№ 4 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Теория и история культуры

Анатолий Васильевич Тихонов и Казанская Народно-Инструментальная оркестровая школа

Яковлев В.И.

Аннотация

Статья посвящена описанию многогранной творческой, исполнительской и педагогической деятельности Анатолия Васильевича Тихонова (1938-2012) - профессора Казанской и Санкт-Петербургской консерваторий, вошедшего в историю народно-инструментальной культуры Татарстана как создатель Казанской народно-инструментальной оркестровой школы в 60-70-е гг. XX века.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):9-14
pages 9-14 views

Иностранные предприниматели в истории отечественного нотоиздательского дела второй половины XIX – начала XX века: культурные традиции и профессиональный опыт

Радзецкая О.В.

Аннотация

В статье рассматривается история отечественного нотоиздательского дела второй половины XIX – начала XX века. Автором изучены особенности нотоиздания в период руководства предприятиями иностранными коммерсантами, такими как А.Б. Гутхейль и Ю.Г. Циммерман, приехавшими в Россию в основном из Германии и ставшими крупнейшими производителями и ведущими представителями отрасли. Проведена исследовательская работа по выявлению универсальных характеристик, являющихся основой их деятельности, среди которых династическое ведение бизнеса представляется существенным и важным моментом приобретения высокого торгового статуса, деловой репутации, формирования корпоративных традиций. В них заключены будущие достижения ряда нотоиздательских фирм, продолживших свою работу и в настоящее время.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):14-19
pages 14-19 views

Аксиологическое измерение человеческого бытия в творчестве титанов возрождения

Яныкина А.Н., Тагиров Э.Р.

Аннотация

В статье рассматривается аксиология человеческого бытия в творчестве титанов Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Компаративный анализ живописных методов, произведений, отражающих идеологию гуманизма кватроченто, позволил автору статьи экстраполировать полученные результаты исследования на современное состояние культуры, обозначить тренды дальнейшего применения аксиологического подхода к человеку и его бытию.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):19-24
pages 19-24 views

Проблема безопасного поведения личности в эпоху постмодернизма

Голубева О.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается проблема безопасного поведения личности в условиях постмодерна. В постмодернизме личность видится как конструкт, формирующийся в процессе взаимодействия с различными социокультурными исходными точками. Автор приходит к выводу, что такие характерные проявления постмодернизма, как размывание идентичности, когда личность становится многозначной и фрагментированной, а также релятивизм, отсутствие норм и универсальных истин могут вызвать чувство потери идентичности и безопасности, могут привести к моральной дезориентации и неопределенности, что, в свою очередь, способствует созданию чувства уязвимости и опасности. Анализируя взгляды известных философов на проблему безопасного поведения личности в эпоху постмодерна, автор заключает, что поиск безопасности в условиях постмодернизма возможен через достижение, во-первых, субъективной безопасности, когда в условиях отсутствия объективных истин, личность может стремиться к субъективной безопасности через развитие критического мышления, самоанализа, эмпатии и диалога с другими. Во-вторых, через развитие социокультурной гибкости, что проявляется в способности адаптироваться к различным социокультурным контекстам и принимать разнообразие мировоззрений и, соответственно, способствовать укреплению личной безопасности в эпоху постмодерна.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):25-31
pages 25-31 views

Деятельность попечительских советов в сфере книжного и библиотечного дела в дореволюционной России

Кормишина Г.М., Матвеева Г.В., Яшина Н.Г., Калегина О.А., Исламов Р.Ф.

Аннотация

Статья посвящена деятельности отечественных попечительских советов в области книжного и библиотечного дела, чьё влияние к концу ХIХ века становится особенно значимым: Комитета попечительства о народной трезвости, Казанского городского комитета попечительства о народной трезвости, попечительств при церквях, попечительства Казанского учебного округа и др.

