№ 3 (848) (2023)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

К проблеме общения человека с искусственным интеллектом

Алейникова Д.В.

Аннотация

Современный уровень развития искусственного интеллекта вносит существенные изменения в аспекты общения, в частности, в его субъектный состав. Трансформации такого порядка требуют создания теоретической основы коммуникации «человек - искусственный интеллект». Подобные существенные изменения как теоретического, так и практического порядка должны быть отражены в образовательном контексте.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):9-15
pages 9-15 views

Онлайн-курс как современный инструмент иноязычного образования

Белогурова М.Ю.

Аннотация

В связи с активным развитием цифровых технологий и доступностью электронных средств обучения онлайн-курсы пользуются высокой популярностью. Эта тенденция нашла свое отражение в иноязычном образовании. В статье представлен обзор онлайн-курсов по иностранному языку на открытых российских и зарубежных образовательных платформах, а также на сайтах ведущих российских университетов, с целью оценить потенциал онлайн-курсов как инструмента обучения иностранным языкам и возможность их интеграции в образовательный процесс.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):16-21
pages 16-21 views

Специфика второго иностранного языка как учебной дисциплины в лингвистическом вузе

Горина В.А.

Аннотация

В статье анализируется обучение второму иностранному языку в лингвистическом вузе и обращается внимание на специфические характеристики данного курса. С точки зрения автора, основная специфика овладения вторым иностранным языком, в сравнении с первым иностранны, связана с изменяющимся характером межъязыкового взаимодействия, в ходе которого участвуют не две, а три языковые системы. В этих условиях основная задача методики преподавания второго иностранного языка состоит в выявлении и учете особенностей, вытекающих из закономерностей взаимодействия трех лингвокультур, участвующих в коммуникации.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):22-29
pages 22-29 views

Лингвостилистические особенности англоязычного тифлокомментария

Гринкевич Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются языковые параметры англоязычного аудиодескриптивного текста на лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях. Опираясь на англоязычные стандарты аудиодескрипции, автор проводит анализ трех англоязычных аудиодескриптивных комментариев аудиовизуальных произведений и объектов разной направленности. В результате анализа раскрывается взаимодействие языковых элементов на разных уровнях и его влияние на доступность аудиовизуальных работ для незрячих и слабовидящих людей.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):30-36
pages 30-36 views

Опыт методического взаимодействия преподавателей первого и второго иностранных языков, нацеленного на формирование лингвокультурологической компетенции у обучающихся

Демина Д.А., Фурсова Д.А.

Аннотация

Авторы предлагают внедрение в учебный процесс преподавания первого и второго иностранных языков модели методического взаимодействия преподавателей первого и второго иностранных языков, которая ориентирована на формирование лингвокультурологической компетенции и основывается на общности преподаваемых дисциплин, целей и задач, тематического планирования и подхода к работе с языковым материалом, а также на тесном взаимодействии преподавателей. В статье описан опыт подобного сотрудничества.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):37-44
pages 37-44 views

Форма и содержание учебно-методического обеспечения подготовки аспирантов на примере дисциплины «Иностранный язык»

Морозова М.А., Мельников М.В.

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы выбора форм и содержания учебно-методического обеспечения подготовки аспирантов в неязыковых вузах на примере дисциплины «Иностранный язык». Авторы делают вывод о необходимости использования актуальных специализированных материалов и обновляемого учебно-методического обеспечения через электронные ресурсы вузов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):45-51
pages 45-51 views

Пособие по практике перевода для редкого языка: типология упражнений

Никуличева Д.Б., Липачева А.А., Скачкова А.А.

Аннотация

Авторы рассматривают создание современного учебника по датско-русскому переводу, который мог бы послужить методическим материалом для подготовки переводчиков в вузах России. В статье обосновывается структурная организация уроков и предлагается обзор использованных типов упражнений, с указанием методической направленности каждого типа на развитие определенных переводческих навыков.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):52-59
pages 52-59 views

Обучение чтению при помощи геймификации в начальной школе

Решетов Д.А.

Аннотация

Статья освещает роль геймификации при развитии умений чтения на уроках испанского языка как второго иностранного в начальной школе. В статье приводится ряд упражнений для приобретения навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения. Автор предлагает использовать один из элементов геймификации «повествование истории» как эффективный прием обучения чтению, позволяющий повысить заинтересованность обучающихся в данном виде деятельности.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):60-65
pages 60-65 views

Технология обучения межкультурному взаимодействию в команде студентов-регионоведов

Рыблова А.Н., Нямдорж Х.

Аннотация

В статье поднимается проблема теоретического обоснования технологичного формирования умений позитивного и корректного вербального и невербального взаимодействия студентов - представителей разных культур. Смоделирована технология обучения межкультурному взаимодействию в команде студентов-регионоведов на испанском языке, предусматривающая интеграцию коллективной, кооперативной и коллаборативной моделей с учетом специфики политики и культуры стран изучаемого языка.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):66-70
pages 66-70 views

Анимализмы в формировании имиджа политика (на материале немецкоязычного и англоязычного публицистического дискурсов)

Северина Е.А., Павлова К.В.

