогического процесса обучения изобразительному искусству и дизайну как многоуровневый проектный подход в освоении новых компетенций, необходимых в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека.
Стартапы - одно из самых современных направлений проектной деятельности амбициозных молодых людей. Создание организационно-педагогических условий обучения студентов инновационной деятельности особенно важно для профессий креативной сферы. Обучение будет эффективным, если молодежь примет активное участие в работе таких грантовых площадок, как акселератор «Цифровая арт-терапия». В работе над проектами у будущих специалистов активно развиваются качества лидера, которые позволяют им в дальнейшем стать более успешными в профессиональной деятельности.



Традиции татарского народно-певческого искусства на примере творчества И. Шакирова
Аннотация
Статья посвящена анализу певческой культуры и исполнительского стиля одного из лучших татарских народных певцов XX века – Ильгама Шакирова. Основная цель работы – определить возможность использования комплекса наиболее важных вокальных приемов певца в вокально-педагогической практике подготовки исполнителей сольной народной песни. Творчество Ильгама Шакирова, как яркий пример традиционного татарского народно-певческого искусства нуждается в сохранении как самобытный стилевой пример или модель исполнительского искусства. В статье рассмотрены актуальные исследования о творчестве певца. Выполнен анализ распевов в татарской народной протяжной песне «Зиляйлюк». Рассмотрены основные моменты комплексного подхода к обучению вокалиста на примере исполнительской манеры И.Шакирова.



Психолого-педагогические императивы образных систем
Аннотация
Образные системы современного мира активно взаимодействует с субъектами культуры, формируя базис ценностных и психолого-педагогических императивов. Это метапространство, развивающееся экстенсивно, приводит нас ко все новым векторам субъектности, от эгоизма до метакосмического сознания, но и тот и другой вектор являются далекими от задач патриотического воспитания.



Развитие системы народных училищ и школ Казанской губернии второй половины XIX века (по материалам казанской периодической печати)
Аннотация
В статье раскрыты социально-экономические предпосылки развития культурно-просветительной деятельности учреждений Казанской губернии конца XIX века. Исследование содержит анализ периодической печати, освещающей культурно-просветительную деятельность общества Казанской губернии конца XIX века.



Малоизвестные страницы научного наследия Магруй Музаффарии (к 150-летию со дня рождения)
Аннотация
В статье представлена педагогическая и просветительская деятельность выдающейся личности татарского народа Магруй Габделвалиевны Музаффарии, которой в этом году исполнилось бы 150 лет. Дана краткая биография просветительницы, осуществлена попытка раскрыть её роль в распространении образования среди населения в целом, в просвещении татарских девушек в частности. Особое внимание уделено анализу письменного наследия. Наиболее подробно описаны и проанализированы две её работы, которые до сегодняшнего дня не становились объектами научных исследований. Это книга наставнического характера «Насихатнамэ ли-эхли замана» («Наставление или благодатное время») и первый путеводитель по городу Казани для татароязычных путешественников и горожан. Труды написаны на старотатарском языке на основе арабской графики.



Требования ФГОС и работодателей к перечню профессиональных компетенций сотрудников структуры МЧС: точки соприкосновения и расхождения
Аннотация
В статье раскрыты требования работодателей к уровню сформированности компетенций студентов - будущих специалистов структуры МЧС, проанализированы пожелания работодателей о необходимых навыках и умениях в рамках практикоориентированного подхода. Результаты опроса, проведенного авторами, наглядно отражают противоречия между запросом потенциальных работодателей в структуре МЧС России и перечнем профессиональных компетенций ФГОС для выпускников технического вуза. Результаты работы позволяют скорректировать обучение студентов в сторону большей практической ориентированности и могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования.