Русские меценаты, объединившись в попечительские общества, обеспечивали «благоустройство» всех вверенных им заведений, в числе которых были библиотеки и читальни для народа, а именно – занимались комплектованием библиотек учебных заведений округа, координировали деятельность с Министерством народного просвещения, контролировали репертуар и обеспеченность книжными изданиями, приобретаемыми библиотеками вверенного ему округа. Деятельность попечительств обеспечила существование на территории России на рубеже ХIХ-ХХ веков широкой сети бесплатных библиотек и читален.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):31-38
pages 31-38 views

Искусствоведение

К вопросу интерпретации изображений «Без лица» в персидской миниатюре XIV – XVII вв.

Деменова В.В., Карпушина А.В.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об истоках художественного приёма изображения со скрытым завесой лицом в произведениях персидской миниатюрной живописи классического периода. Традиционалистский ракурс анализа, применяемый в исследовании, позволяет интерпретировать данный приём как следствие воплощения смыслообразующей концепции «скрытое – явленное», корни которой находятся в священных текстах исламской традиции.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):39-47
pages 39-47 views

Роль геометрических узоров в народном декоративном искусстве Средней Азии IX-XV вв.

Собиров Т.Р., Зарипова Л.Р.

Аннотация

Статья посвящена изложению теоретических и практических основ инженерной графики, широко применявшейся в восточной архитектуре IX-XV века на территории Средней Азии. В статье также описана технология резьбы по дереву, распространенная в области народного творчества и являющаяся одним из древнейших видов художественной деятельности в указанном регионе. Авторами раскрывается значимость инженерной графики для восточной архитектуры, как основного средства декорирования зданий и сооружений; прослеживается идея применения традиционных национальных образцов инженерной графики в современной архитектуре. Актуальность данной работы обусловлена интересом социума и деятелей науки к истории искусства древних государств Средней Азии, культурные, духовно-религиозные и торговые обмены с которыми исчисляются многими столетиями, начиная с эпохи принятия ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):47-53
pages 47-53 views

Онлайн-курс изотерапии «Арт-Микс (рисуй и выздоравливай)» в практике организации инклюзивного образования в вузе

Адгамова Г.Р.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме разработки, внедрения и эффективности дистанционных программ в художественном направлении при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья и непосредственно с проблемами слуха. В ней рассказывается об опыте составления курса изо-терапии «Арт-Микс (Рисуй и выздоравливай)» студентами Казанского государственного института культуры в ходе реализации акселерационной программы стартапов при поддержке Министерства здравоохранения. Статья будет полезна при составлении подобных программ и курсов.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):53-57
pages 53-57 views

Хакатон «Цифровая Арт-Терапия» как форма активизации бизнес-мышления студентов-дизайнеров

Галиуллина Э.Р.

Аннотация

В статье описан опыт участия студентов-дизайнеров в хакатоне «Цифровая арт-терапия». Студенты познакомились со стратегическими инструментами менеджмента: шаблоном бизнес-модели, разработанным Александром Остервальдером, и методикой бережливого производства. Проектирование по созданию цифрового продукта происходило в коллективной деятельности. Рассмотрены сложности, с которыми столкнулись участники и организаторы мероприятия. Результаты анкетирования показали эффективность проведенного хакатона, у студентов повысилась мотивация, развились способности работы в цифровой среде, появился интерес к предпринимательской деятельности. Доказано, что опыт участия будущих дизайнеров в хакатонах положительно сказывается на развитии бизнес-мышления и профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):57-63
pages 57-63 views

Специфические возможности балетного театра в антикоррупционном воспитании и просвещении современного зрителя

Белов В.А., Кавеева А.И.

