№ 3 (848) (2023)
Педагогические науки
К проблеме общения человека с искусственным интеллектом
Аннотация
Современный уровень развития искусственного интеллекта вносит существенные изменения в аспекты общения, в частности, в его субъектный состав. Трансформации такого порядка требуют создания теоретической основы коммуникации «человек - искусственный интеллект». Подобные существенные изменения как теоретического, так и практического порядка должны быть отражены в образовательном контексте.
9-15
Онлайн-курс как современный инструмент иноязычного образования
Аннотация
В связи с активным развитием цифровых технологий и доступностью электронных средств обучения онлайн-курсы пользуются высокой популярностью. Эта тенденция нашла свое отражение в иноязычном образовании. В статье представлен обзор онлайн-курсов по иностранному языку на открытых российских и зарубежных образовательных платформах, а также на сайтах ведущих российских университетов, с целью оценить потенциал онлайн-курсов как инструмента обучения иностранным языкам и возможность их интеграции в образовательный процесс.
16-21
Специфика второго иностранного языка как учебной дисциплины в лингвистическом вузе
Аннотация
В статье анализируется обучение второму иностранному языку в лингвистическом вузе и обращается внимание на специфические характеристики данного курса. С точки зрения автора, основная специфика овладения вторым иностранным языком, в сравнении с первым иностранны, связана с изменяющимся характером межъязыкового взаимодействия, в ходе которого участвуют не две, а три языковые системы. В этих условиях основная задача методики преподавания второго иностранного языка состоит в выявлении и учете особенностей, вытекающих из закономерностей взаимодействия трех лингвокультур, участвующих в коммуникации.
22-29
Лингвостилистические особенности англоязычного тифлокомментария
Аннотация
В статье рассматриваются языковые параметры англоязычного аудиодескриптивного текста на лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях. Опираясь на англоязычные стандарты аудиодескрипции, автор проводит анализ трех англоязычных аудиодескриптивных комментариев аудиовизуальных произведений и объектов разной направленности. В результате анализа раскрывается взаимодействие языковых элементов на разных уровнях и его влияние на доступность аудиовизуальных работ для незрячих и слабовидящих людей.
30-36
Опыт методического взаимодействия преподавателей первого и второго иностранных языков, нацеленного на формирование лингвокультурологической компетенции у обучающихся
Аннотация
Авторы предлагают внедрение в учебный процесс преподавания первого и второго иностранных языков модели методического взаимодействия преподавателей первого и второго иностранных языков, которая ориентирована на формирование лингвокультурологической компетенции и основывается на общности преподаваемых дисциплин, целей и задач, тематического планирования и подхода к работе с языковым материалом, а также на тесном взаимодействии преподавателей. В статье описан опыт подобного сотрудничества.
37-44
Форма и содержание учебно-методического обеспечения подготовки аспирантов на примере дисциплины «Иностранный язык»
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы выбора форм и содержания учебно-методического обеспечения подготовки аспирантов в неязыковых вузах на примере дисциплины «Иностранный язык». Авторы делают вывод о необходимости использования актуальных специализированных материалов и обновляемого учебно-методического обеспечения через электронные ресурсы вузов.
45-51
Пособие по практике перевода для редкого языка: типология упражнений
Аннотация
Авторы рассматривают создание современного учебника по датско-русскому переводу, который мог бы послужить методическим материалом для подготовки переводчиков в вузах России. В статье обосновывается структурная организация уроков и предлагается обзор использованных типов упражнений, с указанием методической направленности каждого типа на развитие определенных переводческих навыков.
52-59
Обучение чтению при помощи геймификации в начальной школе
Аннотация
Статья освещает роль геймификации при развитии умений чтения на уроках испанского языка как второго иностранного в начальной школе. В статье приводится ряд упражнений для приобретения навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения. Автор предлагает использовать один из элементов геймификации «повествование истории» как эффективный прием обучения чтению, позволяющий повысить заинтересованность обучающихся в данном виде деятельности.
60-65
Технология обучения межкультурному взаимодействию в команде студентов-регионоведов
Аннотация
В статье поднимается проблема теоретического обоснования технологичного формирования умений позитивного и корректного вербального и невербального взаимодействия студентов - представителей разных культур. Смоделирована технология обучения межкультурному взаимодействию в команде студентов-регионоведов на испанском языке, предусматривающая интеграцию коллективной, кооперативной и коллаборативной моделей с учетом специфики политики и культуры стран изучаемого языка.
