№ 2 (847) (2023)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

Обучение стилистическому анализу иноязычного текста в жанре академического аналитического эссе

Великолуг Л.В.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность формирования навыков стилистического анализа текста как жанра письменного академического дискурса, одного из важнейших элементов академической грамотности студента вуза. Представляя собой рецептивно-продуктивный вид речевой деятельности, анализ текста способствует овладению нормами академического стиля языка, используемого в процессе обучения для написания академических работ и необходимого для эффективного межкультурного академического взаимодействия.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):9-14
pages 9-14 views

Фонетические ошибки в речи студентов на защите выпускной квалификационной работы на английском языке: коммуникативные последствия и рекомендации по исправлению

Веренинова Ж.Б., Соколова В.Л.

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее распространенные фонетические ошибки в речи студентов, выступающих на защите выпускной квалификационной работы. Выявленные ошибки имеют место на всех уровнях фонетической системы языка и оказывают негативное влияние на дискурсивную организацию речи студентов. Для устранения приведенных в статье ошибок предоставляются соответствующие рекомендации методического характера.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):15-21
pages 15-21 views

Методы обучения переводческой деятельности

Гавриленко Н.Н.

Аннотация

В статье предлагаются методы обучения переводческой деятельности. Рассмотрены социокультурные, деятельностные, контекстные, рефлексивные, эвристические методы обучения, обусловленные различными подходами к обучению переводу в вузе, представлены различные ресурсы и средства обучения этой сложной деятельности. Рассмотренные в статье методы позволяют строить индивидуальную траекторию обучения студентов переводческой деятельности в зависимости от их личностных характеристик и скорости усвоения материала.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):22-29
pages 22-29 views

Цепочки междисциплинарных переключений кодов как триггер когнитивного подхода к профилизации

Дубинина Г.А., Коннова Л.П., Степанян И.К.

Аннотация

Цель публикации - разработка методики для формирования профессиональных навыков экономистов на основе междисциплинарного переключения кодов: экономика - математика - IT - английский язык. Подтверждается, что тренинг междисциплинарного переключения кодов на базе специально организованной языковой поддержки способствует формированию более устойчивых профессиональных навыков. Исследование может способствовать развитию теории переключения кодов и формированию методики ее использования для междисциплинарного взаимодействия.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):30-39
pages 30-39 views

Готовность студентов к проектированию индивидуальной образовательной траектории в вузе

Евдокимова М.Г., Байдикова Н.Л., Давиденко Е.С.

Аннотация

Статья посвящена исследованию готовности студентов осознанно выбирать элементы индивидуального учебного плана, собственной образовательной траектории. Авторы описывают результаты анкетирования студентов бакалавриата Института лингвистического и педагогического образования (ЛПО) Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ), проведенного с целью выявить, готовы ли студенты выступать в качестве автономных соавторов собственных образовательных моделей и учебных программ. Анализ результатов показывает, что не все студенты справляются с выполнением указанных функций, а это свидетельствует о необходимости системного формирования у них способности к осознанному выбору целевых, содержательных и технологических аспектов своего образования.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):40-46
pages 40-46 views

Модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку на основе взаимосвязанного развития коммуникативной и учебно-познавательной деятельности

Коряковцева Н.Ф.

Аннотация

Статья посвящена организации профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузе на базе развития учебно-познавательной деятельности; предлагается модель обучения на основе взаимосвязанного развития коммуникативной и учебно-познавательной деятельности «изучении языка и культуры»; рассматриваются характеристики деятельности «изучение языка и культуры» и возможности развития стратегий и умений данной деятельности с использованием специального учебно-методического комплекса в формате учебного ресурсного центра.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):47-53
pages 47-53 views

Международный проект по переводу как средство совершенствования профессиональной компетенции переводчика

Мощанская Е.Ю.

Аннотация

В статье представлен опыт организации международного переводческого проекта в русле функционального подхода. Описаны этапы проекта, компоненты развиваемых компетенций, представлены итоги анализа текста-оригинала (далее ИТ) и текста - перевода (далее ПТ). В качестве материала исследования выступают семь статьей К. Норд и их переводы на русский язык. Представленную методику организации проекта можно взять за основу при освоении будущими переводчиками других подходов к переводу текстовых жанров.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):54-60
pages 54-60 views

Подготовка по иностранному языку в неязыковых вузах: основные вызовы в условиях Четвертой промышленной революции

Полякова Т.Ю.

Аннотация

Статья посвящена вопросу дальнейшего развития системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах под влиянием Четвертой промышленной революции. Четвертая промышленная революция порождает Индустрию 4.0, которой должны соответствовать Образование 4.0 и система подготовки по иностранным языкам как его компонент. В статье рассматриваются возникающие в связи с этим основные задачи в области преподавания иностранных языков, решение которых должно осуществляться в условиях неопределенности и необходимости прогнозирования.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):61-66
pages 61-66 views

Теоретико-методологические основания интерактивного обучения иностранному языку студентов-международников

Салкина М.С.

Аннотация

Статья представляет теоретико-методологический междисциплинарный анализ концепций, составляющих основу интерактивного обучения студентов-международников иностранному языку. Подчеркивается, что сфера международных отношений основана на диалоге и именно это должно определять выбор методики преподавания. При этом взаимосвязь интеракции с идеей диалога доказывает, что именно интерактивное обучение обеспечивает подготовку, соответствующую характеру будущей профессиональной деятельности студентов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):67-72
pages 67-72 views

Подводные камни аспектизации курса иностранного языка и как их обойти

Фролова Г.М.