Аннотация

В статье рассматривается влияние репертуара балетного театра на формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей современного зрителя. Раскрываются специфические возможности «языка танца» воздействовать на зрителя. Актуальность темы определена в связи с нахождением проблем репертуарного плана в балетных театрах, выявлением противоречий между интересами, предпочтениями публики и современными реалиями. В статье рассматриваются две хореографические постановки: балет О. Виноградова «Ревизор» и балет Л. Каннито «Крестный отец», в которых изобличается такое асоциальное явление, как коррупция. Представлен сравнительный анализ этих спектаклей, выявлен их воспитательный и просветительский потенциал.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):63-68
pages 63-68 views

Функции музыкального фольклора в драматическом спектакле (на примере постановок Казанского Татарскоготеатра юного зрителя им. Г. Кариева)

Гилемьянова Г.Г., Шевченко Е.Н.

Аннотация

Целью настоящей статьи является определение функций музыкально-поэтического фольклора в драматическом спектакле на примере постановок Казанского татарского театра юного зрителя им. Г.Кариева. Цель потребовала решения следующих задач: систематизировать жанры музыкального фольклора, используемые в каждом из анализируемых спектаклей, раскрыть причины обращения к тем или иным их формам – религиозным или светским, традиционным или стилизованным, определить их место и роль в театральном тексте и характер связи с драматургией спектакля. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы взаимодействия музыкальной и театральной культуры.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):68-73
pages 68-73 views

Национальный балетный спектакль на татарской сцене на этапе становления

Петрова Л.Р.

Аннотация

В статье рассмотрены предпосылки становления татарского национального балетного спектакля в первой половине XX века; влияние работы татарской драматической труппы на его формирование. Акцентировано внимание на деятельности балетмейстера Гая Хаджиевича Тагирова в драматической труппе, в открывшемся в 1939 году Татарском государственном оперном театре. Рассмотрена его роль в возникновении национального балета на татарской сцене, в подготовке несостоявшейся декады татарского искусства в Москве, намеченной на август 1941 года.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):74-78
pages 74-78 views

Профессиональная подготовка исполнителя народной песни к деятельности в условиях развития креативных индустрий

Бородовская Л.З., Гиматдинова Э.Р.

Аннотация

Работа раскрывает актуальную проблему подготовки к современной креативной деятельности исполнителя народной песни. Анализируются примеры современных форм многофункциональной творческой работы певца. Рассмотрены разнообразные виды творчества певцов разных стран XX-XXI вв. Авторы считают, что сегодня необходима корректировка учебных планов подготовки по направлению «Искусство народного пения» с учетом реализации концептуальных государственных программ развития креативных индустрий до 2030 года. Получение смежных творческих навыков студентами-вокалистами позволит им быть качественно подготовленными специалистами в условиях конкуренции на рынке труда. Предлагается ввести новые дисциплины в учебный план программы бакалавриата «Искусство сольного народного пения», которые подготовят студентов-вокалистов к работе в условиях креативной экономики. Авторы вводят новый термин – креативно-многофункциональная личность, сочетающая традиционные и современные виды творчества в условиях креативной экономики.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):78-83
pages 78-83 views

Символические архетипы «МАТЕРИ», отраженные в образах скульптуры постсоветского пространства

Токарева О.В.

Аннотация

В статье рассматриваются символические архетипы «матери» в образах скульптуры постсоветского пространства. Автор выявляет присутствие архетипа «матери» в мемориальных комплексах всех республик бывшего СССР, используя методы конструктивизма и метод сравнительного анализа, опираясь на психоаналитическую психологию К.Г. Юнга и социально-ролевую концепцию Э. Игли. В статье представлена новая классификация символических типов скульптурных композиций образа матери на постсоветском пространстве: «защитница», «благословляющая», «хранительница», «скорбящая». На основе выявленной типологии определены черты общие и отличные в характеристиках представлений о матери в художественных воплощениях скульптуры различных этносов постсоветского пространства. Полученные данные могут быть использованы в сфере конструирования государственной символической политики, а также в межкультурных коммуникациях на постсоветском пространстве.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):84-91
pages 84-91 views

Особенности трактовки саксофона во французских операх 1850-60-х годов

Шоухэн Д.