Аннотация

В статье дается определение понятия «анимализм», рассматриваются основные функции анимализмов при создании имиджа политиков и отмечается их значимость для раскрытия заложенного в языке культурного кода. Выдвинута гипотеза о ценности контрастивного подхода на уроках иностранного языка. На примере анализа и сопоставления анимализмов в англоязычной и немецкоязычной публицистике показано, как контрастивный подход на уроках иностранного языка способствует успешному формированию вторичной языковой личности, уменьшению интерференции и положительному переносу.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):71-78
pages 71-78 views

Модель терминологической культуры педагога

Сурменко М.С.

Аннотация

Терминологическая культура педагога - развивающееся понятие педагогики профессионального образования. Выделенные структурные компоненты этого понятия были выражены в образной форме в виде модели, которая является примером того, как можно раскрыть содержание любого абстрактного термина. Модель как наглядное пособие применялась в процессе проведения семинара для преподавателей и была отмечена участниками как запоминающийся способ объяснения материала.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):79-85
pages 79-85 views

Использование сквозных технологий при обучении иностранному языку в сотрудничестве

Сухина Н.Н.

Аннотация

В статье рассматривается актуальный вопрос внедрения сквозных облачных инструментов в учебный процесс, построенный на концепции обучения в сотрудничестве. Представлены анализ данных технологий, плюсы и минусы их применения в образовательном процессе, а также описание модели обучения при помощи отобранных в результате проведенного анализа сквозных облачных технологий. Автором приводятся результаты эксперимента и даются краткие рекомендации по их внедрению в процесс обучения иностранному языку.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):86-92
pages 86-92 views

Понятие «речевая ошибка» в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранных языков

Усачева В.М.

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к определению понятия «речевая ошибка» в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранных языков. Читатель знакомится с существующими классификациями речевых ошибок на основе различных критериев. Автор подчеркивает многоаспектный характер речевой ошибки, что важно учитывать при создании методических рекомендаций по совершенствованию оценочно-коррекционной работы учителя иностранного языка.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):93-98
pages 93-98 views

Психологические науки

Сетевой подход к исследованию структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык: специфика и возможности применения

Бармин А.В., Величковский Б.Б.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы применения сетевого подхода к исследованию структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык. Авторами был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, в ходе которого определена специфика и возможности применения сетевого подхода к исследованию структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):99-105
pages 99-105 views

Индивидуально-психологические особенности личности женщин-руководителей

Буслаева Е.Л.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей личности женщин-руководителей, отличающих их от женщин, не занимающих руководящие должности. В эмпирическом исследовании приняли участие 78 человек, личностные характеристики изучались с помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. По семи факторам были выявлены значимые различия особенностей личности между двумя группами испытуемых.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):106-113
pages 106-113 views

Воспитательный потенциал вуза в подготовке будущих психологов

Лебедева Н.В., Донина О.И.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы воспитательного потенциала вуза как фактора успешности в подготовке будущих психологов, обосновывается актуальность содержания учебных дисциплин, современных образовательных технологий, андрагогического взаимодействия преподавателя-студента в рамках раскрытия возможностей воспитательного потенциала образовательного пространства вуза. Анализируются возможности и пути развития воспитательной работы университета, выделяется добровольчество как одно из актуальных и востребованных направлений, обладающих воспитательным потенциалом в работе со студенческой молодежью.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):114-120
pages 114-120 views

Воздействие сцен экранного насилия на эмоциональную сферу старшеклассников с разной гендерной идентичностью

Пашукова Т.И.

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы воздействия просмотров видеосюжетов агрессии и насилия на эмоциональную сферу юношей и девушек с разной гендерной идентичностью. Подтвердились данные о негативном влиянии этих видеосюжетов на эмоциональное состояние юношей и девушек. Результаты экспериментального исследования позволили установить значимые различия в изменении эмоционального состояния у старшеклассников в соответствии с показателями их гендерной идентичности.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):121-128
pages 121-128 views

Юридические науки

Некоторые проблемы защиты прав и законных интересов сторон договора уступки требования

Василишин И.И., Евстратов Т.Д.

Аннотация

В статье рассмотрены отдельные проблемы правового регулирования и практики защиты прав и законных интересов цедента и цессионария. Отмечается, что целесообразно совершенствование действующего гражданского законодательства (ст. ст. 385, 389.1, 390 Гражданского кодекса РФ), а также редактирование Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки».

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):129-133
pages 129-133 views

Отдельные проблемы системы категоризации преступлений в Уголовном кодексе РФ

Лобов С.Д.

Аннотация

Автор затрагивает вопрос о важности дифференциации преступлений в уголовном праве. Рассматриваются исторические основы вопрос разделения преступлений на категории в зависимости от степени и характера общественной опасности. Статья предлагает обратить внимание на ряд проблем в системе категоризации преступлений в уголовном праве РФ. В частности, рассмотрен ряд предложений по усовершенствованию данной системы в Уголовном кодексе РФ.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(3 (848)):134-140
pages 134-140 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».