66-70
Анимализмы в формировании имиджа политика (на материале немецкоязычного и англоязычного публицистического дискурсов)
Аннотация
В статье дается определение понятия «анимализм», рассматриваются основные функции анимализмов при создании имиджа политиков и отмечается их значимость для раскрытия заложенного в языке культурного кода. Выдвинута гипотеза о ценности контрастивного подхода на уроках иностранного языка. На примере анализа и сопоставления анимализмов в англоязычной и немецкоязычной публицистике показано, как контрастивный подход на уроках иностранного языка способствует успешному формированию вторичной языковой личности, уменьшению интерференции и положительному переносу.
71-78
Модель терминологической культуры педагога
Аннотация
Терминологическая культура педагога - развивающееся понятие педагогики профессионального образования. Выделенные структурные компоненты этого понятия были выражены в образной форме в виде модели, которая является примером того, как можно раскрыть содержание любого абстрактного термина. Модель как наглядное пособие применялась в процессе проведения семинара для преподавателей и была отмечена участниками как запоминающийся способ объяснения материала.
79-85
Использование сквозных технологий при обучении иностранному языку в сотрудничестве
Аннотация
В статье рассматривается актуальный вопрос внедрения сквозных облачных инструментов в учебный процесс, построенный на концепции обучения в сотрудничестве. Представлены анализ данных технологий, плюсы и минусы их применения в образовательном процессе, а также описание модели обучения при помощи отобранных в результате проведенного анализа сквозных облачных технологий. Автором приводятся результаты эксперимента и даются краткие рекомендации по их внедрению в процесс обучения иностранному языку.
86-92
Понятие «речевая ошибка» в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранных языков
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «речевая ошибка» в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранных языков. Читатель знакомится с существующими классификациями речевых ошибок на основе различных критериев. Автор подчеркивает многоаспектный характер речевой ошибки, что важно учитывать при создании методических рекомендаций по совершенствованию оценочно-коррекционной работы учителя иностранного языка.
93-98
Психологические науки
Сетевой подход к исследованию структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык: специфика и возможности применения
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы применения сетевого подхода к исследованию структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык. Авторами был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, в ходе которого определена специфика и возможности применения сетевого подхода к исследованию структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык.
99-105
Индивидуально-психологические особенности личности женщин-руководителей
Аннотация
В статье представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей личности женщин-руководителей, отличающих их от женщин, не занимающих руководящие должности. В эмпирическом исследовании приняли участие 78 человек, личностные характеристики изучались с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. По семи факторам были выявлены значимые различия особенностей личности между двумя группами испытуемых.
106-113
Воспитательный потенциал вуза в подготовке будущих психологов
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы воспитательного потенциала вуза как фактора успешности в подготовке будущих психологов, обосновывается актуальность содержания учебных дисциплин, современных образовательных технологий, андрагогического взаимодействия преподавателя-студента в рамках раскрытия возможностей воспитательного потенциала образовательного пространства вуза. Анализируются возможности и пути развития воспитательной работы университета, выделяется добровольчество как одно из актуальных и востребованных направлений, обладающих воспитательным потенциалом в работе со студенческой молодежью.
114-120
Воздействие сцен экранного насилия на эмоциональную сферу старшеклассников с разной гендерной идентичностью
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы воздействия просмотров видеосюжетов агрессии и насилия на эмоциональную сферу юношей и девушек с разной гендерной идентичностью. Подтвердились данные о негативном влиянии этих видеосюжетов на эмоциональное состояние юношей и девушек. Результаты экспериментального исследования позволили установить значимые различия в изменении эмоционального состояния у старшеклассников в соответствии с показателями их гендерной идентичности.
121-128
Юридические науки
Некоторые проблемы защиты прав и законных интересов сторон договора уступки требования
Аннотация
В статье рассмотрены отдельные проблемы правового регулирования и практики защиты прав и законных интересов цедента и цессионария. Отмечается, что целесообразно совершенствование действующего гражданского законодательства (ст. ст. 385, 389.1, 390 Гражданского кодекса РФ), а также редактирование Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки».
129-133
Отдельные проблемы системы категоризации преступлений в Уголовном кодексе РФ
Аннотация
Автор затрагивает вопрос о важности дифференциации преступлений в уголовном праве. Рассматриваются исторические основы вопрос разделения преступлений на категории в зависимости от степени и характера общественной опасности. Статья предлагает обратить внимание на ряд проблем в системе категоризации преступлений в уголовном праве РФ. В частности, рассмотрен ряд предложений по усовершенствованию данной системы в Уголовном кодексе РФ.
134-140