Аннотация

Статья посвящена малоисследованному периоду бытования саксофона в симфоническом (оперном) оркестре. Проанализированы партитуры малоизвестных на сегодняшний день опер французских композиторов XIX века: Ж.-Ж. Кастнера, Ф. Галеви, Дж. Мейербера, А. Тома. В них сложились характерные для дальнейшего использования саксофонов топосы, в которых они трактуются как инструменты, участвующие в церемониях, военной музыке, как экзотически звучащие или выражающие глубокую степень переживаний героев. Рассмотрены наиболее важные фрагменты партитур, их драматургическое значение, особенности взаимодействия с другими инструментами оркестра.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):91-96
pages 91-96 views

Народные художественные промыслы как вид арт-терапии на примере традиционного Ныртинского кружевоплетения республики Татарстан

Ситдикова Л.И.

Аннотация

Данная статья посвящена арт-терапии как одному из методов борьбы со стрессом. Цель исследования – дать характеристику народным художественным промыслам на примере ныртинского кружевоплетения как одного из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства, сделав акцент на необходимость возрождения традиций конкретного вида промысла, а также рассмотреть теоретические и практические формы арт-терапии со студентами вузов культуры.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):96-101
pages 96-101 views

Терапевтический потенциал мультимодальных арт-технологий в сохранении и укреплении психического здоровья личности

Блинова Ю.Л.

Аннотация

Cтатья посвящена обоснованию терапевтического потенциала мультимодальных арт-технологий в сохранении и укреплении психического здоровья личности. Автор раскрывает междисциплинарную основу мультимодальных арт-технологий, анализирует основные механизмы их воздействия, специфику функций каждой из модальностей воображения и различные возможности переходов между ними с целью восстановления способности человека быть в контакте с действительностью и решать актуальные жизненные задачи, как базовой составляющей психического здоровья и психологического благополучия личности.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):101-108
pages 101-108 views

Педагогика и образование

Об истинности, достоверности и обоснованности научных понятий в гуманитарном познании

Сироткин Л.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается модель гуманитарного познания на основе системообразующей и структуроопределяющей роли научных понятий, оцениваемых по критериям истинности, достоверности и обоснованности. Раскрывается универсальность научных понятий, излагаются представления об их истинности в соотношении с достоверностью и обоснованностью. Осуществлен анализ достоверности и обоснованности научных понятий как автономных феноменов. Истинность, достоверность и обоснованность раскрываются в сопряжённом единстве.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):109-115
pages 109-115 views

Особенности развития научного наставничества и научной школы

Гильмеева Р.Х.

Аннотация

В статье представлено авторское видение усиления роли научного наставничества, обусловленного наметившимися ориентирами развития образования и науки: фундаментальность и научная составляющая образовательных программ, подготовка молодых ученых, новые направления научных исследований. Научное наставничество автором рассматривается как академическая научная школа, ресурс капитализации образовательной организации, фактор интеллектуализации образовательной организации, базис фундаментальности и развития, основа подготовки научно-педагогических кадров, способ приобщения к истории педагогики и педагогической мысли.

Особую актуальность приобретает движение наставничества в ситуации переориентации вектора отечественного образования. Делается вывод, что научные школы способствуют в значительной мере осмыслению и генерации знаний, нравственных, культурных ценностей в процессе подготовки научно-педагогических кадров.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):115-120
pages 115-120 views

Структурно-функциональная модель профессионально-личностного развития студента технического вуза

Наговицын Р.С., Алимов Р.Ш.

Аннотация

Статья посвящена разработке структурно-функциональной модели профессионально-личностного развития студента технического вуза с использованием информационных технологий. В целевом и методологическом блоках модели представлены основные цель и задачи процесса развития, концептуальные подходы и принципы реализации профессиональной подготовки. Ведущий содержательный блок модели раскрыл этапы работы и комплекс педагогических условий для реализации эффективности внедрения практической исследовательской работы. В итоге результативный блок через выявление критериев и уровней профессионально-личностного развития определил основной результат исследования: повышение уровня профессионально-личностного развития студента технического вуза.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):120-123
pages 120-123 views

А.А. Кирсанов как исследователь проблемы индивидуализации обучения

Осипов П.Н.