Аннотация

Статья, основанная на практическом опыте автора по подготовке будущих преподавателей иностранного языка и по повышению квалификации действующих, подчеркивает необходимость учитывать особенности аспектного преподавания иностранных языков, которое отличает лингвистические вузы, лицеи и предуниверситарии лингвистической направленности. Статья посвящена проблеме предотвращения возможных издержек разделения курса иностранного языка на аспекты.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):73-78
pages 73-78 views

Публичные выступления как объект профессионально ориентированного обучения иностранным языкам (социально-политические науки)

Харламова Н.С., Мангова О.Б.

Аннотация

В статье обосновывается значимость овладения базовыми элементами публичной речи для профессионально ориентированного обучения иностранным языкам. Авторы рассматривают необходимость взаимосвязанного обучения аудированию и говорению, а именно формированию механизмов смысловой обработки информации. Обучение аудированию проводится в соответствии с детальным и критическим уровнями понимания. Обучение публичной речи включает несколько этапов: от рецептивно-продуктивного до креативно-продуктивного.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):79-86
pages 79-86 views

Ситуация развития современной профессиональной личности в контекстах самообразования: преподаватель иностранного языка

Яроцкая Л.В.

Аннотация

Статья посвящена выявлению условий, характеризующих ситуацию развития преподавателя иностранного языка в контекстах самообразования. Определяется методологическое основание профессионально-личностного развития личности, устанавливаются педагогические контексты развития преподавателя иностранного языка, предлагаются решения, обеспечивающие динамику рассматриваемых процессов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):87-93
pages 87-93 views

От интернационализации к постинтернационализации образования: диалектика смыслов

Яроцкая Л.В., Фролова К.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу сложившейся к настоящему времени ситуации в мировом образовательном пространстве, основополагающим вектором развития которого в последние десятилетия считалась интернационализация образовательной сферы; осмыслению трансформационных процессов в этой области. Сложившиеся к настоящему времени условия свидетельствуют о дестабилизации и качественной трансформации процессов интернационализации, что позволяет говорить о переходе к этапу постинтернационализации образования.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):94-99
pages 94-99 views

Психологические науки

Методы и методики исследования сфокусированности личности на себе

Зубова А.В.

Аннотация

В статье исследуется эгоцентризм как сфокусированность личности на себе. Анализируется проблема его связи с другими характеристиками личности. Рассмотрены трудности изучения эгоцентризма личности, отмечены особенности исследования его у подростков. Описываются методики для определения уровня эгоцентризма, указаны границы их применения. Формулируется вывод, что для контроля эффективности социально-психологических тренингов нужно изучать динамику эгоцентризма, совершенствовать методики его измерения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):100-106
pages 100-106 views

Различия в организации языковой среды для детей-билингвов дошкольного возраста

Кошелева Ю.П.

Аннотация

В статье анализируется феномен билингвизма, рассматриваются различные подходы к билингвальному образованию (лингвистический, психологический, педагогический, социолингвистический и экологический реализм), обсуждаются условия языковой среды, выделяются компоненты билингвальной образовательной среды (деятельностный, предметно-пространственный и социокультурный), сравниваются два варианта организации языковой среды для детей-билингвов дошкольного возраста - вариант А и Б, оценивается их результативность.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):107-114
pages 107-114 views

Понимание эмоций как аспект безопасного поведения

Подпругина В.В.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы о важности понимания и знания эмоции «гнев» в аспекте безопасного поведения. Анализируются результаты исследования представлений об эмоции «гнев» в разных возрастных группах (родители, дошкольники с ОВЗ, младшие школьники, младшие подростки) с использованием метода словесных отчетов. Полученные результаты свидетельствуют о неоднозначном кодировании и декодировании эмоции «гнев», возможном контроле ее проявления.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):115-123
pages 115-123 views

Юридические науки

К вопросу о предупреждении преступлений в рыбной отрасли

Васильев Э.А., Прокофьева Т.В.

Аннотация

В статье дается характеристика состояния преступности в рыбной отрасли России, анализируются меры, направленные на ее декриминализацию, в том числе предупредительные меры правового, организационного и оперативного-розыскного характера. Рассматривается зарубежный опыт регулирования данной отрасли экономики. Анализируются преимущества оперативно-розыскной профилактики преступлений в указанной сфере.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):124-129
pages 124-129 views

Содержание и основные направления уголовно-правовой политики Российской Федерации

Грудинин Н.С.

Аннотация

В статье рассматриваются понятие, содержание и некоторые направления уголовно-правовой политики современной России. Подчеркивается неразрывная связь между процессом совершенствования нормативного содержания Уголовного кодекса Российской Федерации и векторами развития уголовно-правовой политики, которая реализуется государством. Сообщается, что к основным направлениям уголовно-правовой политики относится разумное сочетание наказания и исправления, репрессии и гуманизма, преследующее своей главной целью обеспечить наказуемость преступления, исправление осужденного и предупреждение преступного деяния на максимально ранней стадии.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):130-136
pages 130-136 views

Коррупция как функция социальной системы

Иншаков С.М., Казакова В.А.

Аннотация

Рассматриваются социальные и психологические характеристики коррупции в качестве явления, присущего обществу в разные периоды его существования. Выделены социально-политические факторы коррупции. На исторических примерах прослеживается отношение к коррупции и коррупционерам со стороны государства и общества. Анализируется современная реализация антикоррупционного механизма уголовного и административного законодательства и его недостатки.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(2 (847)):137-142
pages 137-142 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».