Аннотация

В числе прочих знаменательных дат 2023 года – столетний юбилей одного из видных советских и российских ученых-педагогов, академика РАО Анатолия Александровича Кирсанова (1923-2010), автора трудов по проблемам индивидуализации и дифференциации обучения, проектирования содержания профессионального образования, методологических и методических основ профессиональной педагогической подготовки преподавателей высшей технической школы, инженерной педагогики. Последние годы своей жизни он возглавлял созданный им Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы Поволжья и Урала Казанского национального исследовательского технологического университета, руководил работой диссертационного совета по педагогическим наукам. Предлагаемая статья посвящена раннему периоду научного творчества ученого, когда он занимался проблемами индивидуализации и дифференциации обучения, который до сих пор незаслуженно не был предметом анализа исследователей. Между тем, именно в этот период происходило становление А.А. Кирсанова как ученого, доктора педагогических наук, профессора. Многие его педагогические идеи того периода актуальны и сегодня.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):123-129
pages 123-129 views

Организация самостоятельной работы студентов в формате смешанного обучения

Гришаева А.В.

Аннотация

Рассмотрена самостоятельная работа студентов, её место и роль в сфере высшего образования. Анализируется понятие самостоятельной работы с точки зрения знаний и умений, а также тех качеств личности, которые предъявляются к выпускнику вуза и будут востребованы в ближайшем будущем. Проанализированы нормативные документы, определяющие требования к самостоятельной работе, установлены причины увеличения доли самостоятельной работы в учебном процессе, описана роль и функции преподавателя в ходе самостоятельной работы студентов. Затронуты проблемы реализации часов, отводимых на самостоятельную работу и способы их решения. Обосновывается идея о том, что необходимо включать новые способы и формы организации самостоятельной работы. Представлены преимущества смешанного обучения для организации самостоятельной работы студентов. Определены виды и уровни самостоятельной работы, возможности их комбинирования в электронном сопроводительном курсе в смешанном формате обучения. Представлены условия результативности самостоятельной работы студентов, даётся описание особенных принципов организации самостоятельной работы в рамках современной парадигмы образования. В заключении даны рекомендации для преподавателей по проектированию самостоятельной работы студентов в смешанном формате обучения.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):130-133
pages 130-133 views

Образование и рынок труда: грани взаимодействия

Гирфанова Е.Ю., Осипов П.Н., Тарасова Е.Н.

Аннотация

Сегодня на рынке труда происходят качественные изменения, однако наряду с этим, к сожалению, продолжает иметь место перевес специалистов одних направлений подготовки при колоссальном дефиците других. Такая ситуация наблюдается и в области финансового менеджмента. В статье представлены результаты исследования работодателей в этой области, выявлены основные проблемы взаимодействия образования и работодателей, предложены способы их решения. Данные рекомендации могут быть использованы в процессе коллаборации вузов и рынка труда.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):134-138
pages 134-138 views

Потенциал мультикультурной архитектуры современного европейского языкового пространства

Сабирова А.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования и текущих преобразований в языковом ландшафте европейского региона, который представляет интерес не только для исследователей-лингвистов, но и для представителей большинства гуманитарных и социальных наук. Исторические нарративы доказывают особенность и специфику региона как примера с большим количеством представленных в мире языков и культур. Интерес представляет бинарность восприятия процесса формирования языкового поля Европы вследствие изменения базисного измерителя этого процесса, а именно сочетание функционирования английского языка как языка-доминанта и английского как иностранного/второго языка. Европейский центр современных языков как центр содействия качественному языковому образованию в Европе представлен проводником языковой политики континента, находясь на стыке исследований культуры, языка, педагогической теории и практики, способен выступать в качестве катализатора реформ в области языкового образования.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):138-143
pages 138-143 views

О чтении, культуре чтения и их отражении в содержании теоретических общепрофессиональных дисциплин библиотековедческо-библиографоведческого цикла

Бородина С.Д., Мансурова А.Р., Маслова Ю.В., Дрешер Ю.Н.

Аннотация

Памяти Аркадия Соколова

С вступлением человечества в цифровую эпоху культура чтения переживает переломный момент. Проявления трансформации чтения наблюдаются в течение двадцати последних лет, но предсказать перспективы чтения и его статуса в будущем никто не берется. Этот неоднозначный вопрос чаще сопровождается культурным пессимизмом (конец книжной культуры близок), предсказанием диверсификации конкретных средств массовой информации (культура печати найдет свою новую нишу) и технологическим оптимизмом (впереди – цифровые инновации). В контексте данных дискуссий можно говорить о парадоксальном несоответствии: документальный поток изобилует рассуждениями, исследованиями о цифровых технологиях, цифровой культуре, цифровой трансформации общества и т.п., но обнаруживает дефицит информации по культуре чтения в целом, культуре чтения в современной ситуации и их отражении в содержании подготовки библиотекарей.

Статья представляет собой размышления о трансформации культуры чтения, реалиях цифрового чтения в современном мире, форме их отражения в библиотечно-библиографической теории, в том числе на основе обобщения опыта подготовки библиотечных кадров.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):143-147
pages 143-147 views

Научно-методическое обеспечение в обучении лиц пожилого возраста

Черезова Н.С., Матушанский Г.У.

Аннотация

В связи с повсеместной демографической ситуацией возрастающего количества лиц пожилого возраста актуальным становится их обучение. Данная статья посвящена изучению понятия научно-методическое обеспечение, и чем оно является для обучения лиц данной возрастной категории. Были рассмотрены в сравнении следующие понятия: учебно-методическое, методическое и научно-методическое обеспечение. Цель написания работы - сформулировать определение исследуемого понятия, а именно, научно-методического обеспечения обучающего процесса для лиц пожилого возраста. В процессе работы авторы провели анализ научных публикаций по исследуемой теме. Для формулирования определения научно-методического обеспечения авторами работы был использован метод контент-анализа.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):147-153
pages 147-153 views

Информационный менеджмент в системе современного библиотечно-информационного образования

Калегина О.А., Сатагалиева С.М., Яшина Н.Г., Дрешер Ю.Н., Кормишина Г.М.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективного управления информацией в рамках образовательной программы подготовки библиотечно-информационных специалистов. Анализируются современные тенденции информационного менеджмента и возможности использования его методов и технологий в процессе организации образовательного процесса. Приводятся результаты изучения опыта работы Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова в области организации управления информацией применительно к образовательной программе «Библиотечное дело».

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):153-159
pages 153-159 views

Социально-хореографические практики как инструмент развития физической и творческой активности молодежи

Кайманова В.Н., Калимуллина Г.Х., Терехов П.П.

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли социально-хореографических практик в развитии физической, творческой, социальной активности молодежи. Рассмотрены особенности применения современных социально-хореографических практик, дана характеристика некоторых из них. Сделан вывод о том, что социально-хореографические практики могут выступать одним из универсальных средств формирования и развития творческого начала личности и повышения физического потенциала молодежи.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):159-162
pages 159-162 views

Педагогический потенциал стартапов «цифровой» АРТ-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров

Махмутова М.М.

Аннотация

Статья посвящена исследованию педагогического потенциала стартапов цифровой арт-терапии в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров. Авторами представлены формы и содержание педагогического процесса обучения изобразительному искусству и дизайну как многоуровневый проектный подход в освоении новых компетенций, необходимых в условиях цифровизации всех сфер деятельности человека.

Стартапы - одно из самых современных направлений проектной деятельности амбициозных молодых людей. Создание организационно-педагогических условий обучения студентов инновационной деятельности особенно важно для профессий креативной сферы. Обучение будет эффективным, если молодежь примет активное участие в работе таких грантовых площадок, как акселератор «Цифровая арт-терапия». В работе над проектами у будущих специалистов активно развиваются качества лидера, которые позволяют им в дальнейшем стать более успешными в профессиональной деятельности.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):162-166
pages 162-166 views

Традиции татарского народно-певческого искусства на примере творчества И. Шакирова

Галиуллин А.Р.

Аннотация

Статья посвящена анализу певческой культуры и исполнительского стиля одного из лучших татарских народных певцов XX века – Ильгама Шакирова. Основная цель работы – определить возможность использования комплекса наиболее важных вокальных приемов певца в вокально-педагогической практике подготовки исполнителей сольной народной песни. Творчество Ильгама Шакирова, как яркий пример традиционного татарского народно-певческого искусства нуждается в сохранении как самобытный стилевой пример или модель исполнительского искусства. В статье рассмотрены актуальные исследования о творчестве певца. Выполнен анализ распевов в татарской народной протяжной песне «Зиляйлюк». Рассмотрены основные моменты комплексного подхода к обучению вокалиста на примере исполнительской манеры И.Шакирова.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):166-170
pages 166-170 views

Психолого-педагогические императивы образных систем

Разногорская М.Я.

Аннотация

Образные системы современного мира активно взаимодействует с субъектами культуры, формируя базис ценностных и психолого-педагогических императивов. Это метапространство, развивающееся экстенсивно, приводит нас ко все новым векторам субъектности, от эгоизма до метакосмического сознания, но и тот и другой вектор являются далекими от задач патриотического воспитания.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):170-176
pages 170-176 views

Развитие системы народных училищ и школ Казанской губернии второй половины XIX века (по материалам казанской периодической печати)

Каюмова Л.А.

Аннотация

В статье раскрыты социально-экономические предпосылки развития культурно-просветительной деятельности учреждений Казанской губернии конца XIX века. Исследование содержит анализ периодической печати, освещающей культурно-просветительную деятельность общества Казанской губернии конца XIX века.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):177-183
pages 177-183 views

Малоизвестные страницы научного наследия Магруй Музаффарии (к 150-летию со дня рождения)

Зиннатуллина А.А.

Аннотация

В статье представлена педагогическая и просветительская деятельность выдающейся личности татарского народа Магруй Габделвалиевны Музаффарии, которой в этом году исполнилось бы 150 лет. Дана краткая биография просветительницы, осуществлена попытка раскрыть её роль в распространении образования среди населения в целом, в просвещении татарских девушек в частности. Особое внимание уделено анализу письменного наследия. Наиболее подробно описаны и проанализированы две её работы, которые до сегодняшнего дня не становились объектами научных исследований. Это книга наставнического характера «Насихатнамэ ли-эхли замана» («Наставление или благодатное время») и первый путеводитель по городу Казани для татароязычных путешественников и горожан. Труды написаны на старотатарском языке на основе арабской графики.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):183-188
pages 183-188 views

Требования ФГОС и работодателей к перечню профессиональных компетенций сотрудников структуры МЧС: точки соприкосновения и расхождения

Королева Е.С.

Аннотация

В статье раскрыты требования работодателей к уровню сформированности компетенций студентов - будущих специалистов структуры МЧС, проанализированы пожелания работодателей о необходимых навыках и умениях в рамках практикоориентированного подхода. Результаты опроса, проведенного авторами, наглядно отражают противоречия между запросом потенциальных работодателей в структуре МЧС России и перечнем профессиональных компетенций ФГОС для выпускников технического вуза. Результаты работы позволяют скорректировать обучение студентов в сторону большей практической ориентированности и могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023;(4):188-194
pages 188-194 